Планируемые результаты:
Освоение предметных знаний, умений: правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых; повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.
Метапредметные УУД:
- Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций.
- Коммуникативные: слушают собеседника; высказывают собственную точку зрения.
- Познавательные: оценивают формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; выделяют главные и отличительные признаки явлений
- Личностные: доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: индивидуальные карточки для групповой работы, толковые словари русского языка Ожегова С.И., презентация “Вежливые слова”, шарики с пожеланиями.
Ход урока
1. Мотивационный момент.
- Доброе утро всем тем, кто хорошо выспался!
- Доброе утро всем тем, кто сделал зарядку!
- Доброе утро всем тем, кто пришёл в школу с хорошим настроением!
- Желаю всем удачного дня и приподнятого настроения.
2. Прогноз погоды.
Сегодня 28 февраля, вторник
Погода ясная.
Осадков нет.
Дует слабый ветер.
Температура воздуха -5о С.
3. Проверка домашнего задания:
- 4 человека работают по карточкам, тестам
- 4 человека рассказывают о своих семьях (как зовут членов семьи, чем они занимаются, где работают, как проводят свободное время, какие традиции есть в семье)
4. Постановка целей урока.
- Ребята, как вы думаете, какому человеку легко жить на свете: доброму или злому?
- Кто, по-вашему, добрый человек?
- Что нужно делать для того, чтобы быть добрым?
- Догадайтесь, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей)
- Расшифруете слово на доске и тогда узнаете тему урока (вежливость)
- Как вы понимаете слово вежливость, обсудите в группах.
- Чему мы должны научиться? Для чего нам это надо?
- Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с правилами вежливости.
Запись на доске:
Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
И поможет нам в этом сама ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ВЕЖЛИВОСТЬ. Она пришла не с пустыми руками, а с пожеланиями, которые спрятались в конвертах.
- Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают.
- Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу? Ведь это не так уж трудно!
1-й ученик:
Вежливость для взрослых и для детей важна,
Вежливость – чудесная и добрая страна.
Вежливости надо с детства всем учиться,
Вежливость, ребята, волшебства частица.
2-й ученик:
Если будем вежливы
Каждый день и час –
Станет мир счастливее
В миллионы раз!
3-й ученик:
На свете есть много чудеснейших слов,
Таких, что нас радуют, греют и лечат.
Я думаю – каждый назвать их готов:
Приветствую, здравствуйте,
Добрый всем вечер!
4-й ученик:
Слова есть, что к людям безмерно добры,
Весь мир освещая, как солнце в зените.
Их знают и люди, и ёж, и бобры:
Спасибо, пожалуйста, ах, извините!
5. Работа над новой темой урока.
1) Образование слова “Вежливость”.
- Я беру у Её Величества ВЕЖЛИВОСТИ первый конверт и читаю, какое первое её желание нам надо исполнить.
Запись в конверте: “Хочу, чтоб вы знали, как образовалось слово “Вежливость”?”
- А вам, ребята, интересно, откуда появилось слово “Вежливость”?
- До 6-го века в русском языке широко употреблялось слово “ВЕЖЕ”:
“ВЕЖЕ” ------------ знаток.
“ВЕЖЕ” ------------- ведать, знать.
“ВЕЖЕ” – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.
“ВЕЖЕСТВО” – превратилось в “вежливость”.
“ВЕЖЕСТВО” – качество ценное и обязательное.
2) Обмен собственным опытом.
- У вас небольшой жизненный опыт, но многие из вас уже знают некоторые правила вежливого отношения с окружающими. Поделитесь с нами своими знаниями.
- Нужно здороваться при встрече со знакомыми людьми и говорить им “до свидания” при расставании.
- Всегда нужно быть опрятным, причёсанным и умытым, чтобы окружающим людям было приятно с тобой общаться.
- Нужно уважать старших: помогать им по дому, уступать место в общественном транспорте.
- Почаще в своей речи нужно использовать “волшебные” слова.
- Нужно быть внимательным к окружающим, не причинять им неприятностей, не оскорблять их ни словом, ни делом.
3) Игра “Волшебные слова”
- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости конверт под номером 2 и исполним её второе желание. Открываем конверт.
Запись в конверте: “Хочу, чтобы вы все были вежливыми детьми и чаще употребляли в своей речи “волшебные” слова.”
Учитель: В обиходе вежливого воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем “волшебными”. С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
Давайте вспомним эти слова с помощью игры (дети называют и эти слова появляются на экране после того, как дети назвали “волшебное” слово).
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.)
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.)
- Когда нас бранят за шалости, говорим мы ... (Прости пожалуйста.)
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)
- И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (До свидания.)
4) Работа со словарями (по группам)
Найти значение слов:
- здравствуйте
- до свидания
- спасибо
- пожалуйста
- Подберите слова синонимы к этим словам
Учитель: - В каком произведении на уроках чтения нам встречались вежливые слова?
5) Инсценирование произведения В.Осеевой “Волшебное слово”
6) Обсуждение сценки по вопросам
- Почему Лена не дала краски?
- Как вёл себя Павлик при встрече со стариком?
- Как менялось его поведение, когда он узнал волшебное слово?
- Какое это волшебное слово? Как его надо говорить?
7) Физкультминутка
- Давайте лечиться от невежливости! Передаём друг-другу мяч, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение.
8) Из истории происхождения правил вежливости.
- Давайте возьмём у Её Величества Вежливости третий конверт и узнаем о следующем её желании.
Запись в конверте: “Хочу, чтобы вы знали, откуда произошли правила вежливости, а также познакомились с ними”.
Учитель: Интересно вам это знать? Тогда слушайте:
- Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.
Учитель: В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, как сесть, как взять чашку с чаем – всё это было определено и строго расписано.
- Давайте и мы с вами познакомимся с правилами вежливости, которые преподносит вам Её Величество Вежливость.
(На экране появляются одно за другим правила вежливости, дети читают их)
Коллективное чтение:
- Не спеши первым сесть за стол.
- Не разговаривай во время еды.
- Не забывай закрывать рот, когда жуёшь.
- Не чавкай.
- Не рвись первым выскакивать в двери.
- Не перебивай говорящего.
- Не кричи и не повышай голоса, если перед тобой не глухие.
- Не размахивай руками.
- Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
- Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся “простите”
- Не забудь извиниться, если кого-нибудь толкнул.
- Не делай вид в троллейбусе или автобусе, что ты не замечаешь стоящего старика.
- Не держи руки в карманах.
- Ребята, а зачем человеку нужны эти правила? Неужели нельзя без них обойтись?
9) Обобщения детей: правила вежливости нам нужны везде и всегда. Иначе люди бы не смогли общаться друг с другом, помогать, уважать друг друга.
10) Решение “Вежливых задач”
А теперь давайте решим все вместе такую задачу: Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки.
– Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: Скажите, пожалуйста, который час?
– “Не часов”, а который “час”?
– И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо!”
- А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу. По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему”.
– Извините, пожалуйста.
6. Обыгрывание ситуаций из учебника.
- Открываем учебник на странице 54, прочитаем задание. Придумайте к каждой картинке ситуацию и разыграйте разговор между героями, используя “волшебные” слова( по группам)
Пусть каждый рассказ начнётся - Однажды...
Обсуждение рассказов.
7. Работа в группах “Образуй своё правило”.
Детям раздаются правила вежливости, только каждое слово по отдельности.
Задача: составить правильное предложение, чтобы трактовалось, как правило вежливости.
- Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.
- Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.
- Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.
- Никогда не перебивай старших, выслушай их до конца, а потом говори сам.
8. Разговор по телефону. Ролевая игра.
Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Илью, пса Рыжика и Серёжи.
- Получился ли разговор вежливым и понятным?
- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
- Прочитайте разговор вежливо.
9. Правила разговора по телефону.
- Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
- Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
- Не следует говорить слишком долго.
10. Групповая работа-разговор по телефону.
- 1 ситуация: Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.
- 2 ситуация: Мальчик звонит другу и хочет у него узнать д//з по математике.
- 3 ситуация: Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.
- 4 ситуация: Мальчик пригласил друга в гости. Ему купили новую игру “Футбол”
11. Коллективная работа (чтение рассказа “Странный папа”.
- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение странным.
Чтение по абзацам рассказа.
- Как вы объясните поведение папы?
- Что можно сказать о попугае Илье?
- Чему могли научиться мальчики у папы?
12. Тест “Оцени свою вежливость”.
Результат: у кого больше 10 баллов - зажгите зелёный сигнал, у кого меньше-красный.
13. Подведение итогов. Релаксация.
- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:
На доске:
- Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
- Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
- Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ... .
Учитель: - Какого человека называют вежливым?
- Если вы будете говорить вежливые слова, то ваши желания обязательно сбудутся.
Закончим урок песней о дружбе, потому что вежливые ребята очень любят дружить!
14. Исполнение песни “Дружба”.