Знакомство с буквой "И"

Разделы: Начальная школа


Образовательная программа «Начальная школа XXI века» (Журова Л.Е., Евдокимова О.А. Букварь. 1 класс)  

Тип урока. Урок усвоения предметных знаний.

Цель как деятельность учеников. Соотнесение звука [и] с буквой. Развитие умения определять место буквы «и» в словах.

Задачи:

  • Формировать умение соотносить звук [и] с буквой,  познакомить с  характеристикой звука [и].
  • Обогащать словарь обучающихся.
  • Развивать фонематическое восприятие на основе умения выделять звук [и] среди других звуков в словах; фонематический анализ  на основе упражнений в определении места звука [и]  в слове.
  • Развивать внимание, воображение.
  • Работать над формированием положительной мотивации к учебным занятиям.

Формирование УУД.

  • Личностные:  формировать личную заинтересованность, способность к организации собственной деятельности.
  • Регулятивные:  определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, формировать у детей умение анализировать, обобщать, учиться определять степень успешности своей работы и работы других, учить взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности.
  • Познавательные: формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, создавать алгоритм деятельности, преобразовывать информацию из одной формы в другую (составление схем), анализировать объекты с целью выделения признаков,  строить речевые высказывания.
  • Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые результаты. Умение выделять в словах звук [и], обозначать его буквой «и», умение определять место буквы «и» в словах, составлять рассказ о звуке [и] и букве; учиться полно  и точно  выражать свои мысли, чувства.

Оборудование.  Интерактивная доска SMART Board, программа Smart Notebook; презентация для интерактивной доски.

Литература для учащихся.  1. Л.Е Журова, О.А. Евдокимова. Букварь. 1 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2014.
2. М.И. Кузнецова Рабочая тетрадь «Я учусь писать и читать». 1 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2015.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
 
– Добрый день, ребята!
–  С хорошим ли настроением вы пришли сегодня на урок?
– Я тоже готова сотрудничать с вами. Удачи!
 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Формирование личной заинтересованности. (личностные)
II. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока
Цель этапа. Определение темы урока, цели деятельности.
 
– Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать с какой? Послушайте стихотворение С. Маршака (Букварь, с. 56).
– О какой букве пойдет речь, догадались?
– Чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Отвечают на вопрос учителя.  Формулируют тему урока.

– Узнать, какой звук обозначает эта буква.
– Где она может находиться в словах.
– Научиться печатать эту букву.
– Научиться писать письменную букву.

Учить определять цель деятельности на уроке. (регулятивные)
Развитие умения формулировать, строить высказывание. (коммуникативные)
III. Открытие нового знания Формировать умение ориентироваться в своей системе знаний. (познавательные)
1. – Послушайте загадку.

Праздник, праздник у ворот!
Кто встречать его пойдет?
Я и верный мой дружок –
Красный, маленький … (флажок)

– А как можно сказать, если речь пойдет о символе страны? (флаг)
– Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов (флаги).

2. Звукобуквенный анализ слова «флаги».

– Какой звук слышится после мягкого согласного?

– Продолжите высказывание: «Если в слове звук [и] находится сразу после мягкого согласного, то он обозначается…. буквой «и».
– Обозначьте на доске этот звук буквой.
– Найдите эту букву на ленте букв. Что о ней можно рассказать?
– Какие буквы гласных звуков встретились в этом слове?
– Назовите буквы гласных звуков, которые пишутся после мягких согласных?

3. Работа с картинкой (Приложение).

На калитку посмотри:
Чем она не буква «И»?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.

– Найдите букву «И» на картинке. На что она похожа?

4. Физ. пауза (Игра «Зеркало»)

5. Письмо буквы в тетради в клетку по образцу.

– А теперь посмотрите на печатную букву «И и».
– Из каких элементов она состоит?
– При написании каких слов нам нужна заглавная буква «И»?

IV. Первичное закрепление

1. Работа с буквенным рядом на интерактивной доске (буквы гласных звуков).

– Прочитайте записанные буквы.
– Что в них общего?
– Можно ли определить, чем они отличаются?  На какие группы их можно разделить?
– Какой вывод можно сделать?

2. Работа с рисунками на интерактивной доске.

– Назовите, какие предметы нарисованы.
– На ваш взгляд, эти слова что-то объединяет?
– В этих словах мы слышим звук [и]. Он может быть в середине слова, а может быть и в начале.

– Определите картинки, в названии которых буква «и» находится в начале слова.
– В каких словах буква «и» находится в середине слова?

3. Физ. пауза

4. Соотнесение рисунков на доске и в Букваре.

– Посмотрите на с. 57 в Букваре. Здесь тоже встретились похожие картинки. Посмотрите внимательно и скажите, а каких картинок нет на доске.
– Что вы можете сказать о месте буквы «и» в названиях этих картинок.
– Сделайте вывод, где в словах можно написать букву «и».

 

Отгадывают загадку, образуют слова.

 

 

 

Составление схемы слов на местах. На доске составляют схему слова с комментированием, обозначают буквами гласные звуки.

 

Отвечают на вопросы учителя. Распределяют буквы гласных звуков на две группы: 1)пишутся сразу после твердых согласных, 2)пишутся сразу после мягких согласных.

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетрадях.

 

 

 

Учащиеся распределяют буквы на две группы. 1 – пишутся после букв твердых согласных, 2 – пишутся после букв мягких согласных.

 

 

Учащиеся распределяют картинки в соответствии со схемами: 1) «и» в начале слова – ива, иголка, 2) «и» в середине слова – тигр, книга, вишня, слива, лист.

 

Учащиеся соотносят картинки, называют, что слов «картина» и «носки» нет на доске. Определяют место буквы «и» в словах.
Делают вывод, что буква «и» может быть в начале, в середине и в конце слов.

Умение взаимодействовать со сверстниками. (регулятивные)
Поиск и выделение необходимой информации.
(познавательные)
Доказательство правильности выполнения, построение высказываний. (познавательные)

Формирование умения анализировать. Анализ объектов. (регулятивные, познавательные)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Итог урока. Рефлексия

Цель этапа. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1. Вспомните, какова была тема урока.
2. Какие задачи нами были поставлены?
3. Что вы научились делать?
4. Что вы нового узнали  сегодня?  Какие слова с буквой «и» запомнили?
5. А сейчас задание-подарок. Возьмите листочки, которые лежат у вас на партах, и закрасьте части рисунка, в которые вписана буква «и». Если рисунок получится, значит, эту букву хорошо запомнили.

– Что получилось?  Молодцы!

6. Ребята, а какую задачу нам предстоит выполнить на следующем уроке?

 

 

 

 

 

 

Проверка выполненной работы.

Ответ учащихся  (Нужно научиться писать прописные буквы  – заглавную и строчную).

Самооценка;
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (личностные)
Выражение своих мыслей полно и точно.
(коммуникативные)

Приложение