Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей города, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.
Тип проекта: информационный, групповой, творческий.
Сроки проекта: 2 дня.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы.
Актуальность: в современном мире дети, имея общее представление о стране, гимне и гербе, не имеют достаточных знаний о родном крае (городе). Они могут назвать президента, столицу, а населённые пункты своего района, уважаемых жителей, живущих с ними на одной улице, они не знают. Именно поэтому уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности, необходимо знакомить детей со своим городом.
Цель: систематизация знаний детей о родном городе Руза.
Задачи:
- дать представления о размерах нашего района, вызвать интерес к жизни родного города;
- познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях района;
- познакомить дошкольников с историей возникновения города;
- вспомнить названия улиц;
- воспитывать любовь, чувство привязанности к городу, в котором они живут;
- пробудить желание сделать его краше.
Предварительная работа.
- Беседа о названиях улиц
- Беседа о городском транспорте
- Рассматривание фотографий с иллюстрациями города Руза. Обсуждение.
- Беседа о домашних адресах.
Наглядный материал:
- фотографии с разными видами города Руза;
- карта города Руза и Рузского района;
- иллюстрации различных видов транспорта;
- листы бумаги, цветные карандаши.
Первый день
Ход беседы-занятия
Воспитатель: Ребята, кто скажет, как называется город, в котором мы живём?
Дети: Руза.
Воспитатель: А какой наш город?
Дети: Большой, красивый, зелёный, ухоженный...
Воспитатель: (рассказ сопровождается показом фотографий)
Руза – самый чистый город в Подмосковье. Наш город расположен в центре Рузского района (показываем карту Рузского района).
Назван город Руза в честь великой реки Рузы, которая протекает через весь Рузский район (фото реки). Руза обозначает тихая, спокойная, безопасная. Наш город основан в очень далёкие и древние времена, сейчас нашему городу уже 687 лет, это очень много. За свою историю наш город пережил много войн и бед. Много людей шли защищать наш город от врагов. В Рузе есть свои герои (фото Л.М. Доватора, Зои Комодемьянской). Когда-то наш город был похож на деревню, не было всех этих домов, где мы с вами живём, были поля и огороды, люди выращивали урожай. Рузу окружало большое количество лесов и сейчас окружают. Не было такого количества машин, транспорта и людей, которые жили в городе Руза. Но спустя много лет начали строить большие многоэтажные дома. В них стали селиться люди и население города выросло. Дома строились друг за другом, и получалась улица. Улиц появлялось всё больше и больше и люди стали придумывать им названия. Ребята, а на каких улицах живёте вы?
Дети: (дети перечисляют названия улиц, на которых они живут).
Воспитатель: На какой улице находится наш детский сад?
Дети: переулок Володарского
Воспитатель: А какой транспорт ходит в нашем городе?
Дети: автобусы, машины, велосипеды
Воспитатель: Ребята, а в каких местах нашей Рузы вы были с родителями?
Дети: Почта, памятник Зое Космодемьянской, Дом Культуры, аптека, магазины, школы, детские сады, стадион, библиотека, бассейн, парки, пруд.
Воспитатель: (В помощь детям показываем фотографии с видами города, парка, детского сада, школы, бассейна, пруда, реки, почты, детской библиотеки, дома культуры, памятника павшим бойцам ВОВ.). Наш город хорошеет с каждым днём. Вы обратили внимание, сколько хорошего, полезного и нужного людям появилось около ваших домов, во дворах? Построили во многих дворах игровые площадки, покрашены постройки.
Все жители любят свой город и многое делают для того, чтобы он был краше, чтобы в нём было приятно жить. Вот и мы с вами будем помогать взрослым, поддерживать порядок в городе. Жители нашего города не только работают, но и отдыхают в выходные дни.
Куда вы ходите в выходные дни с родителями?
Дети: В парк, в лес, в бассейн, зимой на каток...
Воспитатель: Конечно, прежде всего, очень хорошо можно отдыхать в наших лесах, где можно послушать пение птиц, познакомиться с большим разнообразием видов деревьев, кустарников и травянистых растений (показывает фото). Можно пойти в парк, поплавать в бассейне, пойти в детскую библиотеку, поиграть на детской площадке во дворе.
Экскурсия: После проведения беседы-занятия воспитатели и дети совершают выход в город к Дому Культуры и памятнику Зое Космодемьянской, который сопровождается кратким рассказом о Зое Космодемьянской.
Второй день
Творчество детей и воспитателя
(У каждого ребёнка на столе цветные карандаши и лист бумаги).
Воспитатель начинает занятие с чтения стихотворения Аллы Изриной:
Задумчивая Руза старинный городок
Задумчивая Руза – старинный городок,
целительница края, как воздуха глоток.
Здесь аромат природы, улыбки добрых лиц,
стремительные реки и гомон звонких птиц.
И палисад с сиренью, цветущей по весне.
Сам город утопает в релаксной тишине.
Швейцария как-будто. Рыбалка и леса,
где встретилась под утро мне рыжая лиса.
И зайцы на тропинках, и лоси, и ежи,
и стайками летящие над городом стрижи.
Цвет изумруда всюду, а в небе синева.
Здесь из веков посылки..., недалеко Москва.
Пока еще не очень тут развитой комфорт,
нет и ж.д. дороги, но Руза, как курорт.
Там близко есть два "моря" и речка Озерна,
поля, вокруг раздолье, сияет Свет-Луна.
Красоты Подмосковья ласкают молча глаз.
Чудесен город Руза – и в профиль, и анфас.
Воспитатель вместе с детьми вспоминает вчерашнюю беседу о родном городе Руза.
Ещё раз рассматривают фото с видами города.
Дети рассказывают, в каких домах они живут.
Воспитатель предлагает детям нарисовать на листе свой город таким, каким они его видят, свою улицу или свой дом, а так же транспорт и людей, которые живут в этом городе.
В завершение творческого процесса:
Воспитатель: Итак, ребята, сегодня мы с вами ещё лучше узнали свой город Руза, где мы с вами живём. Будем поддерживать порядок, чистоту, стараться сделать его ещё лучше и краше, а самое главное любить свой город!