1. Пояснительная записка
1.1. Нормативной основой данной рабочей программы являются: Закон об образовании РФ, Типовое положение МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Когалыма, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), ФГОС [2, с.7-8].
1.2. Программа разработана на основе авторской программы Д.Б.Кабалевского «Музыка» в обновленной редакции 2005 г.
Для реализации данной программы имеется учебно-методический комплекс:
- Программа образовательных учреждений Д.Б. Кабалевского (Просвещение, 2004);
- Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Аcadem A, 1998 г.
- Изместьева Ю.Д. Поурочные планы по программе Д.Б.Кабалевского. ИТД «Корифей», Волгоград, 2008 г.
- Сергеева Г.И., Критская Е.Д., Музыка. Методическое пособие. 5-6 классы. Просвещение, 2005 г.
- Фадин В.В. Музыка 1-7 классы. Учитель – АСТ, Волгоград.
- Юдина Е.И., Сиренко В.М. Поурочно-методические разработки по музыке 5 класс. Владос, 2002 г.
- Учебники (для работы на уроке):
– Науменко Т.И., Алеев В.В. «Музыка» 5, 6. 7 классы; Дрофа, 2013 г.
– Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка» 7 класс; Просвещение, 2007 г.
– Усачёва В.О., Школяр Л.В. «Музыкальное искусство», 5-6 классы; Вентана-Граф, 2005 г.
1.3. Место предмета «Музыка» в решении задач формирования универсальных учебных действий: федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В качестве примерных приводится расчётный (не нормативный) объём учебных часов в неделю.
1.4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Приоритетами для учебного предмета музыка на этапе основного общего образования и ведущими дидактическими задачами являются:
- развитие мотивации школьников посредством понимания ими личностного смысла учения, выстраивания значимых отношений «я и мир» и реализации интересов и жизненных потребностей в учебной деятельности;
- включение школьников в проектирование учебно-познавательной деятельности и индивидуального познавательного маршрута с целью приобретения опыта действия и ответственности в реальных процессах;
- организация процедуры понимания как нахождения учеником смыслов, значений и интерпретации себя, контекста коммуникации, образовательной ситуации, содержания учебной задачи такими педагогическими средствами, как гуманитарные технологии и стратегии, позволяющие активизировать ценностно-смысловой и мотивационный компоненты учебно-познавательной деятельности;
- проектирование коммуникации за счет вовлечения учащихся в совместное планирование, выбор коммуникативных средств и реализация форм деятельности посредством применения гуманитарных технологий;
- управления групповой динамикой на уроке, обогащение опыта общения как личностно формирующего фактора через приобретение опыта общения со сверстниками в различных по характеру группах на уроке и в школьных сообществах;
- включения школьников в рефлексию путем развития способности к самоанализу, самоконтролю, установлению внутренних ориентиров и способов разграничения «Я» и «не Я» за счет учебного планирования, самооценивания и взаимооценивания на всех этапах познавательной деятельности;
- поэтапное достижение цели образования.
Выбор авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего.
1.5. Цель учебного предмета: воспитание у учащихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
1.6. Задачи предмета: ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.
Обучающие:
- раскрыть природу музыкального искусства как результата как результата творческой деятельности человека;
- научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров; ввести учащихся в мир большого музыкального искусства;
- сформировать эмоционально-ценностное отношение к музыке;
Развивающие:
- развитие музыкального восприятия как творческого процесса;
- расширение знания о музыкальном многообразии, связях музыки и других видов искусства, выразительных средствах и особенностях музыки;
- заложить интерес к собственному творчеству, развитию и совершенствованию природных музыкальных задатков, способствовать развитию музыкального вкуса;
Воспитательные:
- воспитать у обучающихся уважение к мировому творческому и духовному наследию; устойчивый интерес к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку, к музыке разных времен и народов;
- поддерживать дух здоровой конкуренции, способствуя участию в различных видах деятельности и формах уроков;
- поощрять творческую инициативу, воспитать коммуникабельность.
1.7. Межпредметные связи учебного предмета «Музыка»:
- музыка и литература;
- музыка и изобразительное искусство;
- музыка и история;
- музыка и география.
1.8. Количество учебных часов, на которое рассчитана данная рабочая программа:
в инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (БУП) на предмет «Музыка» в 5 – 7 классах отводится по 35 часов в год из расчёта 1 учебный час в неделю, в 8 и 9 классах 35 часов в год из расчёта 1 учебный час в 2 недели. Общий объём – 140 часов.
1.9. Особенности организации учебного процесса:
Методы: эмоциональной драматургии, перспективы и ретроспективы, междисциплинарного взаимодействия, моделирования художественно-творческого процесса, интонационно-стилевого постижения музыки, сочинение сочиненного;
Формы организации урока: урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок-консультация, урок с дидактической игрой, урок-ролевая игра, урок-экскурсия, урок-дискуссия, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-деловая игра, интегрированный урок, театрализованный урок, урок-концерт.
Образовательные технологии: здоровьесберегающие образовательные технологии, технология сотрудничества, технология дифференцированного подхода, игровые технологии, проблемно-диалогическая технология, тестовая технология, технология оценивания образовательных достижений, информационная и коммуникационная технологии;
Средства обучения: авторская программа, учебники, ЭОР, CD, DVD, таблицы, видеозаписи, обучающие презентации, просветительские фильмы, стендовые иллюстрации.
Виды и методы контроля: самооценка, анализ и самоанализ, проверка сформированности УУД, тестирование;
1.10. Отличительные особенности данной программы:
– в теоретико-методологической основе
образовательной деятельности, учитывающей
требования ФГОС второго поколения к
формированию УУД учащихся;
– во взгляде на музыку не только с точки
зрения её эстетической ценности, но и с позиции
её универсального значения в мире, когда музыка
раскрывается во всём богатстве своих , граней,
врастающих в различные сферы бытия, – природу,
обычаи, верования, человеческие отношения,
фантазии, чувства;
– в системном погружении в проблематику
музыкального содержания;
– в рассмотрении музыкального искусства с точки
зрения стилевого подхода, применяемого с учётом
научных достижений в области эстетики,
литературоведения, музыкознания;
– в углублении идеи музыкального образования
при помощи учебника («Книга открывает мир»);
– в обновлённом музыкальном материале, а также
введении параллельного и методически
целесообразного литературного и
изобразительного рядов.
2. Планируемые результаты освоения программы
5 класс
Ученик научится:
– мотивации в изучении предмета,
нравственно-этическому оцениванию своих
действий и действий одноклассников, формировать
желание выполнять учебные задания, осознанию
себя в окружающем мире (личностные УУД);
– ставить цели, планировать, прогнозировать,
контролировать и оценивать свои действия
(регулятивные УУД);
– общеучебным познавательным действиям:
самостоятельно выделять и формулировать цели,
поиску необходимой информации, анализу музыки,
сравнению, обобщению с использованием
знаково-логических средств, спектру логических
действий, адекватному восприятию музыки
(познавательные УУД);
– умению сотрудничать с учителем и со
сверстниками, планировать и выполнять
совместную деятельность, договариваться,
учитывать позицию собеседника, обосновывать и
доказывать свое мнение, понимать и уважать иную
точку зрения, правильно выражать свои мысли,
используя, так же, невербальные средства общения
(мимика, жесты, интонация и т.д. (коммуникативные
УУД).
Ученик получит возможность научиться (предметные результаты):
– воспринимать роль литературного текста в
песнях, операх;
– умению воспринимать роль музыки в песнях,
операх, балетах, сказках, кино и т.д.,
– слышать в музыке изобразительность; проводить
параллели между музыкой и изобразительным
искусством;
– сопоставлять тембр и цвет; «рисовать» музыку,
узнавать средства музыкальной выразительности;
– умению воспринимать важные свойства музыки,
эмоционально реагировать на разную музыку;
– осознавать собственную творческую
деятельность, вариативность осознанного
восприятия различной музыки;
– способам деятельности, применимым в рамках
образовательного процесса;
– логически рассуждать и анализировать, решать
проблемные ситуации, чувственно воспринимать
новую музыку;
– исполнять вокальные произведения хором,
ансамблем, соло; импровизировать, сочинять
музыку и выражать свое мнение по поводу
представленных сочинений одноклассников.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
- коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
- познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
3. Учебно-тематический план
5 класс. 35 учебных часов.
1 четверть. «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» – 9 часов;
7 часов – вводный урок, уроки получения
новых знаний, закрепления знаний,
комплексного применения знаний, обобщения и
систематизации знаний;
2 часа – уроки контроля, коррекции и
оценки знаний (смотр знаний,– вокально-хоровой
смотр).
2 четверть. «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» – 7 часов;
5 часов – вводный урок, уроки получения
новых знаний, закрепления знаний,
комплексного применения знаний, обобщения и
систематизации знаний;
2 часа – уроки контроля, коррекции и
оценки знаний (смотр знаний,– вокально-хоровой
смотр).
3 четверть: «Можем ли мы увидеть музыку?» – 10 часов;
7 часов – вводный урок, уроки получения новых
знаний, закрепления знаний, комплексного
применения знаний, обобщения и систематизации
знаний;
2 часа – уроки контроля, коррекции и
оценки знаний (смотр знаний,– вокально-хоровой
смотр).
4 четверть. «Можем ли мы услышать живопись?» – 9 часов.
6 часов – вводный урок, уроки получения новых
знаний, закрепления знаний, комплексного
применения знаний, обобщения и систематизации
знаний;
3 урока контроля (промежуточная аттестация –
тестирование, смотр знаний, урок – концерт).