Подвижные игры, направленные на развитие двигательных навыков, как показателей физического развития младших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Чтобы правильно рос и развивался ребенок, необходимо с самого раннего детства начинать физическое воспитание. Физическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Оно направлено на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений и физических качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным, доступным ребенку видам двигательной деятельности; воспитание привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, а так же положительных нравственных, моральных и волевых черт личности.

Особенно важное значение в дошкольном детстве имеет развитие двигательных умений и навыков. С этой целью проводятся утренняя гимнастика, физкультурные занятия, индивидуальная работа с детьми на прогулке и подвижные игры.

Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего дошкольного возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было известно с древних времен. “Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры”.

Актуальность данной работы заключена в том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, она понятна и доступна ему. Поэтому, с помощью игры, в данном случае, подвижных игр, мы можем физически развивать ребенка.

Исходя из вышесказанного, определена цель данной работы - рассмотреть степень влияния подвижных игр на физическое развитие младших дошкольников.

Объектом исследования является физическое развитие младших дошкольников.

Предметом - подвижные игры, направленные на развитие двигательных навыков как показателей физического развития младших дошкольников.

В соответствии с целью в дипломной работе были поставлены задачи, которые представлены на экране

- рассмотреть особенности формирования основных движений у младших дошкольников;

- изучить виды подвижных игр и методику их проведения у младших дошкольников;

- подобрать подвижные игры для младших дошкольников;

- изучить влияние подвижных игр на физическое развитие младших дошкольников.

- произвести экспериментальную работу по использованию подвижных игр в совершенствовании физических качеств детей младшего дошкольного возраста на примере МБДОУ №120 г.Казани;

- проанализировать результаты исследования.

Гипотеза исследования - систематическое и планомерное использование на прогулке подвижных игр будет способствовать развитию различных видов ходьбы и бега у детей дошкольного возраста.

Исследовательская работа проводилась на базе МБДОУ Детский сад №120 г.Казани. В эксперименте принимали участие дети в возрасте от 2-4 лет.

Тестирование проводилось инструктором по физическому воспитанию Педагогическое контрольное испытание (тестирование). Основными в педагогическом тестировании являются контрольные упражнения. Прежде чем приступить к тестированию, нужно четко представить, для чего оно производится и с какой целью. Учесть ряд принципиальных положений: соответствие теста характеру и специфике спортивной деятельности, контингенту испытуемых.

Необходимые условия при выборе тестов для оценки физических качеств:

- доступность двигательных заданий для детей различного уровня физического развития;

- соответствие тестов возрастным особенностям физического развития детей;

- использование тех движений, которые не требуют предварительного обучения и которыми дети достаточно свободно владеют, например основные движения (бег, прыжки, метание, поскоки и др.);

- простота методики проведения обследования (не требует больших затрат времени на освоение упражнений), отсутствие необходимости в сложной измерительной аппаратуре и специальном помещении для проведения тестирования;

- соответствие двигательных заданий основополагающим критериям – надежности, объективности, информативности;

- возможность использования приемов, позволяющих стимулировать проявление положительных эмоций и наглядно оценивать достигнутый результат;

- использование тестовых упражнений в игровой форме, чтобы процедура диагностики была для детей интересной и увлекательной.

Обследование следует выполнять не ранее 30 мин после принятия пищи. Целесообразно проводить тестирование в часы наибольшей биологической активности – с 9 до 13 ч;

Целесообразно разделить показатели физической подготовленности по половозрастным группам с указанием возраста (месяц, год) и пола детей (мальчики и девочки).

Результат теста засчитывается, если ребенок справился с заданием в соответствии с методикой.

Для проведения тестирования необходимо присутствие не менее двух человек (один регистрирует результаты, другой – объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

В нашем эксперименте, качестве тестовых упражнений предлагаем следующие задания:

-на выявление быстроты бег на дистанцию 10 м с старта .

-скоростно-силовые способности нижних конечностей определим по результатам в прыжках в длину с места.

1. Методика исследования быстроты:

Бег – 10 метров. Разместить беговую дорожку длиной не менее 20 метров. До линии старта и после линии финиша должно быть 5–6 метров (для предупреждения снижения скорости). В конце дорожки ставится яркий ориентир. Даётся две попытки с интервалом для отдыха 2–3 минуты. Результат прохождения дистанции от старта до финиша.

Бег с высокого старта.

Возрастные показатели быстроты в беге на 10 м (с):

- девочки – 3,4 – 2,6;

- мальчики – 3,3 – 2,4.

2. Методика обследования челночного бега 3 раза по 10 м.

Проводится на дорожке, расстояние которой 10 м. На одной из сторон дорожки кладется два кубика, на другой – ставится куб, стул и т.п. Ребенок стоит на линии старта с одним кубиком в руках. Ребенку предлагается (бегом) перенести этот кубик на другую сторону, положить его на куб, вернуться обратно (бегом), взять 2-й кубик, и бегом отнести его и положить рядом с первым. Таким образом, ребенок пробегает 30 метров.

Оценка:

  • 4 балла. Выполняет все действия самостоятельно и правильно.
  • 3 балла. Выполняет все действия правильно, но с небольшой помощью инструктора.
  • 2 балла. Выполняет самостоятельно и правильно менее 50% действий, с значительной помощью взрослого.
  • 1 балл. Практически все действия выполняет с помощью инструктора.
  • 0 баллов. Отсутствие умений и навыков.

Результаты, полученные в ходе Экспериментальной работы по использованию подвижных игр в совершенствовании физических качеств детей младшего дошкольного возраста, были обобщены в таблице 2.2.1 и представлены в диаграмме (Рис. 2.2.1).

Таблица 2.2.1 - Уровень развития бега детей средней группы (констатирующий эксперимент)

Имя ребенка Быстрота Челночный бег Качество бега Итого
1. Платон К. 2,5 12 3 высокий
2. Самат С. 2,4 12,6 2 средний
3. Алина А. 3,2 12,1 3 высокий
4. Карим К. 2,3 12,2 1 средний
5. Камилла П. 2,5 12,7 1 низкий
6. Ирина В. 3 12,6 1 низкий
7. Элина В. 3,1 12,8 1 низкий
8. Рамиль Г. 2,9 12,4 1 средний
9. Самир Р. 3,2 13 1 низкий
10. Полина П. 3,1 13 1 низкий
11. Аня В. 2,9 13 1 низкий
12. Яна Б. 2,5 11,9 3 высокий
13. Динара Д. 2,6 12 3 высокий
14. Зарина Д. 3,1 12,9 1 низкий
15. Данияр И. 2,8 12,5 1 низкий
16. Саша Р. 2,4 12,1 2 средний
17. Саша В. 2,6 12,6 1 низкий
18. Руслан Г. 2,4 12,2 3 высокий
19. Стас М. 2,7 12,7 1 низкий
20. Лиля П. 3 13 1 низкий

Рисунок 2.2.1 - Уровни физического развития детей (констатирующий эксперимент)

Таким образом, проведенная диагностика показала, что дети в основном имеют низкий уровень развития бега. Поэтому с ними необходимо проводить дальнейшую работу по развитию различных видов ходьбы и бега через организацию подвижных игр.

Для этого был составлен план формирующего эксперимента, в который включены различные подвижные игры, способствующие развитию различных видов ходьбы и бега детей дошкольного возраста.

В течение всего формирующего эксперимента дети имели возможность разучить и активно использовать на прогулках подвижные игры, способствующие развитию бега.

Формирующий эксперимент проходил в период с декабря 2013 по февраль 2014 г. Работа по развитию бега с помощью подвижных игр проходила с детьми экспериментальной группы.

Для достижения поставленной цели был составлен перспективный план работы по развитию различных видов ходьбы и бега детей дошкольного возраста с помощью подвижных игр (Таблица 3.1.1). который представлен на экране (ЧТО ЕСТЬ В ТАБЛИЦЕ ГОВОРИТЬ НЕ НАДО!!!)

Таблица 3.1.1 - Перспективное планирование подвижных игр на прогулке в младшей группе

Месяц Неделя Подвижные игры Задачи
Декабрь 1 "Поезд" Развивать двигательные навыки и быстроту.

Согласовывать свои движения с содержанием текста.

2 "Гуси-гуси" совершенствование навыков быстроты, ловкости; воспитание организованности, дисциплинированности.
3 "Догони Голубя" Развивать у детей быстроту и ловкость движений
4 "Цветные автомобили" Развивать у детей быстроту и ловкость движений
Январь 1 "Найди себе пару" совершенствование навыков быстроты, ловкости; развитие внимания.
2 "Кто быстрее до флажка" совершенствование навыков быстроты, ловкости; развитие внимания.
3 "Салочки-догонялочки" совершенствование навыков быстроты, ловкости; воспитание организованности, дисциплинированности.
Февраль 1 "Смелые мыши" совершенствование навыков быстроты, ловкости; воспитание организованности, дисциплинированности; развитие внимания.
2 "Пустое место" совершенствование навыков быстроты, ловкости, кординации движений.
3 "Змейка" совершенствование навыков быстроты, ловкости, кординации движений

В процессе работы использовались подвижные игры с ходьбой и бегом, направленные на развитие как ловкости, так и быстроты. Использовался сборник игр к “Программе воспитания в детском саду” предложенные для детей в возрасте 2-4 лет, такие как: “Самолёты”, “Зайцы и волк”, “Принеси флажок”, “Успей пробежать”, “Мышеловка”, “Поезд”, “Догони голубя”, “Цветные автомобили”, “Найди себе пару”, “Гуси-гуси”. Использовалась книга “Игры и развлечения детей на свежем воздухе”. Т.И.Осокиной и Е.А Тимофеевой.

Подобранные для эксперимента игры давали детям возможность проявить быстроту, учили различным видам ходьбы и бега. Названные игры также способствуют увеличению скорости, продолжительности бега. В подвижных играх с бегом совершенствуются ловкость, координация движений и выносливость. Эти данные подтверждаются тем, что в процессе участия в предложенных играх, дети стали более активными.

По истечении трех месяцев эксперимента было проведено повторное исследование уровня развития бега детей дошкольного возраста, которое составило контрольный этап исследования.

При проведении контрольного эксперимента нами была использована та же методика, что и в констатирующем эксперименте: методика исследования быстроты (авторы: Ноткина Н., Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А., Вавилова Е.Н.).

Полученные результаты были обобщены в таблице 3.2.5 и представлены в диаграмме (Рис. 3.2.1).

Таблица 3.2.5 - Уровень развития бега детей средней группы (кон

  Быстрота Челночный бег Качество бега Итого
1. Платон К. 2,4 11,9 4 высокий
2. Самат С. 2,4 12,4 3 высокий
3. Алина А. 2,6 12,1 4 средний
4. Карим К. 2,2 11,9 3 высокий
5. Камилла П. 2,5 12,4 3 высокий
6. Ирина В. 2,8 12,5 2 средний
7. Элина В. 2,7 12,6 2 средний
8. Рамиль Г. 2,5 12,2 3 высокий
9. Самир Р. 2,7 12,5 2 средний
10. Полина П. 2,8 12,7 2 высокий
11. Аня В. 2,6 12,6 2 средний
12. Яна Б. 2,4 11,8 4 высокий
13. Динара Д. 2,5 11,9 4 высокий
14. Зарина Д. 2,9 12,7 2 средний
15. Данияр И. 2,6 12,2 2 средний
16. Саша Р. 2,4 12,1 4 высокий
17. Саша В. 2,4 12,3 3 высокий
18. Руслан Г. 2,3 12,1 4 высокий
19. Стас М. 2,5 12,4 2 средний
20. Лиля П. 2,6 12,7 2 средний

Рисунок 3.2.1 - Уровень развития бега детей дошкольного возраста (контрольный эксперимент)

Таким образом, по результатам контрольной диагностики у 11 детей (55%) выявлен высокий уровень физической подготовленности детей, у 9 (45%) – средний уровень физической подготовленности.

Наглядно сопоставим уровень развития бега детей дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования на Рисунке 3.2.2.

Рисунок 3.2.2 - Динамика уровня развития бега детей дошкольного возраста.

По данным сравнительной диаграммы можно сделать вывод, что после проведения формирующего эксперимента количество детей с низким уровнем снизилось на 55%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 20%. Высокий уровень развития бега показали на 30% детей 2–4 лет больше, чем на констатирующем этапе исследования.

Общий анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о том, что уровень развития бега у детей дошкольного возраста при систематическом использовании на прогулке подвижных игр повышается.

Следовательно, можно сделать вывод, что систематическое и планомерное использование на прогулке подвижных игр способствует развитию различных видов ходьбы и бега детей дошкольного возраста. Таким образом, наша гипотеза подтверждена во время экспериментальной работы.

Спасибо за внимание!!!

Презентация.