В шесть лет ребенок активно совершенствует как связную, так и монологическую речь. Активный словарь насчитывает более 3000 слов. Он уже может без подсказки взрослых пересказать содержание сказки, мультфильма, рассказа. Также способен самостоятельно описать события, в которых он принимал участие. В этот период формируется умение связно описать содержимое рисунка, картинки, хотя в процессе рассказа он все еще уделяет большее внимание главным его деталям, а второстепенные часто пропускает. Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Программные задачи:
- Воспитание звуковой культуры речи:
- совершенствовать речевой слух;
- закреплять навыки четкой правильной выразительной речи;
- отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.
- Словарная работа:
- продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем;
- обогащать речь существительными, прилагательными и другими частями речи;
- расширить словарь признаков по теме: «Зима».
- Грамматический строй речи:
- закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов;
- формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.
- Развитие связной речи:
- продолжать совершенствовать монологическую форму речи;
- совершенствовать умение в составлении короткого рассказа-сказки на заданную тему с помощью картинок.
- Воспитательные задачи:
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Использование современных педагогических технологий:
- Здоровьесберегающие: динамическая пауза: « Паровоз».
- Технология музыкального воздействия: П.И. Чайковский « Времена года».
- Мультимедийные: Презентация
- Интеграция образовательных областей:
- «Физическая культура»
- «Здоровье»
- «Социализация»
- «Художественная литература»
Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран); компьютер, колонки; снежинки для украшения зала; варежки красного и синего цвета, валенки красного и синего цвета; костюм Лесовичка; раздаточный материал: игра «Какое варенье?», картинки «Придумай сказку»; смайлики для оценивания работы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель и дети под музыку заходят в зал,
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель обращается к детям: Ребята,
посмотрите, сегодня в нашем зале что-то
появилось. Как вы думаете, что это?
Дети: Снежинки!
Воспитатель: В нашем зале появились
волшебные снежинки! О чем же они нам хотят
рассказать?
Воспитатель подходит к одной из снежинок,
снимает ее, и читает, что на ней написано:
«ЗИМНЯЯ СКАЗКА».
Эта снежинка приглашает нас с вами в
сказку. (Звучит музыка)
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
(А. Кузнецова)
Воспитатель: О чем это стихотворение?
(Дети отвечают , что о Временах года)
Сегодня мы с вами поговорим только об одной
сестрице.
Но сначала я хочу загадать вам загадку.
Дети вместе с воспитателем садятся на стулья перед экраном мультимедийной установки.
«Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!»
Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице
идет речь в этой загадке?
Дети: Зима! (Презентация,
Слайд 2)
Воспитатель: Конечно, это Зима! (Слайд 3,
показ ролика «Зима»)
Воспитатель: Почему зиму называют царицей?
Подходят ли зиме определения «белокожа»,
«светлолица»? На какой тройке прилетела зима? Что
за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние
месяцы. Вспомните их названия.
Идет беседа с детьми.
Воспитатель: А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады (Мороз) Слайд 4
Какой это мастер превратил лужи в стекла и замел все следы? (дети отвечают)
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ... (иней) Слайд 5
И еще одна загадка:
Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём ... (узор) Слайд 6
Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше
занятие с загадок, в которых используются
образные выражения. Они позволяют более точно
выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того,
образные выражения часто используются в сказках.
И мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю
сказку. Но прежде, давайте посмотрим на экран, что
же за зимние сказки там представлены? («Угадай
сказку», Слайды 7,8,9,10,11,12.)
И я предлагаю создать сказочный поезд и поехать в
лес, в гости к Лесовичку, которого мы только что
видели (на слайде 12)
(дети строятся «паровозиком» и под музыку
отправляются в путь)
Воспитатель. Дорога длинная и мы будем
останавливаться на Станциях. Первая Станция
«Улыбалкино»! Здесь все улыбаемся друг другу. (Едут
дальше) Станция «Обнимашки» (обнимаются),
«Приседалкино» (приседают), «Попрыгалкино»
(прыгают), «Снежинкино» (кружатся, летают как
снежинки) (Слайды 13-18)
Воспитатель: Вот мы приехали в зимний
лес. Зимой лес выглядит сказочно: деревья укрыты
снегом, под ними вьется лыжня, муравейники
укрылись под сугробами. И здесь на полянке очень
много домиков лесных жителей.
• В этом домике живет Лиса.(Слайд 19) Как он
называется? (Нора) А как правильно сказать, дом
чей? (Лисий). Чья нора? (Лисья.)
• В другом доме живет медведь. (Слайд 20) Как
называется дом медведя? (Берлога)? Чья берлога?
(Медвежья.)
• В этом домике живет белка. (Слайд 21) Как он
называется? Дупло. Чье дупло? (Белки, Беличье)
Крепка у дерева
Кора.
И все же в дереве —
Дыра.
В дыре уютно и тепло,
Там дом,
Там беличье дупло.
• Наконец мы нашли домик Лесовичка. Давайте зайдем к нему в гости.
Появляется Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте , ребята. Я очень
рад гостям. Вы, наверное, замерзли в лесу
зимой, поэтому хочу угостить вас горячим чаем.
Садитесь за стол. К чаю будет варенье. Возьмите
баночки, которые лежат на столе перед вами
(карточки с изображениями). На карточках
нарисованы ягоды, из которых сварено варенье.
У меня варенье из малины – малиновое. А у вас?
(Варенье из смородины – смородиновое, из
клубники – клубничное, из яблок – яблочное, из
вишни – вишневое, из слив – сливовое, из
абрикосов – абрикосовое, из персиков –
персиковое, из земляники – земляничное, из
черники – черничное, из брусники –брусничное, из
клюквы – клюквенное.) (Приложение
1)
(идет беседа-игра с детьми)
Лесовичок: Какие вы молодцы, все ягоды
знаете. Теперь настало время поиграть. Любите
играть?А в какие зимние забавы вы любите играть?
(дети отвечают: играть в снежки, лепить
снеговика, кататься на лыжах, на санках…)
Лесовичок: Кататься на санках– мое любимое
занятие! Я даже скороговорку знаю про сани:
У Саньки новенькие санки!
А вы сможете ее быстро проговорить? (дети
повторяют)
А эту скороговорку?
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Лесовичок: Ребята, а у меня тоже есть варежки и валенки, новые! Красные и синие! Давайте поиграем! Вставайте в круг. Я раздам вам варежки красные, варежки синие, валенки красные, валенки синие (мягкие, тканевые) Зазвучит музыка, все передают друг другу валенки и варежки. Когда музыка остановится, те ребята, у которых окажутся в руках варежки и валенки, одевают их и выходят в центр круга. Находят «свой цвет», образуют пару и танцуют. А мы хлопаем им!
(проходит игра)
Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичок, за
гостеприимство. А нам пора возвращаться. Лесовичок:
Спасибо и вам ребята, что составили мне
компанию. Я хочу вам подарить вот такое дерево.
Пусть оно вам напоминает о моем лесном доме.
Приходите еще в гости!
(дети благодарят Лесовичка, строятся паровозом
и возвращаются обратно)
Воспитатель: Теперь, когда мы с вами
вернулись в детский сад, подойдите к этому столу.
На нем разложены карточки с картинками (одни
карточки на голубом фоне, другие на розовом).
Пожалуйста, возьмите по одной. Теперь попробуйте
составить команды, по цвету. А задание каждой
команде такое: попробуйте придумать сказку,
используя слова-картинки с ваших карточек. Вы
сами решаете, как вы будете рассказывать сказку
– кто-то один из команды, или все по очереди. (Приложение 2)
При необходимости воспитатель помогает детям,
задавая вопросы, направляя таким образом
развитие сюжета.
Воспитатель: Отличные сказки получились,
добрые. Ваши сказки я записала, мы напечатаем
их, и повесим в раздевалке, чтобы родители тоже
могли прочитать ваши волшебные зимние истории.
Помните, что нам подарил Лесовичок? Давайте мы
украсим наше дерево красивыми ленточками
(воспитатель раздает ленточки синего и белого
цвета). Вы завязывайте ленточку и говорите, за что
любите зиму (дети создают коллективную работу). А
наше занятие подошло к концу. Спасибо вам, ребята!
Выход из занятия
Оценку результатов занятия воспитатель
предлагает сделать детям. Для этого он просит их
выбрать смайлы с улыбкой, если занятие детям
понравилось и было интересно; смайлы грустные,
если что-то в занятии не понравилось.
Конечно, с теми детьми, которые выберут
грустные смайлы, нужно побеседовать более
подробно и выяснить причину.
Затем можно предложить детям оценить
собственную работу на занятии с помощью тех же
смайликов. Это помогает детям выработать навыки
активного контроля за своей работой. При
неправильной самооценке (отрицательной)
желательно попросить других детей высказать
свое мнение о работе друга, его взаимоотношениях
с другими детьми.
Литература:
- В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.
- Интернет-ресурсы
- Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима». Москва, 2005.