Урок окружающего мира по теме "Семья". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Предмет: Окружающий мир (1 класс)

Цели: создать условия для ознакомления с новым социальным статусом школьника, с понятиями школа, учитель, класс, развития речи, умения анализировать рисунки, использовать условные обозначения; способствовать развитию способности к самоанализу, самооценке, воспитанию аккуратности в обращении с учебными принадлежностями.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся объяснять понятия: школа, учитель, класс.

Метапредметные:

  • Регулятивные: адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.
  • Познавательные: описывать назначения различных школьных помещений.
  • Коммуникативные: планирование учебного сотрудничество – вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.
  • Личностные: принимают оценки одноклассников, учителя; соблюдают правила поведения в школе, понимают важность ЗОЖ.
Структура Ход урока  
1. Оргмомент 1. Добрый день. Улыбнитесь друг другу, соседу справа, соседу слева.

Повторяем за мной:
Я внимателен,
Я готов к работе,
Я буду умным,
Я все смогу.

Приветствуют учителя

Настраиваются на работу

2. Актуализация знаний 2. - Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадки:
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестрёнку или брата,
А, узнать вам деда с бабой-
Все родные, с кем живёте,
Даже дядя или тётя,
Непременно вам - друзья,
Вместе вы-одна...(семья).
Кто нежнее всех на все свете?
Кто готовит вам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша... (мама).
Кто любить не устаёт,
Пироги для нас печёт,
Вкусные оладушки?
Это наша...(бабушка).
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш ...(дед).
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть?
И, коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, ...(папа).
Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он - старший ...(брат).
Кто весёлый карапузик-
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка -
Это младший мой ...(братишка).
Мама с папой говорят,
Что теперь я – старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет? Видимо, от тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она? ... (сестра)
Отвечают по поднятой руке, отгадывают загадки
3. Изучение нового материала 3.  - Сегодня наш урок посвящён семье.

- Ребята, а как вы думаете, почему семь “Я”?

Чтение сказки о первой семье. (читает учитель)

- А сейчас, я  предлагаю вам послушать одну очень интересную сказку. Она – то и подскажет вам тему нашего сегодняшнего урока. ( учитель читает сказку о первой семье)

Давным-давно на далёком острове жил мальчик. Он жил один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. Вдруг ему навстречу вышел седой старик, очень старый и очень мудрый. “Куда ты идёшь?” - спросил старик. “Я иду искать место, где мне не будет так одиноко”, - ответил мальчик. “Я знаю, как тебе помочь. Идём со мной”, предложил старик. Он привёл мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки. “Посмотри! – сказал старик. –Все мы живём в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сёстрами”. Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по – настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.

- У каждого из вас, ребята есть люди самые близкие и любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (мама, папа, бабушка, дедушка)

- Назовите их одним словом. (Семья.)

 

Дети высказывают своё мнение

 

 

 

 

Слушают сказку

Игра “Кто кому кто?”(3 -2 минуты)

Форма организации: фронтальная (Участвуют все дети)

Итог: награждение жетонами, словесная похвала

– ты кто для мамы? (дочь, сын)

– кто называет тебя сыном? (папа, мама)

– ты кто для бабушки? (внук)

– у твоего папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)

– у мамы твоей есть сестра. Кто она тебе? (тетя)

– у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).

 

 

Отвечают по поднятой руке

 

 

Отвечают на вопросы, по поднятой руке

Физкультминутка: 1 минута

Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи (стоя) физминутка

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А мизинчик это – Я.
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Повторяют движения
4. Закрепление изученного Игра “Собери пословицу” (Работа в парах (2 пары).)

- Очень много пословиц есть о семье. Пословица – это народная мудрость. Они как жемчужины, украшают и оживляют речь. Я предлагаю вам поиграть в игру “Собери пословицу.” (Пословицы разделены на две части по цвету, учащиеся собирают пословицу, рассказывают, как понимают её смысл.)

Пословицы о семье:

1. Вся семья вместе, и душа на месте.

2. Не будет добра, коли в семье вражда.

Игра “Расскажи о своей семье”

Сейчас вы будете работать в паре. Представьте себе, что один из вас – корреспондент (тот, кто берет интервью), а другой - респондент (тот, кто отвечает на вопросы). Затем поменяйтесь ролями. На доске записаны вопросы, которые подскажут вам, как проводить интервью:

- Назвать членов своей семьи, представить по имени?

- Кем работают взрослые?

- Есть ли в вашей семье какие-либо традиции, обычаи?

- А теперь подведем итог этой работы. Вы послушали рассказы своих одноклассников. Коротко, расскажите, что больше всего заинтересовало вас, что вы бы хотели перенять.

Выставка рисунков

Дома вы нарисовали рисунки о своей семье. Мы их прикрепили на доску. Посмотрите, какие замечательные рисунки получились у всех. А сейчас я попрошу Пашу рассказать о своей семье.

- Как вы думаете, а что самое главное в каждой семье?

(Любовь, дружба, взаимопонимание, нежность, забота, уважение, ласка)

Собирают по классу пословицы, соединяют у доски

Читают, объясняют пословицу

 

 

 

 

 

 

Работают в паре

Итог А теперь посмотри на доску, на наше дерево. Оно пустое. Но рядом есть листья, на них написаны слова. Как вы думаете, что нужно сделать?

Но мы будем внимательны, там есть слова, которые совсем не нужны в семье.

Учитель вызывает детей, которые умеют читать, они крепят добрые слова на дерево.

Посмотрите, наша семья дружная, любящая.

Вы сегодня большие молодцы! Всем спасибо за урок.

Подводим итог, обратная связь, отвечают по поднятой руке

Отвечают по поднятой руке

Дети, которые умеют читать, они крепят добрые слова на дерево, а злые отбрасывают