Оптимальным способом организации системы накопительной оценки обучающегося является портфолио, основное назначение которого – показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной; показать его личность, которую не всегда можно увидеть за отметкой. Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать умение учиться.
Выделяются следующие функции портфолио: диагностическая (она фиксирует изменения, и рост знаний обучающихся за определённый период времени). Данная функция наглядно продемонстрирована в разделе документов «Мои успехи в учёбе»: куда включены мониторинговые таблицы за все четыре года обучения семестровых и годовых отметок по предметам, техника чтения, мониторинг административных контрольных работ, предметных и метапредметных диагностик со всеми прилагаемыми работами. И учитель, и родители, и сам ученик наглядно могут проследить динамику успехов или неудач в обучении в течение всех четырёх лет. В моём классе на родительских собраниях, которые проводятся в конце каждого семестра и в конце учебного года, родители, перелистывая страницы Портфолио, знакомясь с мониторинговыми таблицами и работами своих детей, не испытывают неловкости, так как каждый видит результаты только своего ребёнка, не сравнивая его с другими детьми. А учителю лишь остаётся осветить общую картину по успеваемости в классе, по результатам проведённых предметных и метапредметных диагностик.
Следующая функция, которую выполняет портфолио содержательная, она раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ. Данные работы размещены в разделе «Мои творческие, проектные и исследовательские работы». В этом разделе также могут быть рисунки, фотографии, литературные работы: стихи, сказки, рассказы, которые сочинили сами ребята. В создании творческих и исследовательских работ, а также проектов допустима и даже приветствуется помощь родителей. Хочется заметить именно помощь, а не полностью выполненная родителями работа. Этот раздел, на мой взгляд, наиболее ярко раскрывает интересы, способности и возможности каждого ребёнка. Ребята, все без исключения, с великим удовольствием пополняют данный раздел своими работами, демонстрируя всё своё творчество и мастерство.
Следующая функция, которую выполняет портфолио – мотивационная. Она ярко прослеживается в разделе «Мои достижения», в котором размещены результаты деятельности обучающихся в виде грамот, дипломов, сертификатов, которые ребята получают за участие и победы в различных конкурсах, олимпиадах, как открытых, так и дистанционных. В моём классе всегда очень много детей, желающих поучаствовать в таких олимпиадах и конкурсах. Примерно два раза в месяц, я раздаю своим ученикам список ближайших мероприятий, с кратким их описанием, а ребята уже сами принимают решение, в каких из них они хотят поучаствовать. Ни с чем не сравнима та радость и гордость, которую испытывает ребёнок, становясь победителем или призёром олимпиады или конкурса. И вот здесь, конечно же, повышается самооценка ученика, может быть именно того, у которого не всё складывается с учёбой, возрастает его мотивация, появляются положительные эмоции, которые помогают преодолеть какие-то трудности и в учебной деятельности.
Рейтинговая функция портфолио позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика, как в учебной, так и во внеурочной деятельности. И вот здесь неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Портфолио, благодаря своим особенностям, становится важнейшим элементом системы внутренней накопительной оценки достижения планируемых результатов начального образования: предметных, метапредметных и личностных. Оно повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей и проследить индивидуальный прогресс каждого ученика начальной школы, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Работа по сбору папки личных достижений, является одним из приёмов технологии «всматривания в себя», которая понадобится ребёнку не только в учёбе, но и на протяжении всей последующей жизни. Портфолио формирует активную жизненную позицию ученика, способного принести пользу современному обществу.
В конце учебного года в разделе «Пожелания и отзывы» сам ребёнок, одноклассники, родители и учитель могут оценить работу за учебный год, проанализировать, что получилось, а над чем ещё предстоит потрудиться. Также в конце года можно провести презентацию портфолио в различных номинациях.
Хочется отметить, что Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника начальной школы и играет важную роль при определении вектора дальнейшего развития и обучения ребёнка, переходящего в 5 класс средней школы. И дальнейший успех, и развитие обучающегося уже среднего звена будут зависеть от тесного сотрудничества классного руководителя, родителей и самого ребёнка.