Урок математики на тему "Число 5. Цифра 5. Состав числа 5". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Создание условий для формирования знаний о числе 5, цифре
Задачи:
  • Образовательные: сформировать представление о числе пять с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой, сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах пяти, активизировать знания учащихся о равенствах и неравенствах.
  • Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
  • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
Предметные умения: различать числа 1-5  и цифры 1-5;
работать с числовым отрезком;
правильно употреблять в речи математические понятия.
УУД
  • Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
  • Регулятивные:
    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
  • Познавательные:
    • строить логическое рассуждение, включающее уста­новление причинно-следственных связей;
    • проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.
  • Коммуникативные:
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Планируемый результат
  • Знать название и последовательность чисел при счете от 1 до 5.
  • Называть и обозначать действия сложения и вычитания в пределах 5.
  • Понимать отношения между числами (больше, меньше, равно).
  • Правильно употреблять в речи математические понятия.
  • Научиться правильно писать цифру 5.
Основные понятия число, цифра, состав числа, множества, элементы множества, части множества
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, технология
Ресурсы:

основные:

дополнительные:

 

учебник  М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова « Математика» 1 часть, рабочая тетрадь 1 часть
Тема: «Число и цифра 5. Состав числа 5»
методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса     «Математика» 1 часть, DVD (диск)
Оборудование: компьютер, интерактивная доска,  проектор.

Организация пространства: Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Образовательные технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технология проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии, групповые технологии

 

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

Мотивирование (самоопределение) к деятельности

Цель – активизация учащихся.

Включение учеников в учебную деятельность. «Хочу, потому что смогу». Приемы: добрые пожелания, девиз. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их. Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!

Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

–  Кто  из вас готов отправиться за новыми знаниями? (Ответы детей: мы все готовы).
Сегодня на уроке мы с вами узнаем что-то новое и постараемся помочь друг-другу, если в этом будет необходимость.

– Покажите свое настроение
– Поделитесь друг с другом своим хорошим настроением! (возьмитесь за руки)

Мотивация к учебной деятельности

– Какой сейчас урок?
– Как вы думаете, нужно нам изучать математику, для чего?
– А какой день недели?
– Какое время года?
– Дети, к нам на урок тоже пришла осень!
Но не просто так она заглянула к нам в гости, она решила узнать, как учатся мальчики и девочки в 1 классе!

Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Актуализация знаний. Мотивация к деятельности

Цель – закрепить счёт.

Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания;  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности.

Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу
показать учащимся насколько последующее число больше предыдущего
в обсуждение проблемных вопросов.
«Разминка»

Чтобы вы на этот миг
Не сидели грустные
Вместе выполнить должны
Мы работу устную

1. Веселый счет: от 1 до 10 (туда и обратно)
2. Назови соседей ….
3. Предыдущее число …
4. Последущее число …
5. Что изображено?
6. Что заметили одинакового в этих предметах?
(Число 5)
7. Знаем ли мы число 5?
8. Где мы можем с ней познакомиться?
9.  Мы не изучали число 5.
– Как вы думаете, а нужно нам  с ним познакомиться?

Познавательные УУД

 

 

 

 

Слайд 1

Постановка учебной проблемы.
Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.
(– Не знаю, что происходит. Но
могу узнать.
– Мне это интересно!) Обсуждение затруднений
(– Почему возникли затруднения?
Чего мы еще не знаем?)
Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Дети высказывают свое мнение. Диалог. Постановка учебной проблемы

На уроке математики
Нужно быть всегда внимательным.

– Мы назвали время года,
– Чем богата осень? (Своим урожаем)
– Что вырастает осенью?

Вот и осень пришла,
Урожай собирать пора.
Эй, ребята не зевайте,
Все вы дружно помогайте!

– Какой отличный урожай собрали. (апельсины, груши, бананы, горох, яблоки)
– Как одним словом назовем? (урожай)
– Исключите один предмет. По какому признаку? (овощ)
– Ребята, скажите, чем полезны фрукты и овощи?
– Как в математике называют группу предметов? (множество)
– А один предмет? (элемент множества)
– Обозначьте числом количество элементов в каждом множестве …, …, …., ….., ………
– Почему в этом множестве вы не обозначили количество элементов числом?
Давайте мы пока оставим эту проблему, а в конце урока к ней ещё вернёмся и решим её.
А правильно и красиво писать цифру 5 вы умеете?
Нужно нам этому научиться?
– Состав числа
– Сформулируйте тему урока.
– Какие цели поставим перед собой?

– Почему не справились с заданием?
Как обозначать следующее число?
Какими способами можем получить число 5?

Слайд 9

 

Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД

Физкультминутка «Веселая зарядка»
 «Открытие» нового знания.

Цель – Познакомить учащихся с числом и цифрой 5.

Построение проекта выхода из затруднения. Реализация  проекта.
Обсуждение проекта решения проблемы,  ее решение.  Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.

Участвовать в работе по решению примеров

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу по изучению состава числа 5.

Организовать работу в парах
обеспечить
контроль
за выполнением
задания.

Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов

Ну, а сейчас пора настала
Для нового материала

1. Образование числа

А где в жизни мы можем встретиться с числом 5, цифрой 5?

Откройте учебник на стр. 34 №1.

– А в нашем числовом ряду есть место для нашего числа, а само число, где то потерялось? Не вставая со стульчиков, помогите найти. Покажите глазками мне.
Молодцы! Алина неси мне его. А куда же я его должна поставить?  Где место этому числу в числовом ряду?
Как получить число 5? Надо к 4 прибавить 1.
Давайте посчитаем. 1,2,3,4,5
– Что вы можете сказать о числе пять? (Что число 5 больше, чем 1,2,3,4, что оно стоит после 4)

Учебник стр. 34 №5

– Для обозначения каждого числа есть своя цифра.
И у этого числа тоже есть такая цифра. Посмотрите.

Работа в паре

– На что похожа цифра 5? 
– Составьте цифру 5. (коробочка на столе)
– Какие красивые цифры получились.
– Молодцы!

2. Письмо цифры 5

– А может кто-то уже умеет писать цифру 5? (пишет ребенок на доске)
–А правильно ли написана?
– А где можно научиться, как правильно писать цифру? (у учителя, в учебнике)
– Рассмотрите образец написания цифры 5 в учебнике стр.69
– Из скольких элементов состоит цифра?
– Состоит из трех элементов: небольшой палочки, правого полуовала и волнистой линии.
Показ написания цифры 5 на доске учителем:  начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.
– Я сейчас, ребята, предлагаю вам потренироваться в написании цифры 5 носиком, в учебнике по образцу обратной стороной ручки, как мы с вами делаем всегда. Стараемся повторить точное написание цифры, чтобы наши пальчики запомнили каждое движение.
– Перед работой давайте определим, какие критерии мы возьмём за основу при оценивании работы.
Высота, ширина.

Тетрадь стр. 57

– Пишем
– Оцениваем высоту. Просмотрите ваши цифры. У кого были ошибки по высоте? Постарайтесь в следующий раз их не допустить.
– Оцениваем ширину. Просмотрите ваши цифры. У кого были ошибки по ширине? В дальнейшей работе будьте внимательнее.

Самоконтроль написанного
– Найдите самую красиву цифру, подчеркните красным карандашом

Из истории письма цифры 5

Обратите внимание, как писали цифру 5.

– славяне
– египтяне
– китайцы

– А римскими знаками мы пользуемся и сейчас.
Цифры, которые мы пишем, пришли к нам из арабских стран.

Работа с фразеологизмами:

1) Как свои пять пальцев – Знаешь очень хорошо.

3. Состав числа 5

Работа в паре

– Пока мы с вами учились писать цифру, Аня и Ваня не могли поделить яблоки между собой. Давайте им поможем разложить на 2 тарелки?
– А можно ли пять яблок поделить поровну?
– Как разложили?
– Обозначьте цифрами.
– Сделаем вывод: 5 – это …..
– Зачем изучали состав числа? (Чтобы решать примеры)

 

Дети высказывают свое мнение.
Практическая работа.

 

 

 

Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД

 

 

 

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд этот же

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

 

 

 

 

Слайд 12

 

 

Слайд 13

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в сознании.
    Работа по учебнику

Стр.69. № 6
– Проверяем.
– В каких примерах получили 5? 4? 3? 1?
Встаньте, кто решил все примеры правильно.
Молодцы!

Регулятивные УУД
Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель – научиться правильно писать цифру 5,
Запоминать состав числа.
 Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в сознании.

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить
контроль
за выполнением
задания.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.

Все молодцы без исключения
Ну, а теперь на повторенье

Работа  в группе

– А сейчас будьте внимательными,  решите “Веселые задачки в стихах”

Четыре яблока у Саши,
Груша у Серёжи.
Сколько фруктов мы получим,
Если вместе сложим? (5) 4 + 1 = 5

Под шатром ветвистой ели.
Белка сделала качели.
И на Белкины качели
Собрались лесные звери:
Один заяц и куница
Три рыженьких лисицы
На качели все спешат.
Вы, ребята не зевайте,
Всех зверей пересчитайте … (5) 1 + 1 + 3 = 5

Шесть бельчат в лесу гуляли
И грибочки собирали
А один улегся спать.
Сколько их гуляет? (5) 6 – 1 = 5

Возле грядки две лопатки.
Возле кадки три лопатки.
Все лопатки сосчитать –
Сколько будет? Ровно… (пять) 2 + 3 = 5

– Умнички!

Работа в рабочей тетради (самостоятельная работа)
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня все получается)
    – Вы так много сегодня узнали, давайте закрепим наши знания.

Веер

А) Укажите номер, где правильно расположены числа.
1) 1, 2, 3, 5, 4
2) 1, 2, 3, 4, 5
Б) Укажите способ образования числа 5.
1) 4 + 1             2) 2 + 1             3) 3 + 1
В) Найдите цифру 5 (цифры наполовину закрыты)
1) 4                 2) 3                 3) 5

Слайд 14

Дети самостоятельно выполняют задания.

Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель – подвести итогпроделанной работе на уроке.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

А теперь, друзья, – вниманье
Подведем сейчас итог.

– Какие цели мы ставили перед собой в начале урока?
– Чему вы научились на уроке?
Расскажите по схеме:

Я знаю
запомнил
смог

– Подумайте и скажите, за что каждого из вас можно сегодня похвалить?
– Давайте вернёмся к нашей проблеме. Теперь мы можем обозначить количество элементов этого множества? (Да). Кто готов это сделать? (Один ученик выходит к доске и прикрепляет рядом с множеством цифру 5).  Согласны? (рефлексия). Молодцы!
– Покажите, какое у вас сейчас  настроение.
– Давайте из наших смайликов составим цифру 5?

Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Самоанализ открытого урока

В классе есть дети, которые уже владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Большинство детей умеют читать, все умеют считать, имеют развитые пространственные представления, понимают значения слов «больше», «меньше», «столько же», но 6 детей еще путаются в отношении «право-лево»
Можно выделить группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса.
Но есть и такие ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как  правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал       
И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на уроке, хотя  на переменах общительны и иногда даже задиристы
Есть и такой ребенок, который все воспринимает, все понимает, что от него требуется, но психологически он еще не осознает себя учеником и всплески эмоций иногда мешают адекватно реагировать на замечания учителя, на обстановку в классе
Урок построен с учетом этих особенностей и возможностей детей их возрастной группы.
Тип урока: данный урок является уроком изученного нового материала. 
Выбранная структура урока рациональна для решения поставленных целей, что обеспечивает для каждого уч-ся ситуацию успеха, помогает осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении.
Для обучения деятельности использовала подводящий диалог, создание проблемной ситуации, совместное формулирование темы и цели урока.
Для этого в начале урока были созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Этот этап урока настроил на доброжелательную обстановку, активизировал внимание учеников. Результатом такого взаимодействия явилась готовность к учебной деятельности. Акцент сделан на значимость и ценность изучаемого материала, что помогает создавать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у  учащихся необходимую мотивацию.
В непринужденной форме обучала детей пользоваться имеющимися у них знаниями для ответа на поставленный перед ними вопрос, активизировала мышление, память, воображение, стимулировала желание узнать больше.  
Учебные задания не давались в готовом виде, использовала задания развивающего характера. Дети владели предложенным содержанием.  На этом этапе была создана «ситуация успеха», когда ребенок выполняя учебную задачу, не испытывал затруднения. Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему урока.
Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная и индивидуальные  формы работы, работа в парах.
На этапе закрепления знаний, умений и навыков была организована работа, направленная на  развитие вычислительных навыков. Также была организована самостоятельная работа, в ходе которой предлагалась  помощь, которая давала возможность каждому ребенку решать учебную задачу в соответствии с его возможностями.
Контроль над учебной деятельностью осуществлялся через организацию коллективного поиска и самостоятельной работы поискового характера, в виде самопроверки, взаимопроверки, что позволило установить обратную связь с уч-ся, определить уровень усвоения знаний
На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), индивидуализации и дифференциации (при выполнении самостоятельной работы), принцип связи обучения с жизнью.
Важным моментом также на уроке было соблюдение здоровьесберегающего  режима: смена видов деятельности, динамическая пауза, упражнения для снятия нагрузки с глаз.
Общая организация работы на уроке позволила создать в классе рабочую обстановку и рационально распределить время на каждом этапе.
Для каждого ученика создавалась ситуация успеха, что позволило завершить урок на положительном эмоциональном уровне.
Считаю, что цели урока были достигнуты.