Занятие по развитию речи в старшей группе на тему "Зимняя сказка"

Разделы: Начальная школа


В шесть лет ребенок активно совершенствует как связную, так и монологическую речь. Активный словарь насчитывает более 3000 слов. Он уже может без подсказки взрослых пересказать содержание сказки, мультфильма, рассказа. Также способен самостоятельно описать события, в которых он принимал участие. В этот период формируется умение связно описать содержимое рисунка, картинки, хотя в процессе рассказа он все еще уделяет большее внимание главным его деталям, а второстепенные часто пропускает.  Разнообразный словарный запас постоянно пополняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Программные задачи:

  • Воспитание звуковой культуры речи:
    • совершенствовать речевой слух;
    • закреплять навыки четкой правильной выразительной речи;
    • отрабатывать интонационную выразительность речи в скороговорках в заданном воспитателем ритме с разной силой голоса.
  • Словарная работа:
    • продолжать расширять и уточнять знания детей об окружающем;
    • обогащать  речь существительными, прилагательными и другими частями речи;
    • расширить словарь признаков по теме: «Зима».
  • Грамматический строй речи:
    • закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов;
    • формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций.
  • Развитие связной  речи:
    • продолжать совершенствовать монологическую форму речи;
    • совершенствовать умение  в составлении короткого рассказа-сказки на заданную тему с помощью картинок.
  • Воспитательные задачи:
    • развивать коммуникативные навыки;
    • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Использование современных педагогических технологий:

  • Здоровьесберегающие: динамическая пауза: « Паровоз».
  • Технология музыкального воздействия: П.И. Чайковский « Времена года».
  • Мультимедийные: Презентация
  • Интеграция образовательных областей:
    • «Физическая культура»
    • «Здоровье»
    • «Социализация»
    • «Художественная литература»

Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, экран); компьютер, колонки; снежинки для украшения зала; варежки красного и синего цвета, валенки красного и синего цвета; костюм Лесовичка; раздаточный материал:  игра  «Какое варенье?», картинки  «Придумай сказку»;  смайлики для оценивания работы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель и дети под музыку  заходят в зал,

Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель обращается к детям: Ребята,  посмотрите, сегодня в нашем зале что-то появилось. Как вы думаете, что это?
Дети: Снежинки!
Воспитатель: В нашем зале появились волшебные снежинки! О чем  же они нам хотят рассказать?
Воспитатель подходит к одной из снежинок, снимает ее, и читает, что на ней написано:  «ЗИМНЯЯ СКАЗКА».
Эта снежинка  приглашает нас с вами  в сказку. (Звучит музыка)

Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.

(А. Кузнецова)

Воспитатель: О чем это стихотворение?
(Дети отвечают , что о Временах года)

Сегодня мы с вами поговорим только об одной сестрице.
Но сначала я хочу загадать вам загадку.

Дети вместе с воспитателем садятся на стулья перед экраном мультимедийной установки.

«Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!»

Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке?
Дети: Зима! (Презентация, Слайд 2)
Воспитатель: Конечно, это Зима! (Слайд 3, показ ролика «Зима»)
Воспитатель: Почему зиму называют царицей? Подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия.

Идет беседа с детьми.

Воспитатель: А вот и еще «зимние» загадки, в них тоже используются сравнения и образные выражения. Послушайте внимательно и назовите эти выражения.

Чтобы осень не промокла, 
Не раскисла от воды, 
Превратил он лужи в стёкла, 
Сделал снежными сады (Мороз) Слайд 4

Какой это мастер превратил лужи в стекла и замел все следы? (дети отвечают)

Не колючий, светло-синий
По кустам развешан ... (иней)  Слайд 5

И еще одна загадка:

Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём ... (узор) Слайд 6

Воспитатель: Ребята, я недаром начала наше занятие с загадок, в которых используются образные выражения. Они позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Кроме того, образные выражения часто используются в сказках. И мы сегодня отправимся в путешествие в зимнюю сказку. Но прежде, давайте посмотрим на экран, что же за зимние сказки там представлены? («Угадай сказку», Слайды 7,8,9,10,11,12.)
И я предлагаю создать сказочный поезд и поехать в лес, в гости к Лесовичку, которого мы только что видели (на слайде 12)
(дети строятся «паровозиком» и под музыку отправляются в путь)
Воспитатель. Дорога длинная и мы будем останавливаться на Станциях.  Первая Станция «Улыбалкино»! Здесь все улыбаемся друг другу.  (Едут дальше) Станция «Обнимашки» (обнимаются), «Приседалкино» (приседают), «Попрыгалкино» (прыгают), «Снежинкино» (кружатся, летают как снежинки) (Слайды 13-18)
Воспитатель:  Вот мы приехали в зимний лес. Зимой лес выглядит сказочно: деревья укрыты снегом, под ними вьется лыжня, муравейники укрылись под сугробами. И здесь на полянке очень много домиков лесных жителей.
• В этом домике живет Лиса.(Слайд 19) Как он называется? (Нора) А как правильно сказать, дом чей? (Лисий).  Чья нора? (Лисья.)
• В другом доме живет медведь. (Слайд 20) Как называется дом медведя?  (Берлога)? Чья берлога? (Медвежья.)
• В этом домике живет белка. (Слайд 21) Как он называется? Дупло. Чье дупло? (Белки, Беличье)

Крепка у дерева
Кора.
И все же в дереве —
Дыра.
В дыре уютно и тепло,
Там дом,
Там беличье дупло.

• Наконец мы нашли домик Лесовичка. Давайте зайдем к нему в гости.

Появляется Лесовичок.

Лесовичок: Здравствуйте , ребята. Я очень рад гостям.  Вы, наверное, замерзли в лесу зимой, поэтому хочу угостить вас горячим чаем.  Садитесь за стол. К чаю будет варенье. Возьмите баночки, которые лежат на столе перед вами (карточки с изображениями). На карточках  нарисованы ягоды, из которых сварено варенье. У меня варенье из малины – малиновое. А у вас? (Варенье из смородины – смородиновое, из клубники – клубничное, из яблок – яблочное, из вишни – вишневое, из слив – сливовое, из абрикосов – абрикосовое, из персиков – персиковое, из земляники – земляничное, из черники – черничное, из брусники –брусничное, из клюквы – клюквенное.) (Приложение 1)
(идет беседа-игра с детьми)

Лесовичок: Какие вы молодцы, все ягоды знаете. Теперь настало время поиграть. Любите играть?А в какие зимние забавы вы любите играть?
(дети отвечают: играть в снежки, лепить снеговика, кататься на лыжах, на санках…)
Лесовичок: Кататься на санках– мое любимое занятие! Я даже скороговорку знаю про сани:

У Саньки новенькие санки!

А вы сможете ее быстро проговорить? (дети повторяют)
А эту скороговорку?

Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.

Лесовичок: Ребята, а у меня тоже есть варежки и валенки, новые! Красные и синие! Давайте поиграем! Вставайте в круг. Я раздам вам  варежки красные, варежки синие, валенки красные, валенки синие (мягкие, тканевые) Зазвучит музыка, все передают друг другу валенки и варежки. Когда музыка остановится, те ребята, у которых окажутся в руках варежки и валенки, одевают их и выходят в центр круга. Находят «свой цвет», образуют пару и танцуют. А мы хлопаем им!

(проходит игра)

Воспитатель: Спасибо тебе, Лесовичок, за гостеприимство. А нам пора возвращаться.  Лесовичок: Спасибо и вам  ребята, что составили мне компанию. Я хочу вам подарить вот такое дерево. Пусть оно вам напоминает о моем лесном доме.  Приходите еще в гости!
(дети благодарят Лесовичка, строятся паровозом и возвращаются обратно)
Воспитатель: Теперь, когда мы с вами вернулись в детский сад, подойдите к этому столу. На нем разложены карточки с картинками (одни карточки на голубом фоне, другие на розовом). Пожалуйста, возьмите по одной. Теперь попробуйте составить команды, по цвету. А задание каждой команде такое: попробуйте придумать сказку, используя слова-картинки с  ваших карточек. Вы сами решаете, как вы будете рассказывать сказку – кто-то один из команды, или все по очереди. (Приложение 2)
При необходимости воспитатель помогает детям, задавая вопросы, направляя таким образом развитие сюжета.
Воспитатель: Отличные сказки получились, добрые. Ваши сказки я записала, мы  напечатаем их, и повесим в раздевалке, чтобы родители тоже могли прочитать ваши волшебные зимние истории. Помните, что нам подарил Лесовичок?  Давайте мы украсим наше дерево красивыми ленточками (воспитатель раздает ленточки синего и белого цвета). Вы завязывайте ленточку и говорите, за что любите зиму (дети создают коллективную работу). А наше занятие подошло к концу. Спасибо вам, ребята!

Выход из занятия

Оценку результатов занятия воспитатель предлагает сделать детям. Для этого он просит их выбрать смайлы с улыбкой, если занятие детям понравилось и было интересно; смайлы грустные, если что-то в занятии не понравилось.
Конечно, с теми детьми, которые выберут  грустные смайлы, нужно побеседовать более подробно  и выяснить причину.
Затем можно предложить детям оценить собственную работу на занятии с помощью тех же смайликов. Это помогает детям выработать навыки активного контроля за своей работой. При неправильной самооценке (отрицательной) желательно попросить других детей высказать свое мнение о работе друга, его взаимоотношениях с другими детьми.

Литература:

  1. В. Гербова. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.
  2. Интернет-ресурсы
  3. Скорлупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Зима». Москва, 2005.