Общеклассное воспитательное занятие посвященное Дню командира надводного, подводного и воздушного корабля. Тема: «Николай Алексеевич Остряков. Беззаветная преданность Родине».

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку», Краеведение, Патриотическое воспитание

Классы: 7, 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели.

  • Ознакомить и развить интерес воспитанников к истории своего города.
  • Воспитывать патриотизм и чувство гордости за свой народ, уважение к знаменитым людям, связанными с историей нашего города.
  • Создать условия для формирования готовности воспитанников к служению Отечеству, учитывая исторический опыт и достижения, и современные проблемы.

Оборудование.

  • конспект занятия, презентация, выставка книг на тему второй героической обороны города-героя Севастополя, персональный компьютер, средства показа слайдов.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Слайд 1

Кадет 1 читает стихотворение Евгении Гущиной:

Севастополь - город мой родной,
Город моря, кораблей, военной славы.
Ты стоял на рубежах державы,
А теперь и я расту с тобой.

Мы узнали: сколько было боли,
В бухтах, на курганах, под землей.
Не такой себе желали доли
Дети босоногой мостовой.

Поседевший город будет помнить
Тех, кого давно уж нет в живых.
В белом камне выложенный подвиг,
В черном - вымощен могил гранит.

Севастополь - город мой у моря,
Город с непокрытой головой.
Знал и радость ты, и много горя.
Севастополь, я горжусь тобой!

2. Вступительное слово воспитателя.

Воспитатель: дети, сегодняшнее наше занятие, посвященное дню командира надводного, подводного и воздушного судна, проводится в преддверии знаменательной даты – дня начала обороны Севастополя в годы Великой Отечественной. А чтобы вспомнить основные вехи истории нашего замечательного города, проведем небольшую викторину. Разделимся на две команды. Та команда, которая правильно ответить на большее количество вопросов - выиграет. Начинаем викторину.

Воспитатель: скажите, ребята. Сколько было всего оборон нашего города за его относительно небольшую историю.

Кадеты: всего было две обороны города Севастополя.

Воспитатель: давайте же вспомним. Сколько дней длилась вторая героическая оборона Севастополя.

Кадеты: 250 дней длилась вторая героическая оборона Севастополя.

Воспитатель: скажите, ребята. Когда официально началась вторая героическая оборона Севастополя.

Кадеты: вторая героическая оборона Севастополя началась 30 октября 1941 года.

Воспитатель: подскажите, ребята. Когда официально закончилась вторая героическая оборона Севастополя.

Кадеты: вторая героическая оборона Севастополя закончилась 4 июля 1942 года.

Воспитатель: Сколько же штурмов пришлось предпринять врагу чтобы сломить защитников нашего города.

Кадеты: для того, чтобы захватить наш город, немецким командование было предпринято три штурма.

Воспитатель: молодцы ребята. Все хорошо знают историю своего города. Итоги мы подведем в конце занятия, и дадим возможность проигравшей команде отыграться.

3. Жизнь и боевой путь Н.А. Острякова от войны в Испании до обороны Севастополя в дни Великой Отечественной войны.

Слайд 2

Кадет 2: Суровым и тяжелейшим испытанием для севастопольцев и моряков Черноморского флота стала Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Севастополь в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налету фашистской авиации. Моряки Черноморского флота, жители города организованно встали на защиту Севастополя.

30 октября 1941 г. началась вторая героическая оборона Севастополя, которая продолжалась 250 дней - до 4 июля 1942 г. С первых боев до последних дней обороны защитники города проявляли самоотверженность, беспримерную стойкость и героизм.

4 ноября для объединения всех сил Главной базы Черноморского флота был создан Севастопольский оборонительный район.

Слайд 3

7 ноября для оперативного руководства обороной Ставка Верховного Главнокомандования возложила руководство Севастопольским оборонительным районом на командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф.С.Октябрьского.

Его заместителями были назначены:

  • по сухопутной обороне – командующий Приморской армией генерал И.В.Петров,
  • по береговой обороне – генерал-майор П.А.Моргунов,
  • по военно-воздушным силам – генерал-майор авиации Н.А. Остряков.

Слайд 4

Воспитатель: О Николае Алексеевиче Острякове и пойдет сегодня речь.

"Если бы меня попросили назвать самого лучшего командира и человека среди лётного состава ВМФ, я назвал бы генерал-майора Острякова. Героизм, скромность, умение, хладнокровие и беззаветная преданность Родине - всё это Остряков!.." - эти слова принадлежат адмиралу Н. Г. Кузнецову, в годы войны - Народному комиссару Военно-Морского Флота.

Слайд 5

Кадет 3: родился Николай Алексеевич 17 мая 1911 года на окраине Москвы в семье рабочего. Николай проучился лишь 7 классов, затем, чтобы помочь семье, поступил учеником на завод "Красный металлист". А когда ему не было ещё 17 лет, в марте 1928 года, по призыву комсомола уехал на строительство Турксиба. В родную Москву Николай вернулся под новый, 1930 год.

В 1932 году он зачислен курсантом в Центральную лётную школу в Тушине. По окончании школы остаётся там же лётчиком-инструктором, затем переходит в Высшую парашютную школу Осоавиахима, где не только тренируется, но и испытывает парашюты новой конструкции. Николай Остряков - один из пионеров советского парашютизма, признанный мастер авиационного спорта.

С 1934 года служит в Военно-Морском Флоте. В этом же 1934 году в числе первых Острякову присвоили звание "Мастер парашютного спорта СССР".

В 1935 году за выдающиеся заслуги и мастерство 24-летний парашютист был награждён орденом Красной Звезды.

Слайд 6

Кадет 4: Когда грянули события в Испании, Николай Алексеевич в числе первых добровольцев отправился туда чтобы доблестно сражаться на стороне республиканцев. Он самостоятельно освоил скоростной бомбардировщик "СБ" и вскоре стал одним из лучших наших лётчиков.

Скромный и застенчивый по натуре, Остряков пользовался всеобщей любовью. Было в застенчивости этого мужественного человека что-то детское.

Сотни боевых вылетов совершил Николай Остряков в небо Испании. Вылетая на самолёте далеко в море, он встречал корабли, доставляющие военные грузы для борющейся Испании, охранял их, бомбил базы врага, а на других фронтах - скопления войск противника, порты и железнодорожные узлы.

Сражаясь в одной из Интернациональных бригад, Николай Остряков пробыл в Испании меньше года, совершив около 250 успешных боевых вылетов, успел заслужить славу одного из самых отважных и умелых воздушных бойцов бомбардировочной авиации.

Слайд 7

Кадет 5:

Лётчиком он был великолепным. О чем говорит один тот факт, что 28 мая 1937 года в Средиземном море, самолётом республиканской Испании был атакован и выведен из строя германский линкор “Дойчланд”. Но самое интересное, что удар этот нанёс, несмотря на мощный зенитный огонь, именно Н.А. Остряков.

Приехав в Испанию рядовым лётчиком, Николай Остряков через несколько месяцев стал командиром эскадрильи, овладел сложной спецификой морских полётов. Тогда он ещё не мог предположить, что в Испании началась его биография морского лётчика, что отныне и впредь до конца своей жизни он будет летать над морем и носить форму пилота ВВС Военно-Морского Флота.

Вернулся он из Испании с двумя орденами Красного Знамени и уже в декабре 1937 года был назначен командиром бомбардировочного полка ВВС Черноморского флота.

Слайд 8

Кадет 6: При назначении на Черноморский флот Николай Алексеевич откровенно признавался друзьям, что побаивается масштабов новой работы. И это было чувством ответственности за порученное ему дело. Полк, куда назначили Острякова, считался отстающим. Пришлось новому командиру резко ломать такой “порядок”, и он сразу же взялся за дело.

Новый командир сам поочерёдно подготовил командиров эскадрилий, а спустя 3 месяца в сложных условиях стали летать и молодые лётчики, лишь недавно прибывшие в полк.

Майор Остряков знал своих людей, жил их делами. Одной улыбкой мог успокоить и ободрить пилотов, совершивших какой-либо промах. Но если замечал небрежное отношение к обязанностям, нарушения дисциплины или неуважительное отношение к боевой технике, то становился строгим и суровым.

В апреле 1939 года Н. А. Остряков получил очередное повышение - его назначили командиром авиационной бригады на Дальний Восток, а через 4 месяца он стал Командующим ВВС Тихоокеанского флота. 9 июня 1940 года ему было присвоено звание генерал-майор авиации. Было Острякову тогда лишь 29 лет...

Слайд 9

Кадет 7: с началом Великой Отечественной войны Николай Алексеевич подаёт один рапорт за другим о переводе его в действующую армию. И в конце октября 1941 года его вновь направляют на Черноморский флот.

По времени это назначение совпало с подготовкой фашистов к первому штурму Севастополя. В распоряжении крылатых защитников города в то время оставалось лишь два аэродрома, да и те непрерывно обстреливались вражеской авиацией. Вот тогда то, в те тяжелейшие дни, в полной мере и развернулся организаторский талант генерала Острякова. С утра и до поздней ночи его можно было встретить на аэродромах, командных пунктах, стоянках гидросамолётов.

Черноморской авиацией Н.А. Остряков командовал всего 6 месяцев. Но удивительно много событий вместилось в этот период. Он успел хорошо познакомиться с людьми и состоянием самолётов. Учитывая опыт войны в Испании, Николай Алексеевич сразу отметил все характерные ошибки, разрозненность действий в использовании авиации. В это время он сам часто участвовал в воздушных боях, штурмовал аэродромы, танки и пехоту противника, вылетал на разведку, и потому хорошо знал результаты всех боевых действий в районе Севастополя.

На успешных боевых делах авиации Черноморского флота несомненно сказались умелое руководство, неуемная энергия и воля Н. А. Острякова. Его организаторский и боевой талант полностью раскрылся в напряжённые дни первого и второго штурмов.

Слайд 10

Кадет 8: Осенью 1941 года наши основные истребительные части в Крыму были оснащены новым истребителем Як-1. На этой машине командующий ВВС ЧФ ещё не летал, а переучиться в условиях осаждённого Севастополя было невозможно. Поэтому, с первых же дней пребывания на фронте, он стал летать на истребителе И-16. Позже, уже в декабре, Военный Совет разрешил Острякову пройти переподготовку на одном из Кавказских аэродромов. За 2 дня Николай Алексеевич освоил новый истребитель Як-1.

Сразу же по возвращении в Севастополь начались тяжёлые оборонительные бои. В эти дни Остряков летал особенно много и часто, рискуя жизнью, прикрывал своих товарищей в бою.

Слайд 11

Иногда Николаю Алексеевичу приходилось совершать полёты из осаждённого Севастополя на Большую Землю. Бывало в подобных случаях и такое, что одинокий Як-1 командующего, решительно вступал в неравный бой с вражескими истребителями.

Слайд 12

Кадет 8: В дни оборонительных боёв, лётчики Севастополя испытывали колоссальную нервную нагрузку. Постоянные воздушные схватки и непрекращающиеся бомбардировки города изматывали личный состав. Это снижало боевые возможности лётчиков. И тогда Командующий морской авиацией предложил оригинальное решение: организовать дом отдыха. В одной из бухт, где не было военных объектов, его и соорудили. Недолгие сроки пребывания в этом "санатории" очень ценились лётчиками.

Командующий всемерно поощрял даже малейшую инициативу, если от неё была польза делу. Он постоянно напоминал лётчикам: "Шаблон - самый большой враг инициативы и военной хитрости!"

Высшим экзаменатором лётной выучки и мастерства Н. А. Остряков считал воздушный бой. Он часто говорил: "Боевая выучка лётчика на полигоне, в тире, воздушной зоне - лишь первая ступень совершенства. Вторая, и самая главная - само сражение".

Слайд 13

Кадет 9: несмотря на строгий запрет Военного Совета и сложную обстановку в Севастополе, только на Як-1 Николай Алексеевич 20 раз поднимался в воздух с мыса Херсонес. А всего на его счету более 100 “севастопольских” вылетов.

Военный Совет, лично командующий Черноморским флотом вице-адмирал Октябрьский, втайне одобряя смелость Острякова, не забывали накладывать на него взыскания за самовольные полёты. Лётчики шутили, что такими взысканиями можно гордиться. Но высшее начальство, запрещавшее подниматься в воздух, считало, что незачем командующему авиацией подвергаться риску.

На все доводы своих товарищей, что минули те времена, когда полководцы сражались в первых рядах, что современная война требует от них иных качеств, а бессмысленная их гибель поставит под удар всю армию, Николай Алексеевич отвечал:

- Вот мне все советуют - берегите себя, берегите себя... А я вспоминаю случай из древнегреческой истории. В Фивах жил полководец Пелопид. Провожая его на войну, жена просила, чтобы он берёг себя. А Пелопид ответил: "Такой совет, моя дорогая, нужно давать простым воинам. Полководцы должны беречь других!" Вот так.

И он действительно берёг других. С прибытием Острякова на Черноморский флот потери нашей авиации резко сократились, а эффективность её действий возросла.

Слайд 14

Кадет 10: В дни обороны Севастополя, Командующий ВВС Черноморского флота генерал Н. А. Остряков проявил себя талантливым организатором, заботливым военачальником, умелым воспитателем и активным бойцом. Скромность, ум, хладнокровие и беззаветная преданность Родине в сочетании с подлинным героизмом характеризовали Николая Алексеевича. Об этом говорит один из эпизодов его деятельности на посту командующего.

20 апреля 1942 года бомбардировщики 40-го авиаполка в сопровождении 4 истребителей получила приказ уничтожить вражеские самолёты на аэродроме Сарабуз, который прикрывался зенитной артиллерией и истребителями.

На подходе к аэродрому наши самолёты попали под ураганный огонь зениток и атаку Ме-109, барражировавшие над аэродромом. В эту опасную для бомбардировщиков минуту, летчики увидели, что их прикрывает сам командующий ВВС ЧФ. В этом ожесточенном бою было уничтожено 10 фашистских бомбардировщиков и выведен из строя аэродром. Удар по Тамани был сорван. Наши лётчики потерь не имели. Это был последний воздушный бой Н. А. Острякова.

Слайд 15

Кадет 11: погиб генерал Н. А. Остряков не в небе, не в воздушной схватке, а на земле от вражеской бомбы 24 апреля 1942 года. В этот день он сопровождал заместителя командующего авиацией ВМФ генерала Ф. Г. Коробкова, с которым вместе воевал ещё в Испании. Во время осмотра авиационных мастерских в Круглой бухте, со стороны моря со снижением прошла группа "Юнкерсов" и отбомбилась прямо по мастерским. Прямым попаданием тяжёлой авиабомбы в один из ангаров, были убиты оба генерала и часть сопровождавших их офицеров...

Проститься с погибшими вечером 26 апреля пришли не только лётчики, но и многие командиры армии и флота, рядовые защитники непокорённого города. Севастопольцы прощались со своим любимцем, 30-летним генералом, человеком исключительной храбрости. Погода была ненастной. Холодные тучи, казалось, придавили небо к земле. Непривычно тихо было вокруг. Внезапно мощный орудийный залп заставил содрогнуться землю. Разом ударила вся наша береговая и корабельная артиллерия. Это был последний салют генералу Николаю Алексеевичу Острякову и его погибшим товарищам. Салют - боевыми снарядами по врагу.

Слайд 16

Кадет 13: Полтора месяца спустя, 14 июня 1942 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Алексеевичу Острякову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Имя его навечно занесено в списки личного состава управления авиации Краснознамённого Черноморского флота. На месте гибели командующего установлена мемориальная доска, а на кладбище Коммунаров в Севастополе ему и другим погибшим авиаторам воздвигнут 8-метровый обелиск.

17 апреля 1951 г. Его именем была названа одна из самых протяженных улиц города, а 5 мая 1975 г. улица была переименована в проспект Генерала Острякова.

Слайд 17

На Херсонесском мысу, откуда генерал провожал лётчиков в бой и сам поднимался в небо осаждённого Севастополя, установлен его бюст.

В столице нашей Родины городе-герое Москве есть улица Острякова и мемориальный музей в средней школе № 704, которая носит его имя.

4. Заключительная часть.

Воспитатель: мы с вами только что познакомились с основными страницами из жизни Героя Советского Союза генерал-майора авиации Николая Алексеевича Острякова. А сейчас мы проведем еще одну викторину и ответим на следующий вопрос. На примере Николая Алексеевича, какими, по вашему мнению, качествами, чертами должен обладать настоящий командир. Команда, назвавшая большее количество таких качеств – победит.

Кадеты:

- мастерство, знание своего дела, профессионализм;

- скромность, требовательность к себе и другим;

- изобретательность, инициативность, ответственность;

- хладнокровие, спокойствие, рассудительность;

- смелость, отвага, храбрость;

- любовь к своему краю и Родине, патриотизм.

Воспитатель: молодцы, дети. В результате соревнования победила команда второго отделения, давшая большее количество правильных ответов. Но мне хотелось бы вам сказать, что эти качества не появляются у человека с рождения. Их необходимо формировать, взращивать, воспитывать в себе.

Слайд 18

Кадет 14:

Пролетают над землей года,
Пролетят века, тысячелетия,
Но ты помни человек, всегда
Ты – звено в большой цепи бессмертия.

Помни славу прежних дней страны,
Ты ее продолжишь, без сомненья,
Памятью о прошлом мы сильны,
В этом гражданина назначенье.

Будь достойным в череде великих дат,
Славу прежних дней ты преумножишь,
Как когда-то начинающий солдат,
Ты сумеешь, выдержишь, ты сможешь!

Литература.

1. Севастополь. Слава и гордость Отечества. Сборник под общей редакцией А.Г. Маркова. – М.: ООО Центрпечати “ВАСИЗДАТ”, 2008, 448 c.

2. Севастополь: страницы истории и взгляд в будущее. – Севастополь: ТОВ “Фирма “Салта” ЛТД”, 2012. – 472 c.

3. Крылатый генерал. Н.А. Губанов. – Симферополь: изд. “Крым”, 1971. – 141 c.

4. http://www.warheroes.ru;

5. http://airaces.narod.ru/all0/ostrykov.htm.