О тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заговорили примерно десять лет назад, когда появилась необходимость в новом подходе в психофизической разгрузке детей в период зимних и летних каникул.
В дошкольных образовательных учреждениях тематическое планирование чаще используется в каникулярное время. Однако, как показал опыт, оно эффективно в дни праздников, в период адаптации детей, как вариант итоговых дней после изучения лексической темы. Чаще всего воспитатели ограничиваются итоговым занятием, которое включает закрепление пройденного материала и диагностику знаний и умений детей. Но для диагностики одного занятия недостаточно. Необходимо использовать все виды детской деятельности, режимные моменты, и с помощью разнообразных методов и приемов активизировать все знания и умения детей.
Разработка сценарного варианта тематических дней и недель в детском саду широко представлена в пособии Клены Алексеевны Алябьевой «Тематические дни и недели в детском саду».
В основу положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, прочувствовать, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, она лишь является канвой, которая позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Сценарий занятия рассчитан на последовательность событий в логике контекста, присутствие игрового персонажа, который помогает воспитателю вести сюжет. Такой сценарий позволяет двум участвующим в мини-спектакле воспитателям знать, что делает каждый из них, на что надо опираться, с чего начать утро, как продолжить вторую половину дня, как закончить. Игровая мотивация является ведущей в тематических днях для детей младшего дошкольного возраста, в старших же группах присоединяется больше познавательной, нравственной мотивации. В каникулярные дни проходят развлекательные занятия, которые помогают детям разгрузиться от процесса обучения, улучшить состояние здоровья, удовлетворить потребность в самовыражении, в свободном общении со сверстниками.
Практика показала, что тщательная подготовка педагогов к тематическому дню сполна окупается эмоционально-положительной реакцией детей, их максимальной активностью в течение дня, впечатлениями, которые наполняют детей. В учебном году такие дни лучше использовать как итоговые по разделу, теме. Чаще всего в них закрепляются знания и умения детей. Это даст возможность им уйти от излишнего напряжения, связанного с изучением нового материала, показать свои знания, удовлетворять свое притязание на признание. Тематика дней может быть разнообразной. Можно планировать тематические дни, посвященные праздникам в детском саду, включая в них и утренники, развлечения. Тогда утренник органично войдет в жизнь детей.
Интересно складываются дни, если за основу взять сюжет любой динамичной сказки, которую любят дети.
Увлекательны тематические дни природоведческого характера, которое можно наполнить разнообразными занятиями: наблюдениями, поисковой деятельностью, опытами, трудом на природе, играми-путешествиями, пластическими упражнениями с элементами психогимнастики, разгадыванием загадок и кроссвордов, чтением сказок, рассказов, стихов о природе и т. п.
Важно, чтобы тематические дни наполнялись не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развивающей среды по темам дня.
Не стремитесь привлекать к организованной деятельности всех детей группы, лучше это сделать по подгруппам, учитывая интересы и желания детей.
Планирование тематического дня по теме: «Овощи» в средней группе детского сада
Цель: расширять знания об овощах.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с овощами, их названием, формой, размером, цветом, поверхностью, вкусом.
- Развивать умение различать и называть овощи.
- Развивать умение объединяться по подгруппам для выполнения задания.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между сверстниками.
Предметно-развивающая среда
- Центр Книжкин дом
- Маленькие художники
- Центр Конструкторская
- Музыкальный салон
- Театр Буратино
- Центр Манипулятивных игр и игрушек «Познавайка»
- Центр Науки
- Центр Спортивный островок
- Центр сюжетно-ролевых игр
- Центр Семья
Сценарий тематического дня теме: «Овощи» в
средней группе детского сада (см. Приложение
1)
Презентация (Приложение 2)
День недели |
Режим |
Интеграция образовательных областей |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Взаимодействие с родителями /социальными партнерами |
|||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||||||
утро | Физическое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Утренняя гимнастика на сюжет
«Урожай овощей» Поместить в уголке природы дары осени – овощи Рассматривание альбома «Овощи». Загадывание загадок об овощах. Цель: продолжать учить отгадывать загадки с помощью картинных схем. Развивать воображение, мышление. Вовлечь в игровой сюжет «Овощной базар». Цель: закреплять знание детей об овощах. Продолжать учить взаимодействовать с партнером в сюжетно-ролевой игре; выражать эмоции в роли; способствовать выразительности интонации речи. |
Повторить выученные стихи об овощах | Ситуативный разговор о необходимости мытья овощей перед едой и приготовлением пищи | Обогащение материалами игры «Семья»
(овощи для супа (муляжи)). Выставка книг об овощах в центре «Наука» Внести в центр «Литература» игру «Разрезные картинки «Овощи» Цель: воспитывать наблюдательность, умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей. Внести в уголок «Искусство» раскраски «Овощи» |
Выставка детских работ. «Овощи на тарелке» (коллективная аппликация) | ||
Педагогическое мероприятие | Художественно-эстетическое развитие
(лепка) Физическое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Лепка овощей. Цели: продолжать знакомить с названиями овощей. При работе с пластилином показать прием вдавливания середины шара, сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета. Закреплять умение объединяться по подгруппам для выполнения задания, согласовывать свои действия, поступать в соответствии с общим замыслом, учить проявлять инициативу в оказании помощи товарищам по подгруппе. |
Открытый просмотр продуктивной деятельности детей (лепка) | |||||
Игры, подготовка к прогулке. Прогулка. | Физическое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Экскурсия к месту подвоза продуктов
(овощей) в детский сад. Цель: рассказать детям о транспорте, на котором привозят овощи в детский сад, о труде шофера. Хороводная игра «Веселый хоровод» Цель: упражнять в умении выражать эмоции в роли; способствовать выразительности интонации речи; создать радостное настроение у детей. Подвижная игра «Огуречик». Цель: развивать внимание, быстроту, соблюдать правила игры. |
«Игры с песком» – «печем» пироги
с морковкой, картошкой на развитие мелкой
моторики рук Упражнение «Нарисуй палочкой на песке овощи» |
Обогащение материалами игры «Шофера»
(ящики с овощами) Вынести формочки «Овощи» для игр с песком. |
||||
Возвращение с прогулки. КГН. | Физическое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие |
Экскурсия на кухню. Цель: рассказать о труде сотрудников детского сада. Воспитывать уважение к труду повара. Игра-забава «Зайчики в огороде» Считалка Я. Сатуновского «Целую ночь в огороде на грядке» |
||||||
Обед | Во время обеда прочитать стихотворения об овощах, из которых приготовлен салат. Ситуативный разговор о витаминах, находящихся в овощах. | |||||||
Работа перед сном | Речевое развитие | Чтение белорусской сказки «Пых» Цель: предложить детям послушать новую сказку, ответить на вопросы по её содержанию оценивать поступки героев. |
||||||
Вечер | Физическое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие |
Гимнастика после сна на сюжет «Урожай». Цель: развить координацию слов с движениями, закрепить в речи глаголы «соберем», «натаскаем», «накопаем», «срежем», «нарвем» Игра «Вершки и корешки» Цель: упражнять детей в составлении целого из частей. Драматизация р.н.с. «Репка». Цель: побуждать к импровизированной речи. Развивать слуховое внимание, воображение, память , мотивацию к деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Игровой сюжет «Сварим суп из овощей» Цель: закреплять упражнять в умении объединяться для совместной игры, распределять роли. Воспитывать уважение друг к другу. |
Поручить вымыть муляжи овощей,
находящихся на прилавке «Магазина» Цель: воспитать желание трудиться совместно, поддерживать чистоту в игровом уголке. |
Внести в центр «Искусство» трафареты
«Овощи» В центр «Наука» внести лото «Овощи» Внести в центр «Музыка» шапочки «Овощи» В центр «Литература» настольную игру «Репка» (из 6 частей) |
Консультация для родителей «О пользе овощей» | |||
Прогулка | Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие |
Игра-разминка «Наш огород» Цель: вовлечь в игровую ситуацию; приобщать к двигательной импровизации, вызвать положительный эмоциональный отклик. |