Формирование экологического мышления у младших школьников в условиях реализации ФГОС

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В последнее время, когда стала доступна информация о состоянии окружающей среды, человечество начало осознавать серьёзность встающих перед ним экологических проблем.

Человек, благодаря своим интеллектуальным и физическим способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого планеты.

Учёные предполагают, что через несколько десятков лет вода, воздух и почвы могут быть настолько «отравлены», что проживание человека на земле станет невозможным.

Поэтому формирование у младших школьников бережного отношения к природе — важный, нужный, просто необходимый сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Для того, чтобы ученик научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства. Надо стараться пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, учить сравнивать, делать выводы.

С первого класса я стараюсь воспитывать в детях бережную любовь к природе.

Мы вместе думаем над тем, что сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче, где и как нужно отдыхать, а какие места лучше обойти, выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека.

Подвожу ребят к выводу: природа беззащитна перед человеком. Но если мы не будем беречь биосферу, эту тонкую живую наружную оболочку Земли, то станем свидетелями угасания жизни на нашей прекрасной планете.

Моя боль за разрушение человеком природного равновесия передаётся детям. Хочется верить, что наши уроки добра и любви к родной природе не будут забыты.

От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей.

Ребёнку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Чувством любви к природе, утверждают психологи, наделяется далеко не каждый, как музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее, ответственнее. Наличие этого чувства – обязательный признак доброго сердца. Это также «выражение благодарности земле, которая нас родила, вскормила и стала нашим домом».

Природа нуждается в защите и охране, в бережном отношении к ней.

Формирование экологического мышления – это составная часть воспитания, направленная на овладение учащимися экологическими знаниями, формирование экологического мышления и умения грамотного экологического поведения в окружающей среде, нравственно — эстетических качеств по отношению к природе.

На своих уроках я всегда рассказываю детям о том, что беречь природу и всё, что нас окружает, любить свою малую родину, делать только нужное и полезное для своей страны. Очень важно воспитывать любовь к родному краю с самых ранних лет. Когда ребёнок приходит в первый класс, то его обязательно нужно научить читать, писать, считать, но ещё важно научить не обижать «братьев наших меньших», не рвать цветы, не ломать ветки деревьев, не разорять гнёзда, всем помогать и всех любить.

С самых первых дней ребёнка в школе начинается формирование экологического мышления младших школьников.

Так необходимо в условиях реализации ФГОС уделять большое внимание нравственному, экологическому, духовному воспитанию младших школьников. Все уроки, внеклассные мероприятия должны быть направлены на развитие духовно – нравственной личности.

Большое внимание в своей работе уделяю формированию экологического мышления работе с родителями. Сколько бы мы с вами не говорили и не учили детей делать правильно, если ребёнок в семье видит совершенно другое, то добиться желаемого результата будет очень сложно.

Родительские собрания («Воспитание экологического мышления в учебной и внеурочной деятельности», «Роль семьи в формировании экологического мышления младших школьников»), классные часы («Любить природу – значит любить свою Родину», «Береги природу – свой отчий дом»), беседы («Мы – защитники природы!», «Лес – наше богатство») должны быть направлены на достижение поставленных целей – это любовь к природе.

Только работая целенаправленно – можно добиться высоких результатов по формированию экологического мышления у младших школьников в условиях реализации ФГОС.