Урок литературного чтения "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • развитие личности обучающегося средством проблемного обучения ;
  • создание условий для развития умения слушать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • формирование умений составлять словесные портреты литературных героев и критически мыслить, давая оценку поступкам героев;
  • закрепление  умений вести учебный диалог

Средства обучения:

  • учебник «Литературное чтение. Учебная хрестоматия»: автор: Л.А.Ефросинина 3 класс в 2ч. Ч 1. М.:  Вентана-Граф 2013; УМК «Начальная школ XXI века», рабочая тетрадь  по чтению №1;
  •  цветные карандаши  и листочки для моделирования ;
  • карточки с заданием для работы в паре;

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

– Улыбнитесь друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

II. Подготовка к активной познавательной деятельности.

Сегодня у нас урок слушания. Начнем его с проверки домашнего задания.        Подбор пословиц, в которых заключена главная мысль произведения:     А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Вся семья вместе, и душа на месте.
Злой человек не проживет в добре век.
Нет ничего тайного, что не стало бы явным.
На обмане счастья не построишь

Обобщение. Что хотел сказать А. С. Пушкин нам  – читателям, слушателям его произведений? (Ответы учащихся)

Продолжите фразу: «Счастье  основано на… (любви)

Обращаю внимание обучающихся на схему (доска)

(Ответы учащихся)

Учитель.  К этой схеме  возможно мы еще вернемся в течение урока.

III. Усвоение новых знаний. Работа с текстом

Учитель.  Послушайте. (Читает отрывок из книги…)

«Жила-была маленькая царевна. А ее мачеха была гордая и своенравная. она постоянно любовалась собой в волшебном зеркальце и спрашивала у него: « Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»  До поры до времени зеркальце отвечало ей: «Ты, конечно, спору нет…».

  Учитель. Узнали произведение?  Открывается доска с надписью «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А.С.Пушкин

  Учитель. Внимание на доску. Прочитайте записи.

                    Отрицательный герой
                                                                    ???
                    Положительный герой

Кто может сформулировать тему урока?

Ученик. Будем знакомиться с новым  произведением и давать описательные характеристики героям.

Ученик. Будем разбираться, кто хороший, а кто плохой. (Вопросительные знаки в записи темы урока). Кто отрицательный герой, а кто положительный.

Учитель помогает поставить задачи на урок:

  • учимся работать с текстом;
  • учимся делать выводы и понимать точку зрения автора;
  • учимся выявлять идею произведения, его главную мысль

Учитель. Прежде чем начать разбираться с героями, давайте убедимся, а знаем ли мы, какие черты характера присущи положительному или отрицательному герою.

Работа в парах (одна пара работает у доски)

Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки со словами, красным карандашом подчеркиваете слова, которые характеризуют черты  положительного героя, синим – отрицательного.

Проверка.

Положительный герой                               Отрицательный герой

доброта                                                              зависть
любовь                                                               злоба
верность                                                             ревность
кротость                                                             эгоизм
отзывчивость                                                     предательство

Добавьте свои слова:  милосердие  ( к положительному герою); равнодушие  (к отрицательному герою).

Обобщение

Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать,  причинить зло другим.

Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?

Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.

Чтениесказки

Учитель. Открываем учебник (хрестоматия Ч.1)  на странице 68.  Перед работой с
текстом давайте заглянем в словарь устаревших слов.
Учитель. Зачем он нам нужен?
Ученики отвечают. Сказка написана  более  двухсот лет назад, значит, многие слова нам будут непонятны, незнакомы.

Упражнение «Стратегия ключевых слов»

Учитель читает фрагмент сказки (стр. 68-71 до слов: «… позвала к себе Чернавку…»Ученики во время чтения следят за текстом и выписывают на листочек героев произведения   (  с обратной стороны листочка для моделирования)

  • царь
  • царица
  • царица-мачеха
  • царевна
  • королевич Елисей
  • Чернавка
  • зеркальце

Проверка.

Учитель. Можете ли вы назвать главных героев. Почему вы так считаете?
Ученики. О них  много   текста, часто встречаются в тексте их имена.
Учитель. Кто же это?
Ученики. Царевна и царица-мачеха.  ( на доске: фигурная скобка: выделяю главных героинь: в списке героев)
Учитель. Сравним характеры  обеих героинь. Перечитайте еще раз отрывки, где Пушкин описывает главных  героинь и подчеркните определения, которые характеризуют героинь.

Работа в парах

Попробуйте составить словесный портрет:

девочки       –             царевны
мальчики    –             царицы

Проверка работы.

Вывод: Похожи наши героини? Или они разные?
Ответы учащихся. Зачитывают характеристики  главных героинь.

Царевна –   молода, очень красива (белолица, черноброва), обладает незлобивым характером, по своим душевным качествам– спокойная смирная.

(Учащиеся зачитывают некоторые слова, подтверждая свою мысль.)

Царица – красива (высока, стройна, бела), умна, сознает свое превосходство, ревнивая, упрямая, капризная, поступает так, как ей хочется, совсем не думая о других, всегда хочет оставаться самой лучшей.

Учитель. Кто из вас готов сделать вывод? Похожи героини или разные?
Ответы учащихся.  Они обе красивые.
Учитель.  Значит, обе положительные?   Кто из них вам симпатичен? Почему?
Ответы учащихся.
Учитель. 
Разве желание быть красивым, это плохо7 Это отрицательная черта характера? Поднимите руки, кто хочет быть красивым. Все мы хотим нравиться другим людям и  себе.  Не зря говорят: «Красота спасет мир! Значит мы – носители отрицательной черты характера?
Учитель. Мнения разделились. Нам необходимо ответить на вопрос: кто же из них олицетворяет добро и является положительной героиней, а кто олицетворяет зло и является отрицательной героиней?
Учитель. Мы можем только предположить, так как не знаем продолжения . Надо дочитать сказку до конца, изучить поступки героинь и тогда уже делать выводы.

Физминутка «Спал цветок и вдруг проснулся»

Спал цветок и вдруг проснулся   (  присели, крепко обхватив руками ноги)
Больше спать не захотел              ( выпрямляются, поднимаются)
Шевельнулся, встрепенулся,        ( встряхивают руками, пожимают плечами)
Взвился вверх и улетел.                ( плавно , помахивая руками, как бабочки крылышками, передвигаются по классу)

Физминутка «День и рночь»

Сидя за партами, закрыв глаза, отвечают на вопросы учителя ( добавляют к слову учителя подходящее, герои сказок, например:    учитель обращается к ученику: Андрей, царевна – ответ ученика: «Лягушка» и т.д.…

принцесса…( на горошине)
спящая ... (красавица)
госпожа…(Метелица)
сестрица…(Аленушка)

Если ученик затрудняется, учитель дает команду: «Проснулись!». Дети открывают глаза и дают правильный ответ. Игра продолжается дальше, чтобы все поиграли.

Учитель читает следующий фрагмент сказки. Страница  71-72 до слов: «… легче будет умереть…»…

Рефлексия. Составление коллективного синквейна.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема  (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Учитель.  Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн.    ( На доске пишет учитель)

1.   ЦАРЕВНА                                                                     1.   ЦАРИЦА,
2.   красивая, кроткая                                                         2.  жестокая, своенравная  
3.   расцвела, догадалась                                                   3.  ненавидит, завидует, просит, сквернословит
4.   Обещает отблагодарить.                                             4.  Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
5.  ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ                                                 5.  ЗЛО. МОНСТР.  (1 слово)

Обобщение и систематизация знаний

Учитель. Чему  мы учились  сегодня  на уроке?
Ответы учащихся.  Мы научились сравнивать образы героев; наблюдать, слушать, анализировать, ставить задачи на урок и эти задачи выполнять.
Мы учились прислушиваться к слову автора.
Учитель. Поправьте меня, пожалуйста, если я ошибусь. Слово автора– это его идея?  Можно ли связать эти два произведения общей идеей  ?  «Сказка о царе Салтане…»  и «Сказка о мертвой царевне…»? Можно ли продолжить разговор о любви, который мы начали в начале урока?  О какой любви идет речь? Приведите примеры.

Схема на доске: 

«ЛЮБОВЬ» (возвращение к схеме, дополнение словами) 

Выводы.   

Ответы учащихся. Хочешь, чтоб тебя любили, сам поступай так же.

Домашнее задание.

1. Дочитать сказку. Объяснить название.
2. Синквейн  для любого героя  (по желанию).
ПРИМЕЧАНИЕ: при проверке д/з  он , синквейн, не оценивается. (Так требует технология). Но! Ценность технологии в том, что немногими словами можно точно выразить многое! Можно поставить  отличную отметку учащемуся за его стремление выразить свое мнение таким образом.
3. Задания в рабочей тетради с… (по выбору)

Учитель. Моделирование.  Листок (на обратной стороне которого герои произведения) переворачиваем и моделируем (жанр, тема, автор, название)
Из всех листков собираю книжку-малышку. Обложку для нее учитель сделал заранее (Технология: УМК «Начальная школа XXI века») и помещаю ее в «Уголок чтения».

Учитель.  Помните, в начале урока мы пожелали друг другу успехов в учении ? Кому этот урок  принес радость от работы с книгой?
Всем спасибо! Урок окончен.