Цель программы: активизация деятельности общеобразовательного учреждения по развитию физической культуры и спорта, олимпийского образования, интенсивного преобразования системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения.
Задачи программы:
- систематизировать работу по физкультурно-спортивному воспитанию школьников
- преобразовать систему физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования обучающихся гимназии
- внедрить модуль по олимпийскому образованию обучающихся гимназии
- формирование гражданской идентичности через идею сплочения участников образовательного процесса при подготовке к Олимпийским играм 2014 года
- расширить спектр предоставляемых в гимназии услуг спортивно-оздоровительной направленности
- увеличить количество учащихся, их родителей и педагогов, принимающих участие в гимназических, районных, муниципальных и региональных соревнованиях
- приобщить гимназистов, их родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни
- решить проблемы двигательной пассивности и укрепления здоровья школьников, родителей, педагогов
- выявить спортивно-одаренных детей для их дальнейшей целенаправленной подготовки в спортивных мероприятиях
Актуальность:
Программа актуализирует место и роль
физического воспитания в постоянно
обновляющемся воспитательно-образовательном
процессе, осуществляемом в гимназии и
возможности использования потенциала
олимпийского образования в повышении качества
физического, нравственного, патриотического
воспитания, и в связи с проведением в 2014 году XXII
зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских
игр в г. Сочи. Исходя из миссии гимназии,
определяемой как – «обеспечение подготовки
обучающихся с повышенным уровнем знаний для
наиболее полного и оптимального развития
способностей и индивидуально-личностных
качеств» содержание программы
ориентировано: с одной стороны, на
организацию и проведение массовых
физкультурно-образовательных мероприятий,
способствующих освоению обучающимися общих
базовых норм физической культуры и здорового
образа жизни (общеразвивающий аспект), с другой
стороны, на формирование специальных навыков,
обеспечивающих обучающимся достижение высоких
спортивных результатов (профориентационный
аспект).
Сегодня государство озабочено состоянием
здоровья, уровнем физического развития и
патриотического воспитания юных граждан. В
национальной образовательной инициативе «Наша
новая школа» говорится о сохранении и укреплении
здоровья школьников: «дети проводят в школе
значительную часть дня, и сохранение, укрепление
их физического, психического здоровья – дело не
только семьи, но и педагогов. Здоровье человека –
важный показатель его личного успеха. Если у
молодежи появится привычка к занятиям спортом,
будут решены и такие острые проблемы, как
наркомания, алкоголизм, детская
безнадзорность».
Статистические данные говорят о том, что к
окончанию средней школы большинство детей
приобретают те или иные заболевания.
Малоподвижный образ жизни (длительное
нахождение за компьютером, 6-8 уроков и т.п.)
отрицательно сказывается на здоровье
школьников.
Многие подростки имеют вредные привычки:
курение, употребление алкоголя.
Анализ ситуации показывает, что только около 50%
учащихся гимназии систематически (кружки,
секции, клубы) занимаются физкультурой и
спортом. Другие формы внеурочной
спортивно-оздоровительной работы требуют
доработки и изменения.
Актуальность данной программы в том, что она
направлена на популяризацию занятий физической
культурой и спортом, привлечение учащихся к
спортивно-оздоровительной деятельности. В то
же время занятия физкультурой и спортом
увеличивают время, отведенное на
двигательнуюактивность, отвлекают учащихся от
вредных привычек, воспитывают волю и
ответственность, способствуют формированию
гражданской позиции, чувства патриотизма,
гордости за свое Отечество.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап (2014 г.)
- Проведение мониторинга состояния образовательной среды и состояния здоровья обучающихся, родителей, педагогов.
- Разработка плана работы по основным направлениям программы.
- Осуществление кадровой расстановки.
- Проведение обучающих семинаров педагогического персонала.
- Укрепление материально-технической базы.
Основной этап (2014 – 2016г.г.)
- Реализация плана работы по основным направлениям программы.
- Корректировка плана.
Обобщающий этап (2016 – 2017г.)
- Проведение экспертизы эффективности реализации программы внедрения в деятельность гимназии.
- Обобщение опыта работы по реализации внедрения программы в деятельность гимназии.
- Определение перспективы реализации программы в других ОУ района, города.
Содержание программы
1. Совершенствование содержания физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования
Цель: Систематизирование работы по
физкультурно-спортивному воспитанию
гимназистов и олимпийскому образованию.
Внедрение модуля по олимпийскому образованию
обучающихся гимназии, создание условий для
развития обучающихся с психомоторной
(спортивной) одаренностью, повышение качества их
обучения, расширение возможности развития
индивидуальных способностей обучающихся в
интеллектуальной и спортивной сферах
деятельности.
Работа по данному направлению предполагает:
- включение в содержание уроков, групповых занятий, индивидуальных занятий с обучающимися во внеурочное время, их самообразования вопросов олимпийской тематики;
- развитие детской одаренности;
- разработка методических рекомендаций по олимпийской тематике;
- формирование банков методических и информационных материалов, разработка методических рекомендаций для различных категорий педагогических работников
Приложение 1. План работы по совершенствованию содержания физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования
2. Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы
Цель: обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей их организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, повышение их работоспособности и спортивного мастерства.
Содержание работы:
- разработка годового календаря физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учётом календаря районных, муниципальных, региональных и Всероссийских соревнований школьников, включая мероприятия олимпийской тематики;
- организация гимназических (по параллелям) соревнований по различным видам спорта с выходом на муниципальный и региональный уровень;
- организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в гимназии в рамках гимназической спартакиады «Малые олимпийские игры»;
- привлечение обучающихся, их родителей и педагогов к занятиям физической культурой и спортом;
- воспитание у обучающихся, их родителей и педагоговустойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом, к здоровому образу жизни;
- увеличение занятости обучающихся в спортивных секциях для развития сенситивных способностей;
- организация спортивных секций.
Приложение 2. План физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы гимназии
3. Изучение и внедрение ФГОС
Цель: развитие психофизически, духовно и социально здоровой личности школьника, владеющей теоретическими и практическими умениями и навыками сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.
Содержание работы:
- формирование у обучающихся знаний о здоровом образе жизни;
- формирование у обучающихся чувства ответственности за сохранение здоровья;
- развитие и укрепление здоровья обучающихся;
- воспитание потребности самостоятельно заниматься физической культурой и спортом;
- профилактика вредных привычек.
Внеурочная деятельность физкультурного
воспитания и олимпийского образования ведется
по следующим программам внеурочной
деятельности: «Здоровейка», Шахматы «Белая
ладья», «Я и мое здоровье». Реализуемые
программы позволяют наиболее целесообразно
сконцентрировать внимание на развитии УУД.
Результатом внеурочной деятельности являются
многочисленные победы на городских и
районных играх по шахматам (62 победы), открытое
занятие по курсу «Мои первые проекты»,
исследовательская деятельность четырех
победителей районных и городских научных
конференций.
Опыт своей работы учителя показали и обобщили на
открытом гимназическом педсовете, где на
практических занятиях были показаны методы и
приемы работы по формированию УУД как в
урочной, так и внеурочной деятельньности.
Приложение 3. План мероприятий по изучению и внедрению ФГОС
4. Социальное партнерство: использование спортивной инфраструктуры района
Цель: увеличение занятости обучающихся в спортивных секциях для развития сенситивных способностей.
Содержание работы:
- заключение договоров с образовательными учреждениями о взаимодействии в вопросах физического воспитания и олимпийского образования обучающихся гимназии:
– Детско-юношеская спортивная школа №5,
– Детско-юношеская спортивная школа №1,
– Психолого-педагогический Центр «ДАР»,
– Подростковые клубы «Олимпия», «Мечта»,
– ДК «Алюминщик»,
– ДДТ №1
– КемГУ (спартакиада школьников)
– КузГТУ (программа «Шаг к студенчеству)
- организация и проведение совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе мероприятий олимпийской и паралимпийской тематики;
- сотрудничество гимназии совместно с другими общественными организациями и различными некоммерческими структурами в физкультурно-спортивном воспитании и олимпийском образовании обучающихся гимназии, пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Взаимодействие гимназии с учреждениями
спортивной направленности района и города
существует на протяжении многих лет, и мы имеем
хорошие результаты. Это дает нам право говорить о
системе социально-образовательного партнерства.
Модель социально-образовательного
партнерства гимназии постоянно
сопровождается увеличением ее структур,
изменениями их функций, обогащением форм и
методов, включением новых партнерских отношений.
Основные принципы модели социально
образовательного партнерства:
- принцип территориальности, то есть ориентации на работу с родителями и их детьми и подростками, обучающимися в гимназии;
- принцип поддержания отношений сотрудничества с оздоровительными центрами, социальными и иными организациями;
- принцип согласованных действий, направленных на совместную деятельность и реализацию интересов всех участников социально-образовательного партнерства.
- На данном этапе нами сосредоточено внимание на следующем:
- на составе партнерства с целью его увеличения на территории города и области;
- на определении основных ориентиров социально-образовательной политики партнерства на долгосрочную перспективу;
- на включении новых договоров, присоединении к соглашениям, ранее не включенным в социально-образовательное партнерство;
- на обработке системы контроля за ходом выполнения ранее принятых договоров.
Бесспорным становится понимание необходимости объединения усилий и формирование комплексной просветительской деятельности, совместной с другими образовательными учреждениями, общественными организациями и различными некоммерческими структурами в физкультурно-спортивном воспитании и олимпийского образования обучающихся, пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни.
Приложение 4. План мероприятий по использованию спортивной инфраструктуры района
5. Популяризация спортивных достижений спортсменов (гимназии, города, области, страны).
Цель: информирование о потенциале олимпийского образования и спортивных достижений в гимназии и в социуме.
Содержание работы:
- организация конкурсов «Ученик года» – номинация «Олимпийская надежда», «Самый спортивный класс»;
- чествование учащихся, добившихся особых успехов в спорте;
- фестиваль классных презентаций «Сочи 2014»,
- проведение конкурсов рисунков;
- организацию выставок спортивных достижений;
- встречи со спортсменами – олимпийцами города.
- информирование участников ВОП о достижениях на страницах гимназического сайта
Приложение 5. План мероприятий по популяризации спортивных достижений спортсменов
6. Просветительская работа с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами
Цель: повышение уровня информированности участников образовательного процесса об олимпийском движении в целом о XXII зимних Олимпийских и XI зимних Паралимпийских сочинских играх в частности.
Содержание работы:
- классные часы;
- олимпийские уроки с приглашением известных спортсменов города;
- экскурсии в учреждения спортивной направленности;
- оформление стендов «Хроника эстафеты олимпийского огня», «Дневник олимпиады», «Болеем за Россию», «Эстафета паралимпийского огня», «Дневник паралимпийских игр»;
- реализацию превентивных программ, проектов «Сочи 2014», «Эстафета олимпийского огня»;
- организация творческого конкурса в рамках президентских состязаний.
- систематизацию физкультурно-спортивной деятельности по воспитанию подрастающего поколения «От Олимпиады к Олимпиаде»;
- оказание методической помощи педагогам гимназии при проведении мероприятий в рамках данной программы.
Приложение 6. План мероприятий просветительской работы с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами
7. Методические ресурсы
Методическая тема гимназии на 2015-2016 учебный год:
Повышение эффективности образовательного
процесса через применение современных подходов
к организации образовательной деятельности,
непрерывное совершенствование
профессионального уровня и педагогического
мастерства в условиях перехода на ФГОС.
В гимназии учителями физической культуры
целенаправленно ведется работа по освоению
современных методик и технологий обучения.
Большое внимание уделяется формированию у
учащихся навыков творческой деятельности,
развитию общеучебных навыков, сохранению и
поддержанию здоровьесберегающей
образовательной среды, олимпийскому
образованию.
Учителями физической культуры разработаны
рабочие программы по физическому воспитанию и
олимпийскому образованию для 1-11 классов. Для
занятий внеурочной деятельности в 1-3 классах, в
связи с переходом на ФГОС, разработаны программы
«Здоровейка», «Белая ладья», «Человек и его
здоровье». Педагогами дополнительного
образования разработаны рабочие программы для
объединений по интересам обучающихся.
В методической копилке имеются разработки
уроков, внеклассных мероприятий, спортивных
соревнований и праздников.
8. Материально-технические ресурсы
В гимназии оборудован спортивный зал, имеется малый спортивный зал, спортивное ядро. Спортивный инвентарь в достаточном количестве для выполнения обязательного минимума образования по физической культуре.
9. Ожидаемые результаты
1. Удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса и субъектов образования:
- обучающихся – в программах физкультурно-спортивной направленности основного и дополнительного образования, реализуемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей, в обеспечении их здоровьесбережения, достаточного уровня физической активности, в олимпийском образовании и просвещении, в созданных условиях для роста и становления успешной и конкурентоспособной личности;
- родителей – в обеспечении условий для максимального развития детей, в соответствии с их потенциальными возможностями, сохранения физического и психического здоровья детей;
- педагогического коллектива – в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательном процессе;
- образовательного учреждения – в позиционировании на рынке образовательных услуг как гимназии, внедряющей инновационные образовательные программы, создании позитивного имиджа, повышении конкурентоспособности среди школ района, области, создании благоприятных условий для дальнейшего развития;
2. Увеличение охвата обучающихся, их родителей,
педагогов гимназии занятиями физкультурой и
спортом, олимпийским образованием
3. Снижение заболеваемости обучающихся в течение
учебного года
4. Выявление и формирование индивидуальных
образовательных маршрутов обучающихся,
показывающих высокие спортивные достижения
5. Увеличение числа призеров в индивидуальном и
командном зачете в спортивных соревнованиях
различного уровня, олимпиадах и теоретических
конкурсах
6. Внедрение программы мониторинга состояния
здоровья, физической и двигательной активности
обучающихся, участия в спортивных соревнованиях
7. Улучшение материально-технической базы
гимназии для организации, здоровьесберегающей
деятельности, просветительской работы
8. Расширение социального партнерства школы.