Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющих ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, а также легкоатлетического многоборья.
Нельзя подобрать более надежный вид спорта, чем легкая атлетика для социализации и самореализации подростков и по финансовым возможностям, и по уровню здоровья и по востребованности различных составляющих легкой атлетики в развитии чувств, качеств, необходимых в жизни.
Этим обусловлен мой интерес к привлечению студентов в секцию по легкой атлетике среди наших студентов.
Самореализация личности в таких видах спорта прямой путь становления и взаимодействия в микро-, макро- и мегапространстве.
Кроме этого здоровьесберегающее обучение остается приоритетным направлением в Ярославской области, что обеспечивает высокую потребность в физическом воспитании.
Остановимся подробнее на моделях социализации и возможностях социализации и самореализации у студентов.
Под моделью социализации понимается идеальная структура, отражающая изучение процессов адекватного восприятия и отражения социальных ролей, ретрансляции, трансформации, реконструкции социального опыта с последующей адаптацией и саморазвитием субъектов социокультурных отношений в пространстве.
Модели социализации субъектов социокультурного пространства находят отражение в 4-х направления (плоскостях) социального и социально-педагогического взаимодействия: спорт, наука, искусство, религия.
Меня как преподавателя физической культуры интересует направление спорт - как механизм социализации.
Дихотомичность доказательства здоровьесберегающего аспекта занятий спортом объективна, т.к. при неграмотном или деформирующем взаимодействии ухудшается и физическое, и психическое состояние здоровья, а при учете всех факторов и резервов субъекта социального взаимодействия – создаются условия для построения и реализации акметраектории социально-профессионального развития. Кроме того, социализация через спорт гармонизирует взаимоотношения субъектов в структуре модели “внутреннее-внешнее”, тем самым подчеркивая и подтверждая справедливость древней модели взаимодействия, в которой человек рассматривается состоящим из трех составляющих: тела, души и разума, поэтому согласно древним учениям он должен уделять внимание трем составляющих своего "я". Наиболее ярко это показано в учении буддизма, где священное писание Типитаки (в переводе означающее три корзины) отмечает, что человек в процессе жизни накапливает свои три корзины – корзины души, тела и разума. Нельзя выбрасывать или игнорировать какую-либо из корзин, нарушая природу уникальности и своеобразия каждого человека.
Под педагогическими условиями социализации и самореализации подростков, занимающихся легкой атлетикой, понимаем многоуровневый, полисистемный процесс и продукт постановки и решения задач оптимизации тренировочно-соревновательной работы, предопределяющей наивысшие достижения и качественное включение личности в командные коллективные отношения.
Под социализацией подростка, занимающегося легкой атлетикой, будем понимать продукт и процесс включения личности, в систему социальных отношений, верифицирующих возможности личности по продуцированию благ и ценностей, пролонгирующих социально-профессиональную страховку в выбранном направлении самореализации.
Под самореализацией подростка, занимающегося легкой атлетикой, будем понимать верифицируемый процесс постановки и достижения цели становления личности.
Выделим направления моей работы как преподавателя по легкой атлетике, а затем внутри выделенного направления — педагогические условия непосредственно связанные с социализацией и самореализацией обучающегося, занимающегося легкой атлетикой:
I. Пропедевтическая работа
- просвещение и агитация молодежи к занятиям спортом, физической культурой и ведением здорового образа жизни как эталонов и норм микро-, -макросред;
- соблюдение возможностей, учет ограничений и приоритетов студентов;
- самоопределение и осознанный, мотивированный выбор студентами одного из направлений;
- ситуативный, своевременный выбор направления работы с группой обучающихся в структуре гендерного становления личности студента;
II. Научно-педагогическое направление детерминации основ педагогического взаимодействия преподавателя и студентов, занимающихся легкой атлетикой:
- мотивация высоких результатов деятельности;
- формирование потребности в победе на соревнованиях определенного уровня, определяющих перспективы выступлений команды на соревнованиях;
- осознание основ ценностно-смысловых преобразований внутреннего мира (рефлексия) и внешней среды как продуктов деятельности и культуры развивающейся личности студента;
- соблюдение этических и профессиональных норм в ресурсах верификации и оптимизации системы принципов профессионально-педагогического взаимодействия;
- создание условий для получения профессионального образования, обеспечивающей качество жизни и благополучие личности в социуме;
III. Методическое направление детерминации основ педагогического взаимодействия :
- использование современных научно-практических достижений в области физической культуры и спорта для организации тренировочного процесса;
- оптимизация условий и ресурсов, форм и методов, средств и технологий;
- формирование и развитие интереса подростка к тренировочно-соревновательной деятельности;
IV. Здоровьесберегающее направление профессионально-педагогической работы преподавателя:
- создание позитивных, комфортных, гуманных взаимоотношений в коллективе студентов ;
- расширение кругозора, формирование общей и коммуникативной культуры, ценностей гуманно-личностных отношений и пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ);
- формирование потребности смены видов деятельности и своевременное удовлетворение потребности в отдыхе и психологической разгрузке.
Целесообразно провести среди студентов в начале года анкетирование, целью которого является выявление студентов заинтересованных в занятиях спортом и в частности легкой атлетикой, для целенаправленной дальнейшей работы с ними.
Вопросы анкеты:
- Какие кружки и секции Вы посещали за период обучения в школе?
- Чем Вы любите и любили заниматься в свободное время?
- Какие предметы в школе Вы изучаете с удовольствием, получая по ним высокие оценки?
- Какие предметы Вам нравятся, но получаемые оценки Вас пока не устраивают?
- Какие предметы школьной программы Вам даются нелегко?
- Перечислите нелюбимые предметы.
- Что стало причиной занятия спортом?
- На каких соревнованиях Вы выступали?
- Какие достижения у Вас есть в спорте?
- Что бы Вы хотели достичь в занятиях спортом в ближайшее время?
- Как относятся к Вашим увлечением спортом Ваши друзья и родственники?
- Какие качества личности формирует спорт?
- Сколько раз в неделю Вы тренируетесь?
- Какие планы Вы стоите себе на ближайший год?
Уточним педагогические условия самореализации подростков, занимающихся легкой атлетикой, в структуре самосовершенствования и самореализации подростков:
1. Формирование и развитие интереса подростка к тренировочно-соревновательной деятельности, через разнообразие форм и методов работы.
2. Формирование потребности в победе на соревнованиях определенного уровня, определяющего перспективы выступлений команды на соревнованиях.
3. Формирование культуры самостоятельной работы обучающегося, обеспечивающей систематизацию и поиск, применение и дополнение получаемых знаний, формируемых компетенций и возможность их вариативного построения и верификации в различных ситуациях личностной и социальной, профессиональной и досуговой практике.
4. Формирование потребности смены видов деятельности и своевременное удовлетворение потребности в отдыхе.
5. Расширение кругозора обучающегося, включение его в активный поиск новых способов и форм решения субъектно-средовых противоречий в структуре реализации идей гуманизма, здоровьесбережения, продуктивности.