Классный час "Нелегкая дорога добра"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Задачи:

  • способствовать формированию представлений учащихся о добре,      мотивировать их на добрые поступки;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формировать умение совместно работать в группе;
  • воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям.

Форма проведения: этическая дискуссия.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Формулировка темы

– Сейчас вы прослушайте две песни (Приложение №1, Приложение №2). После этого я попрошу заполнить карточку с №1.

№1

  1. Мне кажется (я думаю), что авторы песни заставляют нас задуматься о …
  2. Потому, что …
  3. Я могу это доказать строчками из песен, где говорится о …
  4. Исходя из этого, я делаю вывод, что тема классного часа …

Учащиеся зачитывают свои записи, учитель записывает темы на доске.

– Действительно, сегодня мне хочется поговорить с вами о добре, добрых поступках.  Тема нашего занятия « Нелёгкая дорога добра».

2. Поиск определения

– На доске изображена шкала с баллами от 0 до 10. Если бы я попросила вас оценить степень своей доброты, какую оценку вы поставили себе?

Учитель выслушивает ответы и по ходу заполняет таблицу:

Баллы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Кол-во уч.                    

– По каким признакам вы узнаете, что люди – добрые?
– Что же такое добро? У вас было задание найти в различных источниках определение этого понятия. Давайте посмотрим, что же вы нашли.

Презентация. Слайды с определением добра.

3. Обсуждение ситуаций

– Вам предлагается проанализировать конкретные жизненные ситуации, поступки людей и определить, можно ли считать добрыми этих людей и эти поступки.

Класс делиться на группы (3)

– Перед вами примеры поступков и ситуаций. Их нужно разделить на добрые и недобрые и привести аргументы, согласно которым такое разделение произведено.

  • Дать списать домашнее задание.
  • Кормить своего кота, как только он попросит.
  • Кормить бездомных кошек.
  • Помочь пожилому человеку донести тяжёлую сумку.
  • Разрешать во время дежурства учащимся начальных классов во время перемен делать всё, что они хотят.
  • Подавать бездомным на улице.
  • Кормить животных в парках и лесах.
  • Сходить в магазин для пожилого человека за определённое вознаграждение.
  • Участвовать в субботнике по уборке территории.
  • Взять игрушку у одного ребенка и дать другому, который плачет.
  • Купить подростку сигареты по его просьбе.
  • Сажать деревья.
  • Кормить птиц в морозы.
  • Развлекать одноклассников, подшучивая над товарищем.
  • Помочь маме помыть посуду за мороженое.
  • Сходить за классным руководителем, если кто-то из одноклассников не хочет идти на урок.
  • Сделать замечание однокласснику, если на уроке он пользуется сотовым телефоном для общения в социальных сетях.

Группы выполняют задания и аргументированно рассказывают классу о своих оценках ситуаций.

При дальнейшем обсуждении, как правило, выясняется, что всё неоднозначно. Многие поступки, которые расцениваются школьниками как добрые, на самом деле таковыми не являются, а в перспективе наносят вред.

Например, излишнее перекармливание кота приводит его к болезням и ранней смерти. Раздача милости нищим также не решает их проблемы, не помогает наладить нормальную жизнь, покончить с нищенством и бродяжничеством.

Требуются другие, более радикальные меры для решения проблем бездомности как у животных, так и у человека. Даже кормление животных в парках нарушает экологическое равновесие в экосистеме.  Если деревья во дворе посадить слишком близко к дому, то это лишит света жителей нижних этажей.

После обсуждения предложенных ситуаций учитель просит каждую команду привести примеры  действительно добрых дел.

Группы работают несколько минут и приводят примеры, которые оцениваются всем классом.

– Нам необходимо выделить критерии (признаки), по которым отличают добрые поступки.

– Вы должны предложить признаки добрых поступков. В этом вам могут помочь ответы на вопросы, которые лежат у вас на столе и просмотр мультфильма моего детства. (Мультфильм «Просто так» – спрашивайте у автора статьи)

Вопросы:

–  Отвернется ли добрый человек от того, кто нуждается в помощи?
– Пройдет ли добрый мимо, если увидит, что обижают слабого?
–  Откажется ли он от понимания и терпимости?
– Будет ли добрый смеяться над другими или унижать кого-то?
– Будет ли ожидать платы или иной благодарности за свой добрый поступок?

В итоге работы формулируются следующие главные признаки добрых дел:

  • Чья-то жизнь (или ситуация) стала лучше.
  • Никому не причинен вред или страдания.
  • Помощь бескорыстна.

4. Планы на будущее

– Как вам кажется, легко ли совершать добрые поступки?
– Какую роль играют добрые поступки в жизни?

Учащиеся высказываются, идёт обсуждение

– Мы часто можем помочь чужому человеку, проявить заботу о братьях наших меньших, а о тех, кто рядом с нами часто забываем.
– Что можно сделать, чтобы товарищам по классу было хорошо и комфортно рядом с ними?

Все возникающие идеи учитель обязательно записывает на доске.

В результате обсуждения варианты действий могут быть, например, такими:

 –  Улыбаться при встрече, здороваться, называть по имени.
–  Предлагать помощь.
–  Предлагать участие в игре.
–  Разговаривать, вовлекать в общую беседу.
–  При необходимости помогать в учебе.
–  Пригласить в гости.

5. Тест «Добрый ли, я» (Приложение 3)

Классный руководитель знакомит с результатами теста, который был проведён ранее.

6. Итог занятия

– Ребята, мне очень хотелось, чтобы наш сегодняшний разговор дал каждому из вас возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтобы мир изменился к лучшему? Конечно, простой человек, не обладающий ни властью, ни большими деньгами, не может многое изменить в жизни. Однако он может именно теперь, когда так остро встала борьба между добром и злом, встать на сторону добра. И для этого нужно сделать одно – не причинять зла и неприятностей людям. Если каждый так поступит, то возникнет растущий с каждым днем круг людей, объединенных желанием идти дорогою добра.

7. Рефлексия

– Заполните таблицу:

Классный час был для меня полезен / бесполезен
интересен / скучен
Он заставил задуматься/оставил равнодушным
Какое высказывание о добре, доброте, вы поставили бы эпиграфом нашего классного часа?
  • Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его.
  • Лучшее в добрых делах – это желание их утаить.
  • Добротой можно часто причинить вред, поэтому, когда хочешь сделать добро, тщательно все обдумай.
  • Доброе сердце прекраснее, чем все разумы мира, вместе взятые.
  • Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.
  • Большинство людей способно скорее на великие поступки, чем на поступки добрые.
  • Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
  • Какая необходимая приправа ко всему — доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются.
  • Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его.

Используемая литература:

  1. Классное руководство и воспитание школьников. Классный методический журнал для классных руководителей. Февраль 2014.
  2. Маленкова Л. И. Классный руководитель (воспитатель). Практические материалы. М., 2007.
  3. Интернет-источники: http://mudroslov.com