Методическая разработка интегрированного урока (окружающий мир + чтение) по теме "Культура поведения. Правила вежливости". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Планируемые результаты:

Освоение предметных знаний, умений: правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых; повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

Метапредметные УУД:

  • Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.
  • Коммуникативные: слушают собеседника; высказывают собственную точку зрения.
  • Познавательные: оценивают формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; выделяют главные и отличительные признаки явлений
  • Личностные: доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: индивидуальные карточки для групповой работы, толковые словари русского языка Ожегова С.И., презентация “Вежливые слова”, шарики с пожеланиями.

Ход урока

1. Мотивационный момент.

- Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!

- Доброе утро всем тем, кто сделал зарядку!

- Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!

- Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения.

2. Прогноз погоды.

Сегодня 28 февраля, вторник

Погода ясная.

Осадков нет.

Дует слабый ветер.

Температура воздуха -5о С.

3. Проверка домашнего задания:

- 4 человека работают по карточкам, тестам

- 4 человека рассказывают о своих семьях (как зовут членов семьи, чем они занимаются, где работают, как проводят свободное время, какие традиции есть в семье)

4. Постановка целей урока.

- Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?

- Кто, по-вашему, добрый человек?

  1. Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?
  2. Догадайтесь, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей)
  3. Расшифруете слово на доске и тогда узнаете тему урока (вежливость)
  4. Как вы понимаете слово вежливость, обсудите в группах.
  5. Чему мы должны научиться? Для чего нам это надо?

- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.

Запись на доске:

Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.

- Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.

- Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!

1-й ученик:

Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.

2-й ученик:

Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!

3-й ученик:

На свете есть много чудеснейших слов,
Таких, что нас радуют, греют и лечат.
Я думаю – каждый назвать их готов:
Приветствую, здравствуйте,
Добрый всем вечер!

4-й ученик:

Слова есть, что к людям безмерно добры,
Весь мир освещая, как солнце в зените.
Их знают и люди, и ёж, и бобры:
Спасибо, пожалуйста, ах, извините!

5. Работа над новой темой урока.

1) Образование слова “Вежливость”.

- Я беру у Её Величества ВЕЖЛИВОСТИ первый конверт и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.

Запись в конверте: “Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово “Вежливость”?

- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово “Вежливость”?

- До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово “ВЕЖЕ”:

“ВЕЖЕ” ------------ знаток.

“ВЕЖЕ” ------------- ведать, знать.

“ВЕЖЕ” – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.

“ВЕЖЕСТВО” – превратилось в “вежливость”.

“ВЕЖЕСТВО” – качество ценное и обязательное.

2) Обмен собственным опытом.

- У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.

  1. Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им “до свидания” при расставании.
  2. Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
  3. Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
  4. Почаще в своей речи нужно использовать “волшебные” слова.
  5. Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.

3) Игра “Волшебные слова”

- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости конверт под номером 2 и исполним её второе желание. Открываем конверт.

Запись в конверте: “Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи “волшебные” слова.”

Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”. С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.

Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на экране после того, как дети назвали “волшебное” слово).

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.)

- Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости пожалуйста.)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)

- И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.)

4) Работа со словарями (по группам)

Найти значение слов:

- здравствуйте

- до свидания

- спасибо

- пожалуйста

- Подберите слова синонимы к этим словам

Учитель: - В каком произведении на уроках чтения нам встречались вежливые слова?

5) Инсценирование произведения В.Осеевой “Волшебное слово”

6) Обсуждение сценки по вопросам

- Почему Лена не дала краски?

- Как вёл себя Павлик при встрече со стариком?

- Как менялось его поведение, когда он узнал волшебное слово?

- Какое это волшебное слово? Как его надо говорить?

7) Физкультминутка

- Давайте лечиться от невежливости! Передаём друг-другу мяч, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение.

8) Из истории происхождения правил вежливости.

- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости третий конверт и узнаем о следующем её желании.

Запись в конверте: “Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними”.

Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:

- Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.

Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.

- Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Её Величество Вежливость.

(На экране появляются одно за другим правила вежливости, дети читают их)

Коллективное чтение:

  • Не спеши первым сесть за стол.
  • Не разговаривай во время еды.
  • Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
  • Не чавкай.
  • Не рвись первым выскакивать в двери.
  • Не перебивай говорящего.
  • Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
  • Не размахивай руками.
  • Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
  • Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся “простите”
  • Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
  • Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
  • Не держи руки в карманах.

- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?

9) Обобщения детей: правила вежливости нам нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга.

10) Решение “Вежливых задач”

А теперь давайте решим все вместе такую задачу: Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки.

– Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: Скажите, пожалуйста, который час?

– “Не часов”, а который “час”?

– И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо!”

- А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу. По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему”.

– Извините, пожалуйста.

6. Обыгрывание ситуаций из учебника.

- Открываем учебник на странице 54, прочитаем задание. Придумайте к каждой картинке ситуацию и разыграйте разговор между героями, используя “волшебные” слова( по группам)

Пусть каждый рассказ начнётся - Однажды...

Обсуждение рассказов.

7. Работа в группах “Образуй своё правило”.

Детям раздаются правила вежливости, только каждое слово по отдельности.

Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.

  1. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
  2. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
  3. Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.
  4. Никогда не перебивай старших, выслушай их до конца, а потом говори сам.

8. Разговор по телефону. Ролевая игра.

Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Илью, пса Рыжика и Серёжи.

- Получился ли разговор вежливым и понятным?

- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

- Прочитайте разговор вежливо.

9. Правила разговора по телефону.

  1. Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
  2. Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
  3. Не следует говорить слишком долго.

10. Групповая работа-разговор по телефону.

  • 1 ситуация: Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.
  • 2 ситуация: Мальчик звонит другу и хочет у него узнать д//з по математике.
  • 3 ситуация: Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.
  • 4 ситуация: Мальчик пригласил друга в гости. Ему купили новую игру “Футбол”

11. Коллективная работа (чтение рассказа “Странный папа”.

- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение странным.

Чтение по абзацам рассказа.

- Как вы объясните поведение папы?

- Что можно сказать о попугае Илье?

- Чему могли научиться мальчики у папы?

12. Тест “Оцени свою вежливость”.

Результат: у кого больше 10 баллов - зажгите зелёный сигнал, у кого меньше-красный.

13. Подведение итогов. Релаксация.

- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

На доске:

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .

Учитель: - Какого человека называют вежливым?

- Если вы будете говорить вежливые слова, то ваши желания обязательно сбудутся.

Закончим урок песней о дружбе, потому что вежливые ребята очень любят дружить!

14. Исполнение песни “Дружба”.