Пояснительная записка.
Традиционное понимание нравственности - благонравие, согласие с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению к самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Нравственное становление детей подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации составляют основу программных мероприятий.
В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия, в духе формирования культуры мира и терпимости.
Программа ориентирована на повышение общественного статуса нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта.
Динамические изменения в экономической и социокультурной ситуации в Российской Федерации вызвали серьезные качественные перемены в структуре взаимоотношений различных социальных групп населения, в их ценностных ориентациях. Молодое поколение оказалось во власти стихийных рыночных отношений, которые оказывают неблагоприятное влияние на нравственное развитие общества. Резкое изменение требований к растущему человеку со стороны модернизируемого общества вызвало противоречивую реакцию со стороны молодого поколения. Это и синдром социальной дезадаптации, и депрессия, и агрессивность в молодежной среде. Специфика контингента детей, находящихся в Центре, состоит в том, что большинство из них, приобретшие значительный опыт асоциальной жизни, деформируются в своем развитии, приобретая негативные личностные качества.
Метод включенного наблюдения позволяет выявить у воспитанников ряд ключевых проблем:
У детей преобладает низкий уровень интеллектуального развития;
- Низкий уровень национального самопознания и любви к Отечеству;
- Отсутствие гражданской и духовно-нравственной культуры;
- Отсутствие взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей.
Решение многих проблем зависит от уровня сформированности гражданской позиции, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историческому наследию своего народа и всех народов России.
В связи с этим направление по нравственному воспитанию личности подростка является приоритетным в деятельности Центра.
Цель: Формирование здоровой, самостоятельной личности, способной на самореализацию, самосовершенствование, к успешной социализации в обществе.
Задачи:
- формирование гуманистического отношения к окружающему миру;
- формирование гражданственности, любви к Родине, семье, духовному и культурному наследию человечества;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников, воспитание потребности здорового образа жизни;
- развитие социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений с взрослыми и друг с другом как нравственной основы социального поведения и успешной адаптации;
- формирование нравственных понятий, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения на основе традиционных общечеловеческих ценностей. Наиболее значимыми следует считать:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению друг другу, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру. Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально-рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с отечеством, причастности к его судьбе.
Акцент на данные характеристики позволяет воспитанникам осмысливать, приобщаться в процессе воспитания и осваивать в соотнесении со своими проявлениями такие собирательные и образные понятия, как:
Культура чувств - умение и стремление к эмоциональному самопроявлению в горизонте меры и нравственности.
Способность к нравственному усилию, “усилию человека быть” как основание для самооценки, самоопределения и самоусовершенствования.
Чувства эмпатии - эмоциональное “чувствование” другого, соизмерение своего поведения в соответствии с состоянием другого человека. На основе способности к эмпатии развивается толерантность как терпимость к инакомыслию, вероисповеданию и соответствующему в связи с этим проявлению.
Отличительные особенности программы:
1. Программа составлена с учетом кратковременного пребывания детей в центре и разновозрастного состава. (12-18 лет)
2. Срок реализации программы – один год.
3. Режим занятий - 2 раза в неделю.
4. Программа включает в себя 4 блока: “Я и Отечество”, “Добрые дела, хорошие поступки”, “Мы выбираем здоровье”, “Природа и мы”.
Ожидаемые результаты.
Ориентируясь на представления о воспитаннике прошедшем курс реабилитации, необходимо достичь такого качества воспитательного процесса, при котором в результате освоения программы по духовно – нравственному воспитанию ребенок приобретает интегративные качества:
Личностные качества:
- Умение строить отношения с взрослыми, сверстниками;
- Использование нравственных знаний как основы своих личных ценностных ориентаций, мотивов;
- Активное включение в ситуацию нравственного выбора;
- Реализация творческого потенциала ребенка;
- Проявляются навыки культурной самоорганизации и самореализации ребенка.
Познавательное развитие:
Умение организовать собственную деятельность для решения поставленной учебной задачи;
- Проявляется способность к рефлексии и самооценке;
- Осуществление взаимоконтроля и оценки деятельности других;
- Овладение знаниями, умениями, навыками, соответствующими учебным программам и требованиям образовательного стандарта;
- Сформированность положительной мотивации учения.
Физическое развитие:
- Сознательное отношение к собственному здоровью и осознание необходимости физической культуры.
Данная программа в дальнейшей перспективе должна повысить уровень нравственности детей. Дать им представление о таких понятиях, как благонравие, достоинство человека, долг, чистая совесть и какое значение они имеют в жизни, таким образом, формируя гуманистическое отношение к окружающей среде и патриотизм. Программа способствует формированию нравственных основ личности и духовной культуры, раскрывает основы нравственного поведения, которые должен соблюдать каждый человек как личность в частности и как гражданин своей страны в целом.
Формы проведения мероприятий:
- беседы;
- воспитательные мероприятия;
- экскурсии;
- круглые столы;
- тематические дни;
- тематические встречи;
- дискуссии;
- лекции;
- просмотр художественных и документальных фильмов.
Много внимания в работе с подростками воспитатель должен уделять этическим проблемам. В этом возрасте дети испытывают интерес к “вечным” проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т. д. Все перечисленные выше ситуации должны быть в поле зрения воспитателя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.
Ценностные ориентиры.
При разработке программы нравственного воспитания личности подростков основополагающими явились духовно-нравственные ценности:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания); семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Формы контроля.
- Диагностика уровня воспитанности.
- Диагностика нравственной мотивации.
- Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Основное содержание программы:
Программа включает в себя четыре блока, каждый из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон нравственного воспитания личности подростков.
В программе реализуются следующие направления продуктивной деятельности: духовно-нравственное, экологическое, гражданско-патриотическое, эстетическое, здоровьесберегающее. Все направления важны, дополняют друг друга, способствуют воспитанию личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
1 блок – “Я и Отечество”
Мероприятия направлены на воспитание в детях чувства гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Привитие общей культуры, верности духовным традициям России, чувства ответственности, осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей.
Воспитание безответной любви и преданности своему Отечеству, своей малой родине, гордости за принадлежность к великому народу, его свершениям, испытаниям, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и народу.
2 блок – “ Добрые дела, хорошие поступки”
Мероприятия направлены на воспитание у подростков нравственных чувств и этического сознания, развитие навыка проявлять заботу в отношении к близким, быть уважительным к другим людям. Ознакомление воспитанников с православной культурой своей родины. Усвоение высоконравственных норм поведения, основанных на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
3 блок – “ Мы выбираем здоровье”
Мероприятия направлены на формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, развитие у детей представлений о здоровье как многоаспектном явлении. Воспитание потребности в ведении здорового образа жизни.
4 блок – “ Природа и мы”
Мероприятия направлены на воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, воспитание чувства бережного отношения к природе и здоровью человека, осознание угрозы жизни людей, экологической катастрофы.
Формирование культуры отношения к растительному и животному миру.
Методическое обеспечение.
Основные педагогические принципы нравственного воспитания
- Взаимосвязь и взаимодействие знания - чувства - поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения с освоением и присвоением смыслозначимых смыслов человеческой жизнедеятельности. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное “проживание” детьми нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития воспитанников, стимулирующий их включение в опыт поведения.
- Диалог, диалогическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Он выступает побудительной основой самоопределения подростков источником нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога - эффективный инструмент выработки у воспитанников самостоятельного мышления.
- Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, предполагающих включенность когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной педагогики.
Все это способствует переводу современного образования от “человека образованного” к “человеку культуры”, что определяет и психолого-педагогические параметры нравственного воспитания.
Критерии эффективности реализации мероприятий
Условия реализации:
- Создание положительной атмосферы вокруг каждого подростка (похвала, внимание к успеху);
- Создание ситуации активного поиска;
- Наличие предметов, которые могут натолкнуть подростка на соответствующие действия;
- Наличие видеофильмов, телевизора, наглядных пособий.
Требование к успешной работе (к личности воспитателя):
Умение организовать воспитанников так, чтобы подростки были свободны, самостоятельны, чувствовали себя комфортно;
- Умение неформально общаться с воспитанниками, жить одной семьей;
- Умение предоставлять подростку, самому выделить проблему и способы ее решения;
- Умение быть терпеливой и выдержанной;
- Умение владеть партнерским стилем общения.