Волшебный силой, воздействующей на душу и сердце ребенка, является колыбельная песня. Она успокаивает, вызывает эмоциональный отклик, сближает духовно взрослого и ребенка.
Важное значение в жизни ребенка имеет общая теплая атмосфера, хорошие контакты с родителями и другими взрослыми. Дружелюбный тон в разговоре, живое участие как в успехах, так и при неудачах, ласковые слова и слова благодарности способствуют развитию уверенности в себе, чувства защищенности, формированию оптимистической жизненной установки.
ДОУ “Чебурашка” организовал проект “Мамина песня”, цель которого была – вовлечение детей и родителей в реализацию проекта, используя различные формы и методы работы.
Актуальные и значимые задачи проекта:
- Побуждать интерес к народным традициям.
- Воспитывать любовь к колыбельной песне через художественное слово.
- Прививать детям желание слушать и умело исполнять колыбельные песни.
- Воспитывать уважение к близким людям, бережное отношение к песенному искусству.
Этапами реализации проекта стали:
- Подбор и оформление в сборники колыбельных песен.
- Блиц-опрос родителей.
- Совместная работа родителей и детей по оформлению поделок и рисунков по теме.
- Использование колыбельных песен во всех видах детской деятельности.
- Устный журнал для родителей на тему: “Волшебная сила колыбельных песен”.
- Музыкальное развлечение “Мамина песня”.
- Семинар-практикум для старших воспитателей по теме.
- Совместная работа с детской библиотекой им. А.П.Гайдара “Первые книги ребенка”.
В детском саду “Чебурашка” распахнула свои двери музыкальная гостиная, где дети старшего дошкольного возраста окунулись в мир колыбельной песни. Вспомнить об истории колыбельной песни помогли дети фольклорного кружка “Проталинка”. Они исполнили песню “Спят усталые игрушки”, сыграли на музыкальных инструментах произведение Я.А. Моцарта. Неожиданным было появление медвежонка и мамы – медведицы из мультфильма “Умка”, которые исполнили танец “Северное сияние” и поиграли с детьми. Медвежонок подарил детям по звездочке из своего созвездия и проводил в группу.
Родителям было предложено принять участие в создании самодеятельной куколки, в которую не только играли, но и клали ребенку в люльку. Мать приговаривала: “Сонница – бессоница”, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой. Злая Бессоница не могла устоять – играла в куклы, а малыш тем временем крепко спал.
Логичным завершением встречи в музыкальной гостиной было хоровое исполнение колыбельной песни из кинофильма “Человек родился”.
Ведущая: - Здравствуйте, дорогие гости нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы будем говорить о “маминой песне”.
Ребята, скажите, у кого из вас мамы поют дома?
Ответы детей.
Ведущая: - Я очень рада, что у вас такие музыкальные мамы. Но песни бывают разные и их очень много! А вот какую можно назвать “маминой песней”? Посмотрите небольшой мультфильм, и он вам поможет догадаться.
Просмотр мультфильма.
Ведущая: - Так какую же песню можно назвать “маминой песней”?
Ответы детей.
Ведущая: - Конечно, колыбельную, потому что именно мамы поют вам тихую и добрую песню перед сном.
А как вы думаете, ребята, кто научил ваших мам петь такие песни?
Ответы детей.
Ведущая: - Конечно. Об этом даже есть стихотворение. Давайте послушаем!
Девочка
Дочке, сыну перед сном
Мама песенку поет.
Нежным, тихим голоском
В сказку дивную зовет.
В сказке той тепло, уютно,
Волшебства там полон мир.
Вот спрошу ее на утро,
Кто же маму научил?
Мальчик
Кто слова ей подсказал?
Кто ей ноты написал?
Почему всегда я сразу
В колыбели засыпал?
Девочка
Это очень интересно:
“Баю-баю-баюшки”
Напевали мамам в детстве
Наши с вами бабушки!
Мальчик
Мама – рядом, льется песня
С нежностью и ласкою.
Мне – спокойно, все – чудесно,
Сон приходит “сказкою”...
Мальчик
Я бы, может, и послушал
Песенку веселую!
Только что-то от подушки
Не поднять мне голову!
Девочка
Хорошо, что есть они,
Песни колыбельные:
Только с ними снятся сны
Сказкой неподдельною!
Ведущая – Колыбельные песни начали сочинять в древние времена, чтобы успокоить детей и убаюкать младенцев. Название колыбельной песни произошло от слова колыбель. А что такое колыбель? (показать модель люльки)
Колыбельные любят петь не только взрослые, но и дети. Сегодня в нашей гостиной выступят ребята из фольклорной группы “Проталинка”, которые познакомят вас с тем далеким временем, когда в каждой русской избе было много ребятишек, и как мама убаюкивала малыша.
Открываются “рабочие шторы” и перед зрителями предстает “русская изба”: стоят лавки, печь, люлька.
Выходит русская женщина с младенцем на руках, пытается его успокоить:
Спать пора Егорке,
Солнце уж – за горкой!
Ночь – за оградой,
Что еще надо?
Ох, что – рожь, что пшеница,
Все одно – не спится!
Надо песню запевать,
Ребятишек созывать:
Наталь, Ванюшка,
В избу заходите,
Дашутку с подружкой
С собой позовите!
Качаю Егорку,
Никакого толку!
Вашу песню ждет,
Под нее заснет...
Дети вместе с взрослым исполняют рус.нар.колыбельную песню.
Ну, заснул, наконец,
Удалец-молодец!
Идите, играйте,
Про время не забывайте!
Все уходят. Шторы закрываются.
Ведущая – Колыбельные песни бывают самые разные. Одни передавались из поколения в поколение, передавая самобытность прошлых лет. Другие сочинялись сегодня и привносили новые образы и настроения. Но в одном они все похожи: они так же ласковы и добры, как сама мама, ее голос, руки. Как вы думаете, какие ласковые и нежные слова подходят для колыбельной?
Гости и дети называют: солнышко, зайчик, звездочка, сыночек, доченька, цыпленок, родной, любимый, прекрасный и т.д.
Ведущая – Послушайте, как прекрасно и проникновенно звучат слова великого русского поэта М.Ю. Лермонтова:
“Спи, младенец мой прекрасный, баюшки-баю!
Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.
Стану сказывать я сказки, песенку спою;
Ты ж дремли закрывши глазки, баюшки – баю...”
Ведущая – Дети любят своих мам, а мамы, конечно же, очень любят своих детей, и колыбельная песня – тому подтверждение: она успокаивает, расслабляет, дает ребенку ощущение счастья и покоя. Как вы думаете, такую песню каким голосом надо петь?
Ответы детей: голос должен быть ласковым, тихим, как у мамы.
Ведущая – В творческом наследии многих великих и известных композиторов разных эпох есть музыка для колыбельных песен: Моцарта, Римского – Корсакова, Чайковского, Лядова и многих других. Исполняют ее большой оркестр под руководством дирижера. А как вы думаете, чтобы исполнить колыбельную музыкальную “зарисовку” (мелодию), все музыкальные инструменты подойдут?
Ответы детей.
Ведущая – Посмотрите, здесь на мольберте расположены карточки с изображением музыкальных инструментов. Давайте представим себя композиторами и уберем те инструменты, которые не подходят для колыбельной мелодии.
Дети подходят к мольбертам и убирают карточки с изображением тех инструментов, которые, по их мнению, не могут не могут звучать в колыбельной.
Объясняют свой выбор.
Ведущая – Колыбельная песня – это всегда сказка!
Давайте же попробуем попасть в волшебный мир, исполнив колыбельную песню, написанную композитором Амадеем Моцартом, “Спи, моя радость, усни” на музыкальных инструментах.
Ведущая – Спасибо за чудесное исполнение. А вам самим понравилось? Конечно, ведь колыбельные песни любят не только дети, но и разные птахи и звери.
Ведущая
– Маленький мишка на полюсе жил,
По льдинам гулял и с пингвином дружил.
Мама – медведица ласково пела,
Все убаюкать сынишку хотела
Песней протяжною, нежной, не гулкой.
Что за мишутка? Ответьте же! – Умка!
Выходит Умка и исполняет с группой детей хореографическую композицию “Северное сияние” под песню “Колыбельная медведицы” (музыка Е. Крылатова, слова О. Яковлева).
Умка – Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы смотрели мультфильм про меня и наверняка узнали мою любимую колыбельную песню. Эту замечательную музыку написал композитор Евгений Крылатов.
Издалека слышен зов Медведицы.
Умка, малыш, опять ты запропастился куда-то!
Умка – Это моя мама беспокоится обо мне. Мама, мама, я здесь!
Выходит Медведица.
Ах, ты, милый мой топтышка,
Белый мишка – шалунишка!
Вновь тебя везде ищу,
Без тебя я так грущу!
Умка
– Задержался я в пути.
Мама, мамочка, прости!
Это, мама – детский сад,
Дом для маленьких ребят.
Любят дети поиграть,
Петь, шутить и танцевать!
Мне так нравится в саду!
Я играть с ними пойду!!!
Медведица
– Что же, покажи друзьям,
Как ты ловишь рыбу сам!
Много рыбы в полынье,
Но поймают-то не все!
Только тот, кто ловок,
К нам придет с уловом!
Рыбка плещется в воде,
Приглашаем всех к игре!
Проводится игра “Поймай рыбку”.
Умка и Медведица не участвуют, а наблюдают, пританцовывая под музыкальное сопровождение.
По окончании игры ведущая дарит всю пойманную рыбу Умке: Возьми, Умка, эту рыбку себе, ведь ты ее так любишь! А нам ты подарил замечательную колыбельную песню и веселую игру! Спасибо тебе!
Медведица – Конечно, любая колыбельная песня – это волшебство! Но у всех есть своя, любимая. А нам с Умкой так хочется подарить вам общую сказку ночного неба, и мы подарим вам звездочки из нашего созвездия. Пусть они охраняют ваш сон, несут свет добра и участия.
Умка и Медведица дарят звездочки детям.
Только тот, кто ловок,
К нам придет с уловом!
Рыбка плещется в воде,
Приглашаем всех к игре!
Проводится игра “Поймай рыбку”.
Умка и Медведица не участвуют, а наблюдают, пританцовывая под музыкальное сопровождение.
По окончании игры ведущая дарит всю пойманную рыбу Умке:
Возьми, Умка, эту рыбу себе, ведь ты ее так любишь! А нам ты подарил замечательную колыбельную песню и веселую игру! Спасибо тебе!
Медведица – Конечно, любая колыбельная песня – это волшебство! Но у всех есть своя, любимая. А нам с Умкой так хочется подарить вам общую сказку ночного неба, и мы подарим вам звездочки из нашего созвездия. Пусть они охраняют ваш сон, несут свет добра и участия.
Умка и Медведица дарят звездочки детям.
Ведущая – Пусть сегодняшний вечер вам запомнится, а мамины песни всегда звучат в вашем доме.
Дети уходят в группу, пьют чай, продолжают общаться.