Урок окружающего мира в начальной школе по теме «Очистка воды»

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока: сформировать знания о важном свойстве воды растворять некоторые вещества, познакомить с очисткой воды в городе и в быту; продолжить формировать экспериментальные умения, развивать умения моделировать, работать со схемами; воспитывать правила экологически грамотного поведения в природе и в быту.

Оборудование:

- у учителя: 2 стакана с водой, пустой стакан, масло подсолнечное, мука, ложечка, воронка, ватный диск, салфетка, ножницы.

- у учеников: 2 стакана с водой, пустой стакан, 2 ложечки, песок речной, соль салфетка, ватный диск, ножницы.

Ход урока

1. Огранизационный момент. Общая подготовка и эмоциональная настройка к уроку.

Заполнение дневника наблюдений.

2. Повторение ранее полученных знаний и актуализация нового знания.

- Расскажите мне, какие свойства воды вы исследовали на опытах и своими органами чувств на предыдущем уроке? (прозрачная, бесцветная; без вкуса и запаха; текуча, принимает форму сосуда и сохраняет свой объем; упруга и почти не сжимаема). Во время ответов детей учитель вывешивает таблички со свойствами воды на доску.

- Конечно же, все эти свойства воды очень важны и мы с вами об этом говорили; например, прозрачность воды особенно важна подводным растениям, нуждающимся в солнечном свете, а также живущим в воде животным. Сегодня на уроке мы с вами продолжаем раскрывать тайны удивительного вещества – воды.

3. Введение нового знания через опытно-экспериментальную деятельность.

- Откройте учебник на стр.99 и прочитайте 2 последних вопроса на странице (Какие вещества растворяются в воде? Можно ли с помощью фильтра сделать сладкий чай несладким?).

- Ответ на эти вопросы требует постановки очередной экспериментальной задачи. Как вы думаете, какой? (исследовать способность воды растворять другие вещества).

- Откройте стр. 33 в тетради и посмотрите №30, в котором описана опытно-экспериментальная деятельность по выявлению новых свойств воды.

- Прочитайте опыт №1. Итак, мы с вами будем исследовать способность воды растворять другие вещества. Какое оборудование нам необходимо для проведения этого опыта?

- У вас на столах 2 стакана с водой. В один стакан положите соль. Размешайте. Что случилось с водой? (растворилась). Как вы узнали, что соль растворилась? (ничего не осталось на дне стакана).

- Изменилась ли прозрачность воды? (нет, вода осталась прозрачной). Какая характеристика воды изменилась? (вода приобрела вкус).

- А в другой стакан поместите песок. Что с ним случилось? (не растворился). Как вы узнали, что песок не растворился? (выпал осадок).

- Посмотрите, какие еще вещества нам предлагает автор растворить в воде? (мука, мел, масло).

- Понаблюдаем...

- Зафиксируем результаты наблюдений в тетради на рисунках и заполним первую строчку таблицы в №30.

- Какой вывод мы можем сделать? (Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются).

- Ответьте мне теперь на такой вопрос: что способствует загрязнению воды в водоемах?

- Ребята, а как вы думаете, с помощью чего можно очистить мутную, загрязненную воду? (с помощью фильтра).

- Мы сейчас с вами попробуем самостоятельно сделать простой фильтр с помощью воронки, салфетки и ватного диска. Посмотрите, как я это сделаю, выполняйте вместе со мной (способ действий при создании фильтра указан так же на рисунке в тетради на стр.33). А теперь мы с вами посмотрим, какие из веществ, использованных на уроке, фильтруются. Попробуйте пропустить через фильтр воду с солью. Очистил ли фильтр воду от соли? (нет) А теперь пропустите через фильтр воду с песком. Что наблюдаем? (вода очистилась).

Объясните, почему вода очистилась от песка (не растворившиеся вещества остались на фильтре, а вода прошла через него).

- Попробуем отфильтровать воду с маслом и мукой. Что наблюдаем?

- Занесем результаты наблюдений в таблицу. Какой вывод по результатам этих опытов мы можем сделать? Запишем его в тетрадь на стр.33 в №31.

- А сейчас я вам расскажу, откуда берется вода в городе; как очищают сточные воды и почему необходимо бережно относится к водопроводной воде (на доске модель “вода в городе”; на иллюстрации водохранилища помещены магнитные картинки – консервная банка, амёба, бактерии)

- Воду для городского водопровода берут в водохранилищах, куда попадает вода дождей, ручьев и рек. В ней могут быть бактерии, микроорганизмы, водоросли и разный мусор. Для очистки воды строят очистные сооружения. В них сначала фильтры из сеток, гравия и песка очищают воду от крупного и мелкого мусора. Затем специальные вещества поглощают из воды растворенные в ней вредные примеси. Чтобы уничтожить болезнетворные бактерии, в воду добавляют газ хлор. По водопроводным трубам очищенная вода поступает в дома, на заводы, в школы. После использования людьми, вода поступает в городскую канализацию. Потом – в отстойник. А из него - снова в водохранилище.

- Вот такой путь проделывает вода в нашем городе, прежде чем попасть в наши краны.

- Так почему же необходимо бережно относиться к водопроводной воде?

Вывод: если жители города не заботятся об очистке воды, если они допускают сбросы в городскую канализацию вредных, отравляющих веществ, то плохо очищенной водой они постепенно отравляют сами себя и всех других жителей города. Вот почему никто не должен быть равнодушен к проблеме очистки воды, не допускать загрязнения воды. Все ядовитые вещества, которые мы сбрасываем в воду, могут вернуться с питьевой водой.

4. Итог урока.

- Какие свойства воды вы узнали?

- Как можно очистить загрязненную воду?

- Вы узнали, что вода – растворитель. Где в быту используется это ее свойство?

- Какая деятельность человека загрязняет воду?

- Что надо делать, чтобы сохранить чистоту воды в реке?

- Почему не следует мыть автомобили, велосипеды, мотоциклы на берегах водоемов?

- Трудоемка ли очистка воды в городе?

5. Информация о домашнем задании.

- Дома вы ознакомитесь с текстом в учебнике на стр.100 и подумаете, почему возникла проблема очистки воды. Спасибо вам за работу! Вы – молодцы! Помогите мне, пожалуйста, убрать оборудование и привести в порядок рабочие места.