Цель: формирование представлений у обучающихся о сезонных изменениях в природе
Задачи:
- закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе
- расширить знания обучающихся о природных явлениях в разное время года, о месяцах
- формировать у детей навыки бережного отношения к природе, умения одеваться в соответствии с погодными изменениями и условиями
- воспитывать интерес к изучению родной природы
- развивать речевые умения, мышление, память, умение работать с иллюстрациями
Ход урока
1. Оргмомент.
Приветствие детей.
2. Актуализация знаний
- Сегодня мы вновь отправляемся в удивительное путешествие по окружающему нас миру ( с нами Маша и Миша Ивановы). Послушайте стихотворение:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг:
Солнце, звезды, облака,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг .... (ПРИРОДА)
- Природа окружает нас повсюду. Что вы уже узнали о природе? на какие части можем разделить? (природа бывает живая и неживая)
На доске схема
- Вы послушали стихотворение, в котором прозвучало множество природных объектов. Какие же мы можем отнести в неживой природе, живой? (Дети называют)
3. Постановка темы и целей урока
- Сегодня мы продолжаем разговор о природе. И я вам предлагаю послушать отрывок из сказки В. И. Даля “Старик-годовик”:
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
- Это сказка-загадка. О каких птицах здесь идет речь? (Это времена года и месяцы) Как узнали?
- О чем же сегодня на уроке будем говорить? (времена года) Природа одинаковая в разные времена года? На уроке обсудим изменения в природе. (На доске тема: Природа и ее сезонные изменения.)
- Вы уже многое знаете о изменениях в природе, наблюдали. Сегодня мы повторим и пополним ваши знания. В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов), поэтому они и называются сезонными.
4. Изучение нового материала.
- Что нам поможет на уроке? (Учебник и тетрадь)
- Откройте учебник на стр. 24-25. Рассмотрите иллюстрации, что заметили? Что объединяет эти рисунки ? (На них изображена одна и та же местность в разное время года.) Что вы видите на этих рисунках? (На переднем плане реку, поле, березу, кустарники, зайца. На заднем плане - лес, небо, солнце.) Чем отличаются рисунки? (Рисунки показывают одну местность в разное время года.)
- Ну что, отправимся в гости к каждому времени года.
ОСЕНЬ
- Какое время года сейчас идет? Поставьте фишку желтого цвета на рисунок, изображающий осень. Проверьте как это задание выполнил ваш сосед и обсудите, какие приметы осени вы увидели.
- Какие изменения происходят в неживой природе осенью? В живой?
- Мама Маши и Миши купила новую “Книжку про осень” . В ней были три картинки. На первой - деревья были с желтыми листьями, такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картина. А на третьей картинке почти все деревья стояли голые, только сосны и ели не сбросили листву. В воздухе кружился и медленно падал на землю снег.
Миша удивился:
- Почему про осень нарисованы три разные картинки?
- А вы как думаете? (Разные периоды осени, месяца, РК)
В старину говорили: В осеннее ненастье семь погод на дворе.
Физминутка ИГРА “ДА” и “НЕТ”
“Осень”
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать:
Куртки, шапки надевать?
ЗИМА
- Продолжаем работу. После осени к нам в гости скоро пожалует следующее время года. Поставьте на него синюю фишку. Сверьтесь с соседом по парте. По каким признакам вы узнали зиму?
Земля покрыта снегом, водоемы покрываются льдом. А для многих животных, особенно для птиц это самое тяжелое время года- холодно и голодно (мало корма). Как мы можем им помочь? Какие птицы прилетают на кормушки?
- Почему так оделся Миша? Перечислите зимние месяцы (декабрь – самые долгие ночи, заканчивает год; январь начинает новый год, самый холодный месяц в году; февраль – метели, вьюги).
ВЕСНА
Миша забыл, какое же время года наступает после зимы. Давайте ему подскажем. Поставьте на нужный рисунок зеленую фишку. Почему мы выбрали зеленый цвет?
- Послушайте рассказ, который Миша сочинил о весне :
Весна начинается в мае. Солнце начинает пригревать, на улице теплеет, тает снег. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Реки замерзают и покрываются льдом. С весной в свои края возвращаются перелетные птицы и начинают вить гнезда. С деревьев начинают опадать листья.
Маша удивилась, послушав рассказ брата, почему? (исправить ошибки, повторить месяцы).
ЛЕТО
- Сразу после весны наступает... (Лето) Поставьте красную фишку
Загадки о лете:
Один костёр весь мир согревает (солнце) | Заслонили тучи солнце, Гром раскатисто смеется. В небе молний полоса - Значит, началась ... (гроза) |
После дождя бывает, полнеба закрывает. Дуга красивая, цветная Появится, затем растает. (радуга) |
Меня часто зовут, Дожидаются, А приду - от меня Укрываются. (Дождь) |
Сыплется из туч горох, Прыгает к нам на порог. С крыши катится он в сад. Что такое? Это - ... (град) |
Пушистая вата Плывёт куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. Ответ (Облако) |
- Назовите в паре летние месяцы.
5. Закрепление
Что наступит после лета? (повторить времена года). Вот так в течение года происходят изменения в природе (сезонные). А почему же они происходят, в чём причина? (Солнце)
- Обратите внимание на солнце в разное время года. (Летом высоко над землей, зимой и осенью низко). А что Земля получает от солнца? (тепло и свет). Чем выше солнце, тем круче падают его лучи на землю, согревают и припекают, а чем ниже, тем больше они скользят по поверхности земли, меньше тепла и света. Т.о., солнце – главный источник тепла и света на Земле в любое время года.
Человек (мы с вами) – тоже часть природы. Как на человека оказывают влияние сезонные изменения в природе? Связь человека и природы? (занятия в разное время года, одежда и т.д.). Природа очень щедра к человеку, поэтому как мы с вами должны относиться к ней? (высказывания учащихся о бережном отношении к природе)
Тетрадь, с. 18 № 17 (одежда для Миши и Маши осенью)
Игра с мячом. Я кидаю мяч и называю время года, ученик ловит мяч и называет явление природы.
6. Итог урока. Рефлексия
- Вспомните тему урока. Какие выводы по теме урока можем сделать?
- Кто сегодня узнал что-то новое? Кому было интересно, трудно?
Д.З. – составить рассказ о любимом времени года