Цель: создание социальной ситуации развития для формирования представлений о зимующих птицах, их повадках и образе жизни.
Задачи:
- Создать условия для систематизации представлений о внешнем виде зимующих птиц, их повадках.
- Обеспечить условия для побуждения детей к
речевой активности, при решении проблемных
вопросов.
Создать условия для развития зрительное восприятие, логического мышление, активизации словаря по теме. - Способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к пернатым.
- Подвести к пониманию того, что птицам можно помочь, вывешивая кормушки.
Организация детских видов деятельностей:
1. Общение ребенка со взрослым;
2. Общение ребенка со сверстниками;
3. Исследовательская деятельность.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, открыток, чтение художественной литературы, дидактические и настольно – печатные игры по теме «Птицы».
Оборудование и материалы: игрушка совы, конверт с письмом, шкатулка, предметные картинки с изображением зимующих птиц, разрезные картинки к игре «Собери птицу», Предметные картинки для игры «Угощение для птиц», кормушка, цветные карандаши, краски, листочки.
Ход организованной образовательной деятельности
Вводная часть:
Дети входят в группу. На столе сидит тетушка
сова, играет музыка шум леса.
Дети собираются вокруг стола, рассматривают
тетушку сову и видят под ее крылом конверт с
письмом. Воспитатель предлагает прочитать
письмо.
Дети читают:
«Дорогие ребята! У меня случилась беда! Я потеряла память, все перепуталось в голове. У меня скоро день рождение и надо пригласить в гости друзей – птиц. Только я не помню, кто улетел в теплые края, а кто остался зимовать! Помогите мне, пожалуйста! В помощь вам шкатулка моя с заданиями!»
Воспитатель: Поможем тетушке сове, выполним ее задания.
Дети: Да.
Игра «Разрезные картинки» ( в парах)
Дети собирают картинки с изображением зимующих птиц.
Воспитатель:
– Какую птицу вы собрали?
– Чем она питается?
– Как заботятся птицы о своих детенышах?
– Чем отличаются от других зимующих птиц?
– Как мы с вами помогаем нашим пернатым?
Воспитатель: Молодцы. Смотрим в шкатулку, следующее задание.
«Загадываю загадки»
Воспитатель:
1. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая.
Птица говорливая, самая болтливая (сорока).
2. Днем спит, ночью летает
Прохожих в лесу пугает (сова).
3. Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу» (дятел)
4. В теплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются синички (синички)
5. Это птичка сизокрыла
Любит семечки клевать,
И тихонько ворковать (голубь).
6. Носит серенький жилетик,
Но у крыльев черный цвет.
Видишь кружит 20 пар,
И кричат «кар-кар» (ворона)
Воспитатель:
– Посмотрите вот воробей, а загадку про него у
меня нет.
– Вы поможете придумать?
Дети придумывают загадку про воробья.
7. Посмотрите к нам на ели,
Прилетели и запели.
С хохолками прилетели,
И запели, как свирели (свиристель).
8. Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
Ведь еще красней зимой,
Ярко-красный галстук мой (снегирь).
Воспитатель: Как вы думаете почему, я
этих птиц поставила отдельно?
Снегирь и свиристель – это перелетные птицы они
к нам прилетают с Севера с наступлением холодов.
Воспитатель достает из шкатулки картинку с изображением клеста.
– Может кто-то из вас знает, что это за птица и расскажет нам про нее?
Воспитатель: Зимой в наших краях можно
увидеть клеста. Давайте рассмотрим изображение
этой птицы. Клест крупная птица, окраса спелой
малины с длинными узкими крыльями.
Главной отличительной особенностью клеста –
клюв, сложенной крестиком. Таким клювом пара
пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать
семена. Шишки после того, как над ними потрудился
клест, становятся растрепанными.
Игра «Верю – не верю»
Воспитатель:
– Ворона большая, а синичка маленькая.
– Воробей воркует, а голубь чирикает.
– Снегирь питается семенами растений и ягодами
рябины.
– У дятла клюв короткий, а воробья длинный.
– Снегирь добывает корм днем, сова ночью.
– У сороки хвост длинный , а у синицы короткий.
– Голубь водоплавающая птица.
– Ворона и дятел перелетные птицы.
– А сейчас мы отдохнем. Я вас всех приглашаю
немного поиграть.
Физминутка «Птицы»
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Игра «Назови одним словом»
– У снегиря красная грудь (красногрудый).
– У сороки длинный хвост (длиннохвостая).
– У вороны черные крылья (чернокрылая)
– А у синички желтая грудь (желтогрудая)
Воспитатель с детьми достает следующие задание из шкатулки.
Рано утром на опушку,
Мы повесили кормушку.
Для щеглов и для синичек,
И для всех голодных птичек.
Не едите вы с ладошки
Зерна, семечки и крошки.
Прилетайте на опушку
Угощенье ждет в кормушке.
Воспитатель:
– Как вы думаете нам нужны знания для того
чтобы накормить птиц?
– Вот перед вами картинки, выберите их них только
те, на которых изображено угощение для наших
птиц.
Игра «Угости птицу»
– Что можно положить на кормушку? (дети
объясняют свой выбор)
– Теперь ребята вы знаете, чем можно угостить
птиц, что положить в кормушку.
Воспитатель с детьми заглядывает в шкатулку, она пустая.
– Вот мы и помогли тетушке Сове! Решили все ее задания! А чтобы она в следующий раз не забыла кого пригласить в гости зимой. Давайте ей на память нарисуем «зимующих птиц».