Девиз урока: «То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением».
Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.
Место урока в изучении темы: урок №1 в теме «Южная Америка».
Тип урока: изучения нового материала.
Задачи урока:
- Образовательные:
- рассмотреть особенности географического положения материка Южная Америка;
- сделать выводы о влиянии географического положения материка на его природу;
- сравнить географическое положение Южной Америки и Африки;
- познакомиться с историей открытия материка.
- Развивающие:
- продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
- развивать навыки работы с контурными картами, атласом;
- развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
- Воспитательные:
- воспитание любознательности;
- формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя;
- формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Методы познания: статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, физическая карта мира, атласы, контурные карты, учебник, портреты исследователей и путешественников, мультимедийная система, компьютерная презентация, справочно – информационный материал по теме «Южная Америка».
Реализация целей урока: формирование образа материка на основе комплексного подхода, работы с разными источниками информации, с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.
Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.
Ход урока:
(Приложение 1, слайд 1) I. Организационный момент
(слайд 2) – А для того, чтобы у нас на уроке было
хорошее настроение и доверительное отношение,
давайте похлопаем ручками и друг другу передадим
частичку тепла и доброты. Я передаю сигнал соседу
справа, а он, как только его примет, быстро
передаст своему соседу. И таким образом сигнал,
пройдя через каждого из вас, снова дойдет до меня.
(Сигналы пошли от одного к другому)
До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.
Будем работать дружно и быстро достигнем цели,
которую мы поставим совместно с вами. В ходе
урока поработаем самостоятельно, в парах и
группе.
II. Изучение нового материала
Актуализация знаний:
(слайд 3) Ребята, сегодня мы с вами приступаем к
изучению нового материка. Этот материк известен
своими рекордами: здесь
Протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды,
с самой высокой вершиной в западном
полушарии – горой Аконкагуа и самым
большим высокогорным озером мира – Титикака.
(слайд 4) Находится самый высокий в мире водопад –
Анхель.
Самое засушливое место в мире – пустыня Атакама.
(слайд 5) Простирается самая большая по
площади низменность – Амазонская.
Среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов,
течет самая полноводная река мира – Амазонка.
(слайд 6) Выращивается 2/3 всего урожая кофе
нашей планеты.
(слайды 7-9) А также этот материк известен самым
большим жуком титаном и самой маленькой птицей –
колибри, самым большим пауком птицеедом и самой
маленькой обезьянкой – карликовой игрункой и
многими другими природными рекордами. Местные
жители приручают удавов. Они ловят мышей, как
кошки, и охраняют дом, как собаки.
Объявление темы урока (слайд 10-11): Это
материк… Южная Америка.
Объявление целей и задач урока (слайды 12-13 ):
Сегодня на уроке мы продолжим отработать умение определять географическое положение материка, определим черты сходства и различия в физико-географическом положении Южной Америки и Африки, сделаем вывод о том, как географическое положение влияет на природу материка. Выявим такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Южной Америки.
(слайды 14-15) Как же была открыта Америка? Давайте вспомним историю.
В конце XV века, когда происходил быстрый рост
промышленности и торговли, когда возрос спрос на
золото и пряности, западноевропейцы начали
искать новые, более короткие и безопасные пути в
Южную и Восточную Азию. Именно там, в Индии, они
надеялись найти золото. К тому времени, самый
сильный и современный флот имели две страны:
Испания и Португалия. Для того чтобы достичь
желанной цели, португальцы стремились обогнуть
Африку с юга. Но был и второй путь – на запад
через Атлантический океан. Для этого нужно было
твердо верить в то, что Земля – это шар. Человека,
который задумал, а впоследствии и совершил
великое плавание через Атлантический океан,
звали Христофор Колумб.
Сейчас все знают, что открытие островов
Вест-Индии и Южной Америки принадлежит Х.Колумбу,
который в 1492 году совершил свое первое плавание.
Так мир узнал о существовании новой части света и
нового континента, вернее двух континентов:
Северная и Южная Америка.
(слайд 16) Но почему, же Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?
Испания боялась, что другие государства будут посягать на её новые владения, и не распространяла в Европе сведения о своих открытиях. Поэтому первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который в начале XVI века, в составе португальской экспедиции, посетил эти земли. Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем «Америка». Но ещё долго материк оставался неизвестной землей.(слайд 17)
(слайд 18) Работа с учебником: на стр. 167-168, прочтите и выясните, какие путешественники внесли вклад в изучении материка Южная Америка.
Исследователи и путешественники. |
Годы |
Что исследовали и открыли? |
1. Христофор Колумб | 1492 г. | Открытие Нового Света. |
2. Америго Веспуччи | начало XVI века. | Впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем «Америка». |
3. Александр Гумбольдт | 1799 – 1804 гг. | Описал особенности природы многих территорий, в том числе высокогорные части материка – Анд, обосновал идеи высотной поясности в Андах, описал холодное течение у западных берегов. |
4. Григорий Иванович Лангсдорф, Николай Григорьевич Рубцов | XIX в. | Изучали природу и население материка. Коллекции, собранные этой экспедицией, до сих пор интересуют ученых. |
5. Николай Иванович Вавилов | 1932 – 1933 гг. | Установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений. |
(слайд 19) Пришло время и вам открыть для себя Южную Америку. Тем более что вы уже умеете открывать материки.
– Какие материки вы уже открыли и изучили? (Африку, Австралию и Антарктиду).
(слайд 20) Задание: Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют уже изученным континентам. (Характеристики материков написаны на отдельных карточках, прикреплены к магнитной доске вразброс и по мере определения их принадлежности прикрепляются к физической карте мира на соответствующий материк.) Возможные варианты характеристик:
Африка:
– экватор проходит почти посередине;
– самый жаркий материк;
– занимает по площади второе место;
– находится самая большая пустыня мира.
Австралия:
– самый сухой материк;
– самый удаленный материк;
– самый малонаселенный материк;
– самый маленький по площади материк.
Антарктида:
– самый холодный материк;
– материк, покрытый слоем льда;
– материк открыли Лазарев и Беллинсгаузен;
– на материке нет ни одного государства.
(слайд 21)
– Какие из характеристик остались
невостребованными?
– Для какого материка они подходят?
На доске должны остаться характеристики, подходящие к описанию материка Южная Америка.
Южная Америка:
– самый влажный материк;
– расположена самая длинная горная цепь на суше;
– на материке протекает много полноводных рек;
– своими очертаниями материк похож на огромную
гроздь винограда.
(слайд 22) Географическое положение Южной Америки:
(слайд 23) Определите по карте, как
расположена Южная Америка относительно
экватора, тропиков и нулевого меридиана.
– Экватор пересекает материк в северной части.
– Большая часть материка расположена в южном
полушарии.
– Нулевой меридиан не пересекает материк, он
целиком расположен в западном полушарии.
– Южный тропик пересекает материк почти
посередине.
– Между экватором и южным тропиком находится
большая часть материка. Эта территория будет
получать наибольшее количество солнечного
тепла. Работа в тетрадях.
(слайд 24) Найдите крайние точки материка, определите их координаты.
Работа в парах с картами атласа. Учащиеся определяют крайние точки, затем они появляются на слайде.
Северная – м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.; Южная – м. Фроуард – 54° ю.ш.; 71° з.д.;
Западная – м. Париньяс – 5° ю.ш.; 81° з.д.; Восточная – м. Кабу-Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.
(слайд 25) Определите протяженность территории Южной Америки с севера на юг по700 з. д. и с запада на восток по экватору.
– Протяженность с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350км
– Протяженность с запада на восток по экватору ~
3650км.
Подсказка.
Вывод: протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.
(слайд 26) Используя карты атласа, определите, в каких климатических поясах расположен материк.
– Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах.
Вывод: природа Южной Америки довольно разнообразна.
(слайд 27) Определите, какие моря и океаны, омывают Южную Америку. Какой из океанов оказывает большое воздействие на материк? Какие течения есть у берегов материка.
– С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана.
Информация для эрудитов: Карибское море (Приложение 2)
Вывод: так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.
– У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение.
Вывод: холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.
(слайд 28) Определите, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.
– Материки Северная и Южная Америка составляют часть света «Америка».
Вывод: материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки, так как миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. (Северная Америка была частью Лавразии, а Южная – Гондваны). А вот «холодное дыхание» Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка.
Каковы очертания материка? (слайд 29)
Береговая линия материка изрезана слабо.
Берега в основном ровные, прямые. На севере
вдается в сушу Венесуэльский залив с
озером-лагуной Маракайбо. В восточной части
заливы в устьях рек.
Самый крупный из них – залив Ла-Плата,
представляющий собой затопленное устье
(эстуарий) рек Параны и Уругвая.
Информация для эрудитов: Залив Ла-Плата (Приложение 2)
(слайд 30) Только юго-западное побережье материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами), здесь много мелких заливов, островов, проливов. В окружении, каких островов находится Южная Америка? Найдите их на карте.
Информация для эрудитов: Малые
Антильские острова, Фолклендские (Мальвинские)
острова, остров Тринидад, Архипелаг Огненная
Земля, Галапагосские острова, Магелланов пролив
отделяет Южную Америку от о. Огненная Земля.
Почему пролив получил такое название?
А в честь кого назван самый широкий пролив мира,
отделяющий Южную Америку от Антарктиды?
С Антарктидой Южную Америку разделяет пролив
Дрейка.
Информация для эрудитов: пролив Дрейка. (Приложение 2)
Практическая работа № 11
«Определение сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки» (слайд 31).
Цель работы: определить черты сходства и различия физико-географического положения Южной Америки и Африки.
Факторы, определяющие ФГП материка |
Южная Америка |
Африка |
Вывод о сходстве и различии ФГП |
Отношение к экватору | Большая часть материка расположена в южном полушарии | Экватор пересекает материк почти посередине | Оба материка пересекает экватор, но Африку он пересекает посередине. Большая часть Южной Америки лежит южнее экватора |
Отношение к нулевому меридиану | Находится в западном полушарии | Большая часть материка находится в восточном полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на западе | |
Отношение к другим материкам | На севере граничит с Северной Америкой | На севере граничит с Евразией | |
Отношение к океанам | На востоке омывается Атлантическим океаном, на западе – Тихим океаном | На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским океаном | Оба материка омываются Атлантическим океаном, но Африку еще омывает Индийский, а Южную Америку – Тихий океан. |
Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии? (слайд 32)
(слайд 33) Вывод.
III. Закрепление пройденного материала (слайды 34-35).
Составить синквейн «Южная Америка»
Синквейн четко, лаконично определяет
предмет изучения, имеет следующую
последовательность:
1-я строка – название синквейна: Материк
Южная Америка;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.
Например:
- Южная Америка
- Влажная, загадочная
- Влечёт, интригует, завораживает
- Материк рекордов
- Колумб
Или Найти ошибки в письме от Незнайки.
«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Южную Америку. Южная Америка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Южную Америку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Материк омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Панамский канал соединяет Тихий океан с Индийским. Пролив Дрейка отделяет Южную Америку от острова Огненная Земля. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать о Южной Америке все!».
IV. Итоги урока (слайд 36)
V. Домашнее задание (слайд 37): параграф 31, составить синквейн «Южная Америка» или кроссворд «Географическое положение и история открытия материка».
VI. Рефлексия (слайд 38)
Ребята, перед вами лежат разноцветные зерна кофе. Выберите тот цвет зерен, который в полной мере отражает ваше восприятие нашего сегодняшнего урока.
Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение и историю открытия Южной Америки | Урок понял, но не могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение и историю открытия Южной Америки | Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение и историю открытия Южной Америки, и научить этому товарищей |
(слайд 39) Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Читая приключенческие книги, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:
Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже. (слайд 40)
Список используемой литературы(слайд 42):
- Крылова О.В. «Уроки географии 7 класс». М.: Просвещение, 1990 г.
- Баринова И.И. «Современный урок географии. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны», М., «Школьная Пресса», 2003г.
- Бенькович Т. М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии: 7 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.
- Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии 6-7 классы», Волгоград, «Учитель», 2004г.
- Галеева Н. Л., Мельничук Н.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии», М.: «5 за знания», 2006г.