Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель программы: активизация   деятельности общеобразовательного учреждения по развитию физической культуры   и спорта, олимпийского образования, интенсивного преобразования системы физкультурно-спортивного воспитания   подрастающего поколения.

Задачи программы:

  • систематизировать работу   по физкультурно-спортивному воспитанию школьников
  • преобразовать систему физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования обучающихся гимназии
  • внедрить модуль по   олимпийскому образованию обучающихся гимназии
  • формирование   гражданской идентичности через идею сплочения участников образовательного   процесса при подготовке к Олимпийским   играм 2014 года
  • расширить спектр предоставляемых в гимназии услуг спортивно-оздоровительной направленности
  • увеличить количество учащихся, их родителей и педагогов, принимающих участие в гимназических, районных, муниципальных  и региональных соревнованиях
  • приобщить гимназистов, их родителей и педагогов к   регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового   образа жизни
  • решить проблемы   двигательной пассивности и укрепления здоровья школьников, родителей,   педагогов
  • выявить спортивно-одаренных   детей для их дальнейшей целенаправленной подготовки в спортивных   мероприятиях

Актуальность:

Программа актуализирует место и роль физического воспитания в постоянно обновляющемся воспитательно-образовательном процессе, осуществляемом в гимназии и возможности использования потенциала олимпийского образования в повышении качества физического, нравственного, патриотического воспитания, и в связи с проведением в 2014 году XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр в г. Сочи. Исходя из миссии гимназии, определяемой как – «обеспечение подготовки обучающихся с повышенным уровнем знаний для наиболее полного и оптимального развития способностей и индивидуально-личностных качеств»  содержание  программы ориентировано: с одной стороны,  на организацию и проведение массовых физкультурно-образовательных мероприятий, способствующих освоению обучающимися общих базовых норм физической культуры и здорового образа жизни (общеразвивающий аспект), с другой стороны,  на формирование специальных навыков, обеспечивающих обучающимся достижение высоких спортивных результатов (профориентационный аспект).  
Сегодня государство озабочено состоянием здоровья, уровнем физического развития и патриотического воспитания юных граждан.  В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о сохранении и укреплении здоровья школьников: «дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность». 
Статистические данные говорят о том, что к окончанию средней школы большинство детей приобретают те или иные заболевания. Малоподвижный образ жизни  (длительное  нахождение за компьютером,  6-8 уроков и т.п.) отрицательно сказывается на здоровье школьников.
Многие подростки имеют вредные привычки: курение, употребление алкоголя.
Анализ ситуации показывает, что только около 50% учащихся гимназии систематически  (кружки, секции, клубы) занимаются физкультурой и спортом.  Другие формы внеурочной спортивно-оздоровительной работы требуют доработки и изменения.
Актуальность данной программы в том, что она направлена на популяризацию занятий физической культурой и спортом, привлечение учащихся к спортивно-оздоровительной деятельности.  В то же время занятия физкультурой и спортом увеличивают время, отведенное на двигательнуюактивность, отвлекают учащихся от вредных привычек, воспитывают волю и ответственность, способствуют формированию гражданской позиции, чувства патриотизма, гордости за свое Отечество.

Этапы реализации программы:

Подготовительный этап (2014 г.)

  • Проведение мониторинга состояния образовательной среды и состояния здоровья   обучающихся, родителей, педагогов.
  • Разработка плана работы по основным   направлениям программы.
  • Осуществление кадровой расстановки.
  • Проведение обучающих семинаров педагогического персонала.
  • Укрепление материально-технической базы.

Основной этап (2014 – 2016г.г.)

  • Реализация плана работы по основным направлениям   программы.
  • Корректировка плана.

Обобщающий этап (2016 – 2017г.)

  • Проведение экспертизы эффективности реализации программы внедрения в деятельность гимназии.
  • Обобщение опыта работы по реализации внедрения   программы в деятельность гимназии.
  • Определение перспективы реализации программы в   других ОУ района, города.

 Содержание программы

1. Совершенствование содержания физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования

Цель: Систематизирование работы   по физкультурно-спортивному воспитанию гимназистов и олимпийскому образованию.
Внедрение модуля по олимпийскому образованию обучающихся гимназии, создание условий для развития обучающихся с психомоторной (спортивной) одаренностью, повышение качества их обучения, расширение возможности развития индивидуальных способностей обучающихся в интеллектуальной и спортивной сферах деятельности.
Работа по данному направлению предполагает:

  • включение в содержание уроков, групповых занятий, индивидуальных занятий с обучающимися во внеурочное время, их самообразования вопросов олимпийской тематики;
  • развитие детской одаренности;
  • разработка методических рекомендаций по олимпийской тематике;
  • формирование банков методических и информационных материалов, разработка методических рекомендаций для различных категорий педагогических работников

Приложение 1. План работы по совершенствованию содержания физкультурно-спортивного воспитания и олимпийского образования

2.  Организация физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы

Цель: обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей их организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, повышение их работоспособности и спортивного мастерства.

Содержание работы:

  • разработка годового календаря физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с учётом календаря районных, муниципальных, региональных и Всероссийских соревнований школьников, включая мероприятия олимпийской тематики;
  • организация  гимназических (по параллелям) соревнований по различным видам спорта с выходом на муниципальный и региональный уровень;
  • организация и проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в гимназии в рамках гимназической спартакиады «Малые олимпийские игры»;
  • привлечение обучающихся, их родителей и педагогов к занятиям физической культурой и спортом;
  • воспитание у  обучающихся, их родителей и педагоговустойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой, спортом, туризмом, к здоровому образу жизни;
  • увеличение занятости обучающихся в спортивных секциях для развития сенситивных способностей;
  • организация спортивных секций.

 Приложение 2. План физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы гимназии

3. Изучение и внедрение ФГОС

Цель: развитие психофизически, духовно и социально здоровой личности школьника, владеющей теоретическими и практическими умениями и навыками сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих.

Содержание работы:

  • формирование у  обучающихся знаний о здоровом образе жизни;
  • формирование у обучающихся чувства ответственности за сохранение здоровья;
  • развитие и укрепление здоровья обучающихся;
  • воспитание потребности самостоятельно заниматься физической культурой и спортом;
  • профилактика вредных привычек.

Внеурочная деятельность физкультурного воспитания и олимпийского образования ведется по следующим программам внеурочной деятельности: «Здоровейка»,  Шахматы «Белая ладья»,  «Я и мое здоровье». Реализуемые программы  позволяют наиболее целесообразно сконцентрировать внимание на развитии УУД. 
Результатом внеурочной деятельности являются многочисленные победы  на городских и районных играх по шахматам (62 победы), открытое занятие по курсу «Мои первые проекты», исследовательская деятельность четырех победителей районных и городских научных конференций.
Опыт своей работы учителя показали и обобщили на открытом гимназическом педсовете, где на практических занятиях были показаны методы и приемы работы по формированию УУД как в урочной,  так и внеурочной деятельньности.

Приложение 3. План мероприятий по изучению и внедрению ФГОС

4. Социальное партнерство: использование спортивной инфраструктуры района

Цель: увеличение занятости обучающихся в спортивных секциях для развития сенситивных способностей.

Содержание работы:

  • заключение договоров с образовательными учреждениями о взаимодействии в вопросах физического воспитания и олимпийского образования обучающихся гимназии:

– Детско-юношеская спортивная школа №5,
– Детско-юношеская спортивная школа №1, 
– Психолого-педагогический Центр  «ДАР»,
– Подростковые клубы «Олимпия», «Мечта», 
– ДК «Алюминщик»,
– ДДТ №1
– КемГУ (спартакиада школьников)
– КузГТУ (программа «Шаг к студенчеству)

  • организация и проведение совместных физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе мероприятий олимпийской и паралимпийской тематики;
  • сотрудничество гимназии совместно с другими  общественными организациями и различными некоммерческими структурами  в физкультурно-спортивном воспитании и олимпийском образовании обучающихся гимназии, пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

Взаимодействие гимназии с учреждениями спортивной направленности района и города существует на протяжении многих лет, и мы имеем хорошие результаты. Это дает нам право говорить о системе социально-образовательного партнерства.
Модель социально-образовательного партнерства  гимназии постоянно сопровождается увеличением ее структур, изменениями их функций, обогащением форм и методов, включением новых партнерских отношений.
Основные принципы модели социально образовательного партнерства:

  • принцип территориальности, то есть ориентации на работу с  родителями и их детьми и подростками,  обучающимися в гимназии;
  • принцип поддержания отношений сотрудничества с оздоровительными центрами,  социальными и иными организациями;
  • принцип согласованных действий, направленных на совместную деятельность и реализацию интересов всех участников социально-образовательного партнерства. 
  • На данном этапе нами сосредоточено внимание на следующем:
  • на составе партнерства с целью его увеличения на территории города и области;
  • на определении основных ориентиров социально-образовательной политики партнерства на долгосрочную перспективу;
  • на включении новых договоров, присоединении к соглашениям, ранее не включенным в социально-образовательное партнерство;
  • на обработке системы контроля за ходом выполнения ранее принятых договоров.

Бесспорным становится понимание необходимости объединения усилий и формирование комплексной просветительской деятельности, совместной с другими  образовательными учреждениями, общественными организациями и различными некоммерческими структурами  в физкультурно-спортивном воспитании и олимпийского образования обучающихся, пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

Приложение 4. План мероприятий по использованию спортивной инфраструктуры района

5. Популяризация спортивных достижений спортсменов (гимназии, города, области, страны).

Цель: информирование о потенциале  олимпийского образования и спортивных достижений в гимназии и в социуме.

Содержание работы:

  • организация конкурсов «Ученик года» – номинация «Олимпийская надежда», «Самый спортивный класс»;
  • чествование учащихся, добившихся особых успехов в спорте;
  • фестиваль классных презентаций «Сочи 2014», 
  • проведение конкурсов рисунков;
  • организацию выставок спортивных достижений;
  • встречи со спортсменами – олимпийцами города.
  • информирование участников ВОП  о достижениях на страницах гимназического сайта

Приложение 5. План мероприятий по популяризации спортивных достижений спортсменов

6. Просветительская работа с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами

Цель:  повышение уровня информированности участников образовательного процесса об олимпийском движении в целом о XXII зимних Олимпийских и XI зимних Паралимпийских сочинских играх в частности.

Содержание работы:

  • классные часы;
  • олимпийские  уроки  с приглашением известных спортсменов города;
  • экскурсии в учреждения спортивной направленности;
  • оформление стендов «Хроника эстафеты олимпийского огня», «Дневник олимпиады», «Болеем за Россию», «Эстафета паралимпийского огня», «Дневник паралимпийских игр»;
  • реализацию превентивных программ, проектов «Сочи 2014», «Эстафета олимпийского огня»;
  • организация творческого конкурса в рамках президентских состязаний.
  • систематизацию физкультурно-спортивной деятельности по воспитанию   подрастающего поколения «От Олимпиады к Олимпиаде»;
  • оказание методической помощи педагогам гимназии при проведении мероприятий в рамках данной программы.

Приложение 6. План мероприятий просветительской работы с обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогами

7. Методические ресурсы

Методическая тема гимназии на 2015-2016 учебный год:

Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства в условиях перехода на ФГОС.
В гимназии учителями физической культуры целенаправленно ведется работа по освоению современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды, олимпийскому образованию.
Учителями физической культуры разработаны рабочие программы по физическому воспитанию и олимпийскому образованию для 1-11 классов. Для занятий внеурочной деятельности в 1-3 классах, в связи с переходом на ФГОС, разработаны программы «Здоровейка», «Белая ладья», «Человек и его здоровье».  Педагогами дополнительного образования разработаны рабочие программы для объединений по интересам обучающихся.
В методической копилке имеются разработки уроков, внеклассных мероприятий, спортивных соревнований и праздников.

8. Материально-технические ресурсы

В гимназии оборудован спортивный зал, имеется малый спортивный зал, спортивное ядро. Спортивный инвентарь в достаточном количестве для выполнения обязательного минимума образования по   физической культуре.

9. Ожидаемые результаты

1. Удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса и субъектов образования:

  • обучающихся – в программах физкультурно-спортивной направленности основного и дополнительного образования, реализуемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей, в обеспечении их здоровьесбережения, достаточного уровня физической активности, в олимпийском образовании и просвещении, в созданных условиях для роста и становления успешной и конкурентоспособной личности;
  • родителей – в обеспечении условий для максимального развития детей, в соответствии с их потенциальными возможностями, сохранения физического и психического здоровья детей;
  • педагогического коллектива – в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательном процессе;
  • образовательного учреждения – в позиционировании на рынке образовательных услуг как гимназии, внедряющей инновационные образовательные программы, создании позитивного имиджа, повышении конкурентоспособности среди школ района, области, создании благоприятных условий для дальнейшего развития;

2. Увеличение охвата обучающихся, их родителей, педагогов гимназии занятиями физкультурой и спортом, олимпийским образованием
3. Снижение заболеваемости обучающихся в течение учебного года
4. Выявление и формирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, показывающих высокие спортивные достижения
5. Увеличение числа призеров в индивидуальном и командном зачете в спортивных соревнованиях различного уровня, олимпиадах и теоретических конкурсах
6. Внедрение программы мониторинга состояния здоровья, физической и двигательной активности обучающихся, участия в спортивных соревнованиях
7. Улучшение материально-технической базы гимназии для организации, здоровьесберегающей деятельности, просветительской работы
8. Расширение социального партнерства школы.