В качестве первого шага настоящего анализа определимся с понятием терминология.
Слово “технология” происходит от греческих слов techne – искусство, мастерство и logos – учение. Термин “педагогическая технология” буквально можно перевести как “учение о педагогическом искусстве, мастерстве”. Ведущие учебно-методические источники дают следующие толкования данного термина:
“Совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели” Российская педагогическая энциклопедия.
“Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам” Г.К. Селевко.
Одной из наиболее бурно развивающихся педагогических технологий, направленных на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся, является игровая технология. Факт широкого применения, а также впечатляющие результаты технологии подтверждаются тем, что все ведущие спикеры проекта TED, так или иначе затрагивающие вопросы образования, в своей деятельности используют игровые технологии.
В настоящей статье автор рассматривает игровые технологии применительно к учебному процессу на уроках химии в специфическом учебном заведении – Московской областной общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой им. Трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина (МООШИ с ПЛП). Специфика обусловлена учебной специализацией (первоначальная летная подготовка), а также гомогенным одновозрастным составом воспитанников (юноши 10-11 классов).
Как известно, структура любой технологии обучения включает в себя:
- целевую направленность;
- научные идеи, на которые опирается (образовательную парадигму);
- систему действий преподавателя и учащегося;
- критерии оценки результата;
- результаты.
Рассмотрим каждый из указанных элементов игровых технологий.
Целевая направленность – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений через использование привычных и дружелюбных для воспитанников игровых элементов. Игра позволяет сделать процесс обучения занимательным, создать у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Одной из проблем, с которыми сталкивается учитель химии в МООШИ с ПЛП, является малое количество учебных часов, отводимых на дисциплину и невозможность увеличения времени самоподготовки. Использование игровых технологий, в т.ч. имеет своей целью небольшую хитрость – заинтересовать воспитанника настолько, чтобы он потратил на предмет немного больше внеклассного времени.
Научные идеи, на которые опирается технология – самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации; соревновательный элемент как катализатор учебного процесса.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве средства игры, а в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Система действий преподавателя и учащегося: игровые методы вовлечения учащихся в творческую деятельность. Игровые технологии способствует воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Подготовка к игре – начинается с выбора темы. При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым “хорошая” тема должна:
- провоцировать интерес;
- быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных результатов;
- иметь четкую формулировку;
- стимулировать подготовительную работу;
На уроках химии в МООШИ с ПЛП игровые технологии, например, используются при изучении углеводородов. Одна из игр носит название: “Интеллектуальная игра “От алкана до арена””.
Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом:
- работа с информацией по теме:
- активизация знаний учащихся (мозговой штурм);
- поиск информации с использованием различных источников;
- повторение и систематизация изученного материала;
- формирование общих и специальных умений и навыков:
- подбор и обоснование аргументов, и выводов;
- умение правильно формулировать вопросы и ответы;
- овладение знаниями риторики и логики, применение их на практике;
- приобретение навыков эффективной работы в группе.
На подготовительном этапе учащиеся должны не только глубоко изучить и тщательно проработать содержание предлагаемой для игры темы, но также создать команды и продумать стратегию игры. Отборочный тур осуществляется в начале самой игры. Затем начинается основная игра, в ходе которой команды отвечают на предложенные вопросы. На обдумывание предоставляется 1 минута. В случае неверного ответа вопрос переадресуется другой команде.
Одним из возможных инструментов практической реализации игровых технологий является презентация, подготовленная, например, в программе Microsoft PowerPoint (см. приложение к настоящей статье).
Критерии оценки результата: побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов и наберет больше очков. Критерием оценки результата может стать также рефлексия групповой работы – оценка эффективности работы в группах, диагностика групповых ролей, оценка процесса и результата групповой работы.
Результаты: игровые технологии способствуют развитию познавательных интересов и активизации учебной деятельности. Игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы учащихся и метод обучения.
Общий смысл идеи хорошо передают слова одно из основоположников использования игровых технологий в образовании Б.П. Никитина: “Игра – едва ли не единственный вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему-либо, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку”