Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Цели урока:
- Обучающие: обобщить и закрепить знания учащихся по данной теме.
- Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность учащихся; продолжить
- формировать умения логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения;
- Воспитательные: продолжить работу по формированию социально активной личности, переживающей за судьбу России; воспитывать интерес к предмету.
Методические приемы: беседа с учащимися, фактологичесский диктант, устный фронтальный и индивидуальный опросы, работа с документом, работа с учебником, разгадывание кроссворда, тестирование.
Методическая тема урока: Активизация познавательной деятельности учащихся и дифференцированный подход при закреплении изученного материала.
План урока:
- Цели и итоги реформ экономической и политической системы СССР.
- Распад СССР и образование СНГ.
- Начало «новой России».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Проверка присутствующих.
– Проверка готовности класса к уроку.
II. Объявление темы, постановка целей и задач
Темой сегодняшнего нашего урока является: «Страна в конце XXв. Крушение СССР – рождение «новой России». Ребята, мы закончили изучение очень важного исторического периода нашей страны и сегодня на уроке мы еще раз вспомним определенные исторические периоды, исторические личности, которые вершили судьбу нашей Родины, сделаем выводы и обобщения всех изменений, происшедших в данный период. Так же мы с вами вспомним важные даты и события, когда будем писать фактологический диктант, некоторые учащиеся будут разгадывать кроссворды, работать с документами и в качестве закрепление проведем небольшое тестирование.
Ш. Обобщение и закрепление знаний
Фактологический диктант, устный фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование, разгадывание кроссворда.
Диктант:
Апрель 1985г – начало правления М.С.Горбачева.
Май 1985г – антиалкогольная компания.
1988г – XIX Всесоюзная партийная конференция.
Начало политической реформы.
Май 1988г – введение арендного подряда на селе
появление фермерства.
1990г – Отмена ст.6 Конституции СССР, избрание
Президента СССР.
Лето 1990г – разработка программы «500 дней».
Июнь 1991г – президентом России избран
Б.Н.Ельцин.
Август 1991г – создание ГКЧП.
Декабрь 1991г – Распад СССР, Образование СНГ.
1993г 12 декабря – Принятие Конституции РФ.
Вопросы устного фронтального и индивидуального опроса чередуются.
Вопросы устного (индивидуального) опроса:
– вспомним характеристику Михаила
Сергеевича Горбачева? (сообщение учащегося).
– какова же характеристика личности Бориса
Николаевича Ельцина? (сообщение учащегося)
– характеристика Егора Гайдара (сообщение
учащегося).
– характеристика Виктора Степановича
Черномырдина (сообщение учащегося).
– характеристика Сергея Владиленович Кириенко
(сообщение учащегося).
– краткая характеристика Примакова (сообщение
учащегося).
– краткая характеристика Сергей Владимирович
Степашина (сообщение учащегося).
– краткая характеристика Владимира
Владимировича Путина (сообщение учащегося).
Вопросы устного (фронтального) опроса:
– Что такое ПЕРЕСТРОЙКА и каковы её причины? (Это
попытка «сверху» реформировать политическую и
экономическую систему советского общества.
Период 1985-1991гг. инициатор М.С.Горбачев; Причины:
отставание СССР по темпам экономического
развития и застойные явления в обществе).
– Какие экономические реформы были проведены в
СССР в этот период? (Попытка создания частной
собственности программа «500 дней» –
приватизация и урезание экономической власти
Центра; переход предприятий на хоз.расчет;
развитие фермерства в с/х).
– Что такое приватизация? (Переход
гос.собственности к частным владельцам).
– Каковы же итоги экономической реформы? (Положительные
результаты оказались кратковременными, в
дальнейшем идет снижение темпов прироста
национального дохода и производительности
труда.)
– В целом экономическая реформа оказалась
незавершенной. Возникает вопрос, почему так
получилось? Обратимся к документу:
Из доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.
Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы. Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел.
В период застоя управленческий аппарат, разросшийся почти до сотни союзных и восьмисот республиканских министерств и ведомств, практически стал диктовать свою волю и хозяйству, и политике. Именно ведомства и другие управленческие структуры держали в руках исполнение принятых ими решений, своими действиями или бездействием определяли, чему быть, а чему нет.
– В чем видел М.С. Горбачев причины неудач
экономических реформ?
(1. Существующая политическая система;
2. Сосредоточение хозяйственно-управленческих
функций в руках партийно-политического
руководства; 3. Гипертрофировалась роль
исполнительного аппарата; 4. Основная масса
населения была отстранена от реального участия в
решении государственных и общественных дел; 5.
Управленческий аппарат диктовал свою волю
хозяйству и политике, определял, чему быть, чему
нет; 6. Громоздкость и неэффективность работы
аппарата управления.)
– Что надо было сделать, для того чтобы
экономическая реформа заработала, так как надо?
Необходимо было избавиться от недостатков, а
каких и в какой сфере? (Реформировать
политическую систему в СССР).
– Кто вспомнит основные этапы политической
реформы?
«Этапы политической реформы»
Этап |
Содержание |
Итоги |
1. «Кадровая революция» | Массовая замена и омоложение кадров, подбиравшихся на основе критерия – поддерживает ли цели и идеи перестройки. | Осознали, что простой заменой кадров дело не решить. |
2. Реформа 1988 г. | Соединение «социалистических ценностей с политической доктриной либерализма». |
|
3. Формирование многопартийности | Снят запрет на деятельность политических партий и общественных организаций, не связанных с КПСС. |
|
– Итак, итогами этих реформ стало, то что было
поставлена под сомнение существование
политической системы социализма с руководящей
ролью КПСС.
– Добился ли М.С. Горбачев и политическое
руководство СССР тех целей, которые они ставили? (Цели
М.С. Горбачева состояли в том, чтобы в рамках
социалистического выбора улучшить жизнь людей с
помощью формирования рыночной инфраструктуры.
Но основными итогами явилось: Многопартийность.
Отмена ст. 6 Конституции СССР( убиралось
главенство коммунистической партии). Было
заложено начало построения правового
государства.).
Учитель: М.С.Горбачев пытался совместить классическую советскую политическую модель с либеральной, опиравшуюся на разделение властей. В итоге эта реформа и ряд других факторов привели к распаду СССР в 1991 г. и образованию суверенной России.
II. Распад СССР и образование СНГ
– Итак, перестройка привела к нарастанию
социальных проблем, резко обострился
национальный вопрос. Ряд республик стали
добиваться выхода из состава СССР. В 1990г добились
суверенитета Латвия, Литва и Эстония. Но в целом,
по результатам референдума в 9 республиках, за
сохранение СССР проголосовало 76,5% населения.
Вследствие этого 23 апреля 1991г представители этих
республик и Президент СССР М.С.Горбачев
подписали соглашение о заключении нового
союзного договора, предоставлявшего большую
самостоятельность республикам в составе СССР.
Подписание договора было намечено на 22 августа
1991г.
– Какие же события августа 1991г произошли в
дальнейшем и по каким причинам? (19 августа
чтобы предотвратить подписание союзного
договора, его противники (консервативное крыло)
организуют путч. Боясь ослабления власти Центра,
противники создали ГКЧП – государственный
комитет по чрезвычайному положению, который по
сути дела сместил Горбачева. В Москву были
введены войска. Решительным противником
переворота выступил избранный в июне 1991г
президентом РСФСР Б.Н.Ельцин, которого
поддержали тысячи людей у Белого Дома. 21 августа
Горбачев вернулся в Москву, организаторы путча
были арестованы.)
Сообщение учащегося о Ельцине (Приложение 1)
Попытка переворота резко ускорила процесс
распада СССР. Сразу после путча 8 республик
заявили о своей независимости. Горбачев
оставляет пост Генерального секретаря ЦК КПСС и
распускает ЦК.
8 декабря в Беловежской Пуще руководители
Белоруссии (С.С.Шушкевич), Украины (Л.М.Кравчук) и
РФ (Б.Н.Ельцин) подписали договор о создании СНГ и
объявили о прекращении существования СССР как
субъекта международного права. 25 декабря
М.С.Горбачев подал в отставку с поста президента
СССР.
С провалом ГКЧП и перестройкой закончился период
реформ социалистического характера, началось
строительство «новой России».
III. Начало «новой России».
После распада старой государственности в
стране необходимо было срочно решать
экономические проблемы. Руководство России
приступило к радикальным реформам – было
заявлено о либерализации цен и торговли
проведение приватизации.
– Что такое либерализация цен? (Отказ от
государственного регулирования цен).
Ответственным за проведение программы реформ
стал вице – премьер правительства РСФСР
Е.Т.Гайдар. (Сообщение учащегося – Приложение
1)
– Какова была суть реформ Гайдара? (Монетаризм
– жесткая кредитно-финансовая политика,
ограничение дефицита бюджета, прекращение
финансирования убыточных предприятий,
упразднены командная модель экономики и система
распределения ресурсов).
– Какие итоги? (Спад производства, инфляция,
кризис платежеспособности; в декабре 1992г
правительство Гайдара отправлено в отставку,
новым главой правительства становится
В.С.Черномырдин).
(Приложение 1)
– Какова суть реформ В.Черномырдина? (Приход
опытного хозяйственника несколько
скорректировал курс реформ. Он сделал ставку на
усиление гос.регулирования. Но это лишь на время
стабилизировало обстановку. Усилился вывоз
капитала за границу, деньги продолжали вращаться
в спекулятивном обороте «приватизационных»
олигархов. Правительство попыталось привлечь
иностранных инвесторов и взять кредит. Первое не
удалось, т.к. боялись вкладывать в нестабильную
Россию, а вот кредит получить удалось. Но его
тратили не на нужды экономических реформ, а на
выплаты бюджетникам. Задолженность страны
нарастала с каждым днем. Назревал финансовый
кризис. В начале 1998г правительство Черномырдина
отправлено в отставку. Его приемником стал
Сергей Кириенко.)
(Приложение 1)
– Что предпринял Кириенко? (Он попытался смягчить последствия финансового кризиса. Но проценты по гос.кредиту росли и правительство было вынужденно отказаться от выплат кредита. Был отменен валютный коридор, вклады людей обесценились, подорвалось доверие к банкам и правительству. Возникла нехватка некоторых товаров. Правительство было отправлено в отставку. Новым главой кабинета министров назначен Е.М.Примаков). (Приложение 1)
– Каковы были действия Примакова? (Был провозглашен курс «опоры на собственные силы» и общественное согласие. Рубль подешевел, импорт сократился и это дало возможность развитию отечественного производителя. Снизились гос.расходы, ликвидирована задолженность по зарплате. В мае 1999г. главой правительства назначен С.В.Степашин, при котором сохранился прежний курс. А уже в августе 1999г новым председателем правительства был назначен В.В.Путин). (Приложение 1)
Учитель: Российскому руководству удалось частично решить экономические проблемы страны, хотя с весьма тяжелыми социальными последствиями. Это был первый шаг в создании «новой России». Но основная работа еще только предстояла.
IV. Главный вывод
Ученики делают вывод:
- Что касается экономических реформ М.С.Горбачева, то реформы перестроечного периода не дали результатов, массы были недовольны и разочарованны в перестройке.
- Итоги реформ вышли за рамки целей, так как М.С. Горбачев пытался совместить несовместимое: классическую советскую политическую модель с либеральной, опиравшуюся на разделение властей.
- Реформы «шоковой терапии» и дальнейших преобразований были непродуманны, непоследовательны, начинались с неблагоприятного старта и имели очень тяжелые социальные последствия.
V. Подведение итогов урока
Конечно, период конца XX века для нашего государства был очень тяжелым испытанием. Но как говориться, на ошибках учатся. Я надеюсь, что мы извлечем урок из своего прошлого, ведь вы – это будущее нашей страны и во многом от вас зависит, уже сейчас, какой она будет в будущем.
VI. Домашнее задание
Повторить § 47 – 55.
*Написать сочинение эссе по темам:
1. «Каких ошибок должен был избежать новый
Президент «новой России»?».
2. «Какой была бы наша страна без распада СССР?».
3. «Трагична ли роль М.С.Горбачева в истории?»
VII. Заключительная часть урока