Вид урока: открытый урок по материальной технологии с применением Интернет-технологий.
Цели урока: теоретическая часть – сформулировать требования к рабочей одежде, практическая часть – выполнить раскладку выкройки фартука на ткани и раскрой изделия с учётом определённых требований и правил.
Задачи:
- ознакомить учащихся с историей появления фартука, как в женской, так и в мужской одежде;
- развивать образное и пространственное воображения, эстетический вкус;
- отработать навыки и умения при работе с тканью, ножницами;
- воспитывать трудолюбие, бережливость и аккуратность.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
- технические средства: экран, проектор;
- инструменты и приспособления: (для учителя): Презентация «Рабочая одежда и требования к ней», фильм «Раскрой фартука с цельнокроеной грудкой» (Приложение 1), карточки-задания в конвертах для проведения игры «Поле Чудес» (Приложение 2). В случае, если кабинет не оборудован выше перечисленными техническими средствами, учитель может продемонстрировать раскладку выкройки фартука в натуральную величину, для этого учителю понадобится: выкройка фартука в масштабе 1:1, ткань хлопчатобумажная, булавки, портновский мел.
- инструменты и приспособления: (для учащихся): тетрадь, выкройка фартука, составленная на предыдущем уроке по своим индивидуальным меркам, ткань хлопчатобумажная или льняная (около 1 метра), портновский мел, булавки, ножницы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (учитель отмечает отсутствующих учащихся в классе), проверяет готовность к уроку.
2. Введение в тему занятия (теоретическая часть). Работа в тетради. Учитель с помощью презентации сообщает учащимся тему занятия, знакомит учащихся с требованиями к рабочей одежде, а также знакомит их с разнообразием моделей изделий и т.п. (см. презентацию слайды 1, 2, 3, 4, 5).
3. Информационно-познавательное сообщение.
Далее учитель задаёт вопрос учащимся: «Что такое – одежда?», учащееся отвечают с места, затем определение слова «одежда» показывает на доске (слайд в презентации 5), учащиеся записывают определение в тетрадь.
4. Далее учитель переходит к исторической справке «Когда появился фартук?», данное объяснение проходит в форме рассказа с показом слайдов презентации (см. презентацию слайды 6-10).
Рассказ учителя.
Фартук (или передник) широко распространенная и
почти не меняющаяся часть одежды с древних
времен до наших дней. История его начинается с
Древнего Египта.
С течением времени передник становится
повсеместно распространенным видом одежды. Это
был кусок ткани, средняя часть которой, собранная
в складки, прикладывалась к корпусу спереди,
остальная обертывалась вокруг тела и крепилась
свободным концом, заправляемым за среднюю часть.
Держался передник с помощью пояса. Средняя часть
его имела трапециевидную, треугольную или
веерообразную форму.
Передник являлся также частью одежды других
древневосточных народов. Так, например, он был
широко распространен в Западной Азии.
С Востока передник «перекочевал» в Европу.
Начиная с эпохи средневековья передник,
практически становится постоянной
принадлежностью рабочей одежды. Повседневное
платье во время работы следовало чем-то
прикрывать. Передник носили кузнецы, сапожники,
повара… Цеховые мастера считали передник
неотъемлемой частью своей профессиональной
одежды.
Женский передник со временем стал
принадлежностью туалета замужней женщины. В XVI в.
два передника составляли юбку. Он так же украшал
жен именитых горожан. По примеру городской знати
стали расшивать и всячески украшать свои
передники крестьянские девушки. Хитрая на
выдумку европейская мода изобрела несколько
видов передников для разных случаев жизни.
Со временем передник стал частью праздничного
народного костюма. В некоторых областях Германии
широкий передник надевался лишь по особо
торжественным случаям. В Молдавии отличительной
чертой народной одежды были два передника,
охватывающие корпус спереди и сзади, не
сходящиеся на боках, с богатым цветным узором.
Традиционный русский передник изготовляли из
домотканой ткани в клетку, с отделкой по краям и
красными завязками. На Севере передник был
вышитым и мог иметь рукава.
Во время Первой мировой войны передник оказался
совершенно необходимой частью одежды. Многие
женщины должны были выполнять мужскую работу:
становились дорожными рабочими, механиками и т.п.
В это время «одежда горничных» фартук
превращается в рабочую женскую одежду. Пожалуй,
именно с этого времени он перестает существовать
как чисто декоративный элемент и становится
принадлежностью бытовой одежды для работы в
домашних условиях, а так же является
производственной одеждой.
5. Затем учитель задаёт вопрос учащимся: «Как вы представляете себе современные модели фартуков? Какую ткань и отделку вы предпочли бы сами?». Выслушав ответы учащихся, учитель предлагает обратить внимание на слайды презентации 11 и 12.
6. Затем проводится физкультминутка (см. презентацию слайд 13).
7. Прежде чем перейти к практической части урока учитель предлагает учащимся убрать со стола тетради, ручки и достать ткань, мел, выкройку и булавки.
8. Повторение пройденного материала
Для повторения пройденного учитель подготовил игру «Поле чудес» (см. презентацию слайд 14). Учащиеся разбиваются ни 3 группы и получают вопросы-задания на пройденную тему, а из букв, которые находятся в 3 конвертах, составляют ответ.
9. Практическая часть. Раскладывание деталей выкройки изделия на ткани.
Учитель знакомит учащихся с
последовательностью изготовления изделия (см.
презентацию слайд 15).
Затем учащиеся под контролем учителя
осуществляют раскладку, обмеловку и раскрой
фартуков.
Перед тем, как приступить к раскрою изделия
учитель демонстрирует учащимся фильм (см.
адрес сайта видео-урока в конце конспекта).
10. Итог урока:
Учитель контролирует и оценивает работу
учащихся на теоретической и практической частях
занятия.
Учащимися выполнены самостоятельно раскладка
выкройки на ткани, обмеловка деталей по контуру и
раскрой фартука по меловым линиям
припусков по срезам. На этапах раскладки и
раскроя возможна помощь учителя, т.к. ткань может
иметь направленный рисунок или большую (малую)
ширину ткани.
11. Домашнее задание:
На следующий урок принести крой изделия, нитки контрастного цвета, иголку, булавки, ножницы.