Урок на тему "Географическое положение и история открытия Южной Америки". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Девиз урока: «То, что добыто самостоятельным трудом, является самым ценным приобретением».

Цель урока: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся при изучении географического положения и истории открытия Южной Америки.

Место урока в изучении темы:  урок №1 в теме «Южная Америка».

Тип урока: изучения нового материала.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • рассмотреть особенности географического положения материка Южная Америка;
    • сделать выводы о влиянии географического положения материка на его природу;
    • сравнить географическое положение Южной Америки и Африки;
    • познакомиться с историей открытия материка.
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умения определять географическое положение материка;
    • развивать навыки работы с контурными картами, атласом;
    • развивать умение анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия.
  • Воспитательные:
    • воспитание любознательности;
    • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими, оценивать себя;
    • формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения школьников.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: статистический, анализ, прогноз, сравнительный, картографический, оценки.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: физическая карта Южной Америки, физическая карта мира, атласы, контурные карты, учебник, портреты исследователей и путешественников, мультимедийная система, компьютерная презентация,  справочно – информационный материал по теме «Южная Америка».

Реализация целей урока:  формирование образа материка на основе комплексного подхода, работы с разными источниками информации,  с ориентацией на развитие у учащихся предметных, информационно-коммуникативных компетентностей.

Здоровье и психосберегающая среда: создание комфортных условий, активных форм изучения учебного материала, смены видов деятельности, соблюдения санитарно – гигиенических требований.

Ход урока:

(Приложение 1, слайд 1) I. Организационный момент

(слайд 2) – А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте похлопаем ручками и друг другу передадим частичку тепла и доброты. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет, быстро передаст своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя через каждого из вас, снова дойдет до меня. (Сигналы пошли от одного к другому)
До меня сигнал дошел, Начинаем разговор.
Будем работать дружно и быстро достигнем цели, которую мы поставим совместно с вами. В ходе урока  поработаем самостоятельно, в парах и группе.

II. Изучение нового материала

Актуализация знаний:

(слайд 3) Ребята, сегодня мы с вами приступаем к изучению нового материка. Этот материк известен своими рекордами: здесь
Протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира – Титикака.
(слайд 4) Находится самый высокий в мире водопад – Анхель.
Самое засушливое место в мире – пустыня Атакама.
(слайд 5) Простирается самая большая по площади низменность – Амазонская.
Среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.
(слайд 6) Выращивается 2/3 всего урожая кофе нашей планеты.
(слайды 7-9) А также этот материк известен самым большим жуком титаном и самой маленькой птицей – колибри, самым большим пауком птицеедом и самой маленькой обезьянкой – карликовой игрункой и многими другими природными рекордами. Местные жители приручают удавов. Они ловят мышей, как кошки, и охраняют дом, как собаки.
Объявление  темы урока (слайд 10-11): Это материк… Южная Америка.

Объявление  целей и задач урока (слайды 12-13 ):

Сегодня на уроке мы продолжим отработать умение определять географическое положение материка, определим черты сходства и различия в физико-географическом положении Южной Америки и Африки, сделаем вывод о том, как географическое положение влияет на природу материка. Выявим такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей и путешественников, которые внесли большой вклад в изучение Южной Америки.

(слайды 14-15) Как же была открыта Америка? Давайте вспомним историю.

В конце XV века, когда происходил быстрый рост промышленности и торговли, когда возрос спрос на золото и пряности, западноевропейцы начали искать новые, более короткие и безопасные пути в Южную и Восточную Азию. Именно там, в Индии, они надеялись найти золото. К тому времени, самый сильный и современный флот имели две страны: Испания и Португалия. Для того чтобы достичь желанной цели, португальцы стремились обогнуть Африку с юга. Но был и второй путь – на запад через Атлантический океан. Для этого нужно было твердо верить в то, что Земля – это шар. Человека, который задумал, а впоследствии и совершил великое плавание через Атлантический океан, звали Христофор Колумб.
Сейчас все знают, что открытие островов Вест-Индии и Южной Америки принадлежит Х.Колумбу, который в 1492 году совершил свое первое плавание. Так мир узнал о существовании новой части света и нового континента, вернее двух континентов: Северная и Южная Америка.

(слайд 16) Но почему, же Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?

Испания боялась, что другие государства будут посягать на её новые владения,  и не распространяла в Европе сведения о своих открытиях. Поэтому первое описание новых земель сделал другой путешественник – Америго Веспуччи, который в начале XVI века, в составе португальской экспедиции, посетил эти земли. Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем «Америка». Но ещё долго материк оставался неизвестной землей.(слайд 17)

(слайд 18) Работа с учебником: на стр. 167-168, прочтите и выясните, какие путешественники внесли вклад в изучении материка Южная Америка.

Исследователи и путешественники.

Годы

Что исследовали и открыли?

1. Христофор Колумб  1492 г. Открытие Нового Света.
2. Америго Веспуччи начало XVI века. Впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем «Америка».
3. Александр Гумбольдт 1799 – 1804 гг. Описал особенности природы многих территорий, в том числе высокогорные части материка – Анд, обосновал идеи высотной поясности в Андах, описал холодное течение у западных берегов.
4. Григорий Иванович Лангсдорф, Николай Григорьевич Рубцов XIX в. Изучали природу и население материка. Коллекции, собранные этой экспедицией, до сих пор интересуют ученых.
5. Николай Иванович Вавилов 1932 – 1933 гг. Установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождения некоторых культурных растений.

(слайд 19)  Пришло время и вам открыть для себя Южную Америку. Тем более что вы уже умеете открывать материки.

– Какие материки вы уже открыли и изучили? (Африку, Австралию и Антарктиду).

(слайд 20) Задание: Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют уже изученным континентам. (Характеристики материков написаны на отдельных карточках, прикреплены к магнитной доске вразброс и по мере определения их принадлежности прикрепляются к физической карте мира на соответствующий материк.) Возможные варианты характеристик:

Африка:

– экватор проходит почти посередине;
– самый жаркий материк;
– занимает по площади второе место;
– находится самая большая пустыня мира.

Австралия:

– самый сухой материк;
– самый удаленный материк;
– самый малонаселенный материк;
– самый маленький по площади материк.

Антарктида:

самый холодный материк;
– материк, покрытый слоем льда;
– материк открыли Лазарев и Беллинсгаузен;
– на материке нет ни одного государства.

(слайд 21)

– Какие из характеристик остались невостребованными?
– Для какого материка они подходят?

На доске должны остаться характеристики, подходящие к описанию материка Южная Америка.

Южная Америка:

– самый влажный материк;
– расположена самая длинная горная цепь на суше;
– на материке протекает много полноводных рек;
– своими очертаниями материк похож на огромную гроздь винограда.

(слайд 22)  Географическое положение Южной Америки:

(слайд 23) Определите по карте, как расположена Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана.
– Экватор пересекает материк в северной части.
– Большая часть материка расположена в южном полушарии.
– Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии.
– Южный тропик пересекает материк почти посередине.
– Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Работа в тетрадях.

(слайд 24) Найдите крайние точки материка, определите их координаты.

Работа в парах с картами атласа. Учащиеся определяют крайние точки, затем они  появляются на слайде.

Северная – м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.;         Южная – м. Фроуард – 54° ю.ш.; 71° з.д.;
Западная – м. Париньяс – 5° ю.ш.; 81° з.д.;        Восточная – м. Кабу-Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.

(слайд 25) Определите  протяженность территории Южной Америки  с севера на юг по700 з. д. и с запада на восток по экватору.

– Протяженность с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350км
– Протяженность с запада на восток по экватору ~ 3650км.

Подсказка.

Вывод: протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.

(слайд 26) Используя карты атласа, определите, в каких климатических поясах расположен материк.

– Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах.

Вывод: природа Южной Америки довольно разнообразна.

(слайд 27) Определите,  какие моря и океаны, омывают Южную Америку. Какой из океанов оказывает большое воздействие на материк? Какие течения есть у берегов материка.

– С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана.

Информация для эрудитов: Карибское море (Приложение 2)

Вывод: так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние.

– У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение.

Вывод: холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.

(слайд 28) Определите,  как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.

– Материки Северная и Южная Америка составляют часть света «Америка».

Вывод: материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки, так как миллионы лет развитие природы этих двух материков шло самостоятельно. (Северная Америка была частью Лавразии, а  Южная – Гондваны). А вот «холодное дыхание» Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка.

Каковы очертания материка? (слайд 29)

Береговая линия материка изрезана слабо. Берега в основном ровные, прямые. На севере вдается в сушу Венесуэльский залив с озером-лагуной Маракайбо. В восточной части заливы в устьях рек.
Самый крупный из них – залив Ла-Плата, представляющий собой затопленное устье (эстуарий) рек Параны и Уругвая.

Информация для эрудитов: Залив Ла-Плата (Приложение 2)

(слайд 30) Только юго-западное побережье материка изрезано фьордами (узкими, длинными заливами), здесь много мелких заливов, островов, проливов. В окружении, каких островов находится Южная Америка? Найдите их на карте.

Информация для эрудитов: Малые Антильские острова, Фолклендские (Мальвинские) острова, остров Тринидад, Архипелаг Огненная Земля, Галапагосские острова, Магелланов пролив отделяет Южную Америку от о. Огненная Земля.  Почему пролив получил такое название?
А в честь кого назван самый широкий пролив мира, отделяющий Южную Америку от Антарктиды?
С Антарктидой Южную Америку разделяет пролив Дрейка.

Информация для эрудитов: пролив Дрейка. (Приложение 2)

Практическая работа № 11

«Определение сходства и различий  географического положения Африки и Южной Америки» (слайд 31).

Цель работы: определить черты сходства и различия физико-географического положения Южной Америки и Африки.

Факторы, определяющие ФГП материка

Южная Америка

Африка

Вывод о сходстве и различии ФГП

Отношение к экватору Большая часть материка расположена в южном полушарии Экватор пересекает материк почти посередине Оба материка пересекает экватор, но Африку он пересекает посередине. Большая часть Южной Америки лежит южнее экватора
Отношение к нулевому меридиану Находится в западном полушарии Большая часть материка находится в восточном полушарии. Нулевой меридиан пересекает материк на западе
Отношение к другим материкам На севере граничит с Северной Америкой На севере граничит с Евразией  
Отношение к океанам На востоке омывается Атлантическим океаном, на западе – Тихим океаном На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским океаном Оба материка омываются Атлантическим океаном, но Африку еще омывает Индийский, а Южную Америку – Тихий океан.

Чем вы можете объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии?  (слайд 32)

(слайд 33) Вывод.

III. Закрепление пройденного материала (слайды 34-35).

Составить синквейн «Южная Америка»
Синквейн четко, лаконично определяет предмет изучения, имеет следующую последовательность:

1-я строка – название синквейна: Материк Южная Америка;
2-я строка – два прилагательных;
3-я строка – три глагола;
4-я строка – фраза на тему синквейна;
5-я строка – существительное.

Например:

  • Южная Америка
  • Влажная, загадочная
  • Влечёт, интригует, завораживает
  • Материк рекордов
  • Колумб

Или  Найти ошибки в письме от Незнайки.

«Здравствуйте дорогие семиклассники! Я не могу прийти к вам на урок, но мои письма помогут вам изучить Южную Америку. Южная Америка – самый большой материк на земле, экватор не пересекает Южную Америку, но нулевой меридиан делит ее на северное и южное полушария. Материк омывается водами трех океанов: Атлантическим, Тихим, Индийским. Средиземное море отделяет ее от Северной Америки, а Панамский канал соединяет Тихий океан с Индийским. Пролив Дрейка отделяет Южную Америку от острова Огненная Земля. Но, пока, все. Читайте мои письма и будете знать о Южной Америке все!».

IV.  Итоги урока (слайд 36)

V. Домашнее задание (слайд 37): параграф 31, составить синквейн «Южная Америка» или кроссворд «Географическое положение и история открытия материка».

VI. Рефлексия (слайд 38)

Ребята, перед вами лежат разноцветные зерна кофе. Выберите тот цвет зерен, который в полной мере отражает ваше восприятие нашего сегодняшнего урока.

Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение и историю открытия Южной Америки Урок понял, но не могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение и историю открытия Южной Америки Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение и  историю открытия Южной Америки, и научить этому товарищей

(слайд 39)  Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Читая приключенческие книги, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних стран зовет за собой. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей земли,
Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.  (слайд 40)

Список используемой литературы(слайд 42):

  1. Крылова О.В. «Уроки географии 7 класс». М.: Просвещение, 1990 г.
  2. Баринова И.И. «Современный урок географии. Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны», М., «Школьная Пресса», 2003г.
  3. Бенькович Т. М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении географии: 7 кл.: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии 6-7 классы», Волгоград,  «Учитель», 2004г.
  5. Галеева Н. Л., Мельничук Н.Л. «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии», М.:  «5 за знания», 2006г.