Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
- способствовать формированию представлений учащихся о добре, мотивировать их на добрые поступки;
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формировать умение совместно работать в группе;
- воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.
Форма проведения: этическая дискуссия.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
1. Формулировка темы
– Сейчас вы прослушайте две песни (Приложение №1, Приложение №2). После этого я попрошу заполнить карточку с №1.
№1
- Мне кажется (я думаю), что авторы песни заставляют нас задуматься о …
- Потому, что …
- Я могу это доказать строчками из песен, где говорится о …
- Исходя из этого, я делаю вывод, что тема классного часа …
Учащиеся зачитывают свои записи, учитель записывает темы на доске.
– Действительно, сегодня мне хочется поговорить с вами о добре, добрых поступках. Тема нашего занятия « Нелёгкая дорога добра».
2. Поиск определения
– На доске изображена шкала с баллами от 0 до 10. Если бы я попросила вас оценить степень своей доброты, какую оценку вы поставили себе?
Учитель выслушивает ответы и по ходу заполняет таблицу:
Баллы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Кол-во уч. |
– По каким признакам вы узнаете, что люди –
добрые?
– Что же такое добро? У вас было задание найти в
различных источниках определение этого понятия.
Давайте посмотрим, что же вы нашли.
Презентация. Слайды с определением добра.
3. Обсуждение ситуаций
– Вам предлагается проанализировать конкретные жизненные ситуации, поступки людей и определить, можно ли считать добрыми этих людей и эти поступки.
Класс делиться на группы (3)
– Перед вами примеры поступков и ситуаций. Их нужно разделить на добрые и недобрые и привести аргументы, согласно которым такое разделение произведено.
- Дать списать домашнее задание.
- Кормить своего кота, как только он попросит.
- Кормить бездомных кошек.
- Помочь пожилому человеку донести тяжёлую сумку.
- Разрешать во время дежурства учащимся начальных классов во время перемен делать всё, что они хотят.
- Подавать бездомным на улице.
- Кормить животных в парках и лесах.
- Сходить в магазин для пожилого человека за определённое вознаграждение.
- Участвовать в субботнике по уборке территории.
- Взять игрушку у одного ребенка и дать другому, который плачет.
- Купить подростку сигареты по его просьбе.
- Сажать деревья.
- Кормить птиц в морозы.
- Развлекать одноклассников, подшучивая над товарищем.
- Помочь маме помыть посуду за мороженое.
- Сходить за классным руководителем, если кто-то из одноклассников не хочет идти на урок.
- Сделать замечание однокласснику, если на уроке он пользуется сотовым телефоном для общения в социальных сетях.
Группы выполняют задания и аргументированно рассказывают классу о своих оценках ситуаций.
При дальнейшем обсуждении, как правило, выясняется, что всё неоднозначно. Многие поступки, которые расцениваются школьниками как добрые, на самом деле таковыми не являются, а в перспективе наносят вред.
Например, излишнее перекармливание кота приводит его к болезням и ранней смерти. Раздача милости нищим также не решает их проблемы, не помогает наладить нормальную жизнь, покончить с нищенством и бродяжничеством.
Требуются другие, более радикальные меры для решения проблем бездомности как у животных, так и у человека. Даже кормление животных в парках нарушает экологическое равновесие в экосистеме. Если деревья во дворе посадить слишком близко к дому, то это лишит света жителей нижних этажей.
После обсуждения предложенных ситуаций учитель просит каждую команду привести примеры действительно добрых дел.
Группы работают несколько минут и приводят примеры, которые оцениваются всем классом.
– Нам необходимо выделить критерии (признаки), по которым отличают добрые поступки.
– Вы должны предложить признаки добрых поступков. В этом вам могут помочь ответы на вопросы, которые лежат у вас на столе и просмотр мультфильма моего детства. (Мультфильм «Просто так» – спрашивайте у автора статьи)
Вопросы:
– Отвернется ли добрый человек от того, кто
нуждается в помощи?
– Пройдет ли добрый мимо, если увидит, что
обижают слабого?
– Откажется ли он от понимания и терпимости?
– Будет ли добрый смеяться над другими или
унижать кого-то?
– Будет ли ожидать платы или иной благодарности
за свой добрый поступок?
В итоге работы формулируются следующие главные признаки добрых дел:
- Чья-то жизнь (или ситуация) стала лучше.
- Никому не причинен вред или страдания.
- Помощь бескорыстна.
4. Планы на будущее
– Как вам кажется, легко ли совершать добрые
поступки?
– Какую роль играют добрые поступки в жизни?
Учащиеся высказываются, идёт обсуждение
– Мы часто можем помочь чужому человеку,
проявить заботу о братьях наших меньших, а о тех,
кто рядом с нами часто забываем.
– Что можно сделать, чтобы товарищам по классу
было хорошо и комфортно рядом с ними?
Все возникающие идеи учитель обязательно записывает на доске.
В результате обсуждения варианты действий могут быть, например, такими:
– Улыбаться при встрече, здороваться,
называть по имени.
– Предлагать помощь.
– Предлагать участие в игре.
– Разговаривать, вовлекать в общую беседу.
– При необходимости помогать в учебе.
– Пригласить в гости.
5. Тест «Добрый ли, я» (Приложение 3)
Классный руководитель знакомит с результатами теста, который был проведён ранее.
6. Итог занятия
– Ребята, мне очень хотелось, чтобы наш сегодняшний разговор дал каждому из вас возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтобы мир изменился к лучшему? Конечно, простой человек, не обладающий ни властью, ни большими деньгами, не может многое изменить в жизни. Однако он может именно теперь, когда так остро встала борьба между добром и злом, встать на сторону добра. И для этого нужно сделать одно – не причинять зла и неприятностей людям. Если каждый так поступит, то возникнет растущий с каждым днем круг людей, объединенных желанием идти дорогою добра.
7. Рефлексия
– Заполните таблицу:
Классный час был для меня | полезен / бесполезен интересен / скучен |
Он | заставил задуматься/оставил равнодушным |
Какое высказывание о добре, доброте, вы поставили бы эпиграфом нашего классного часа? |
|
Используемая литература:
- Классное руководство и воспитание школьников. Классный методический журнал для классных руководителей. Февраль 2014.
- Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель). Практические материалы. М., 2007.
- Интернет-источники: http://mudroslov.com