Цель урока: изучить строение атома железа, положение его в ПСХЭ, физические и химические свойства железа; познакомиться с нахождением железа в природе и его биологическим значением.
Задачи:
обучающие (формирование предметных достижений):
• закрепить знания по темам строение атомов металлов и положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева;
• закрепить умения работы с лабораторным оборудованием и химическими реагентами;
• закрепить навыки составления уравнений химических реакций.
развивающие (формирование метапредметных достижений):
• способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении знаний, умений, навыков работы с текстами и справочным материалом;
• создать благоприятные условия для развития умений наблюдать, анализировать, делать выводы.
воспитательные (формирование личностных достижений):
• продолжить формировать нравственные и эстетические представления об окружающем мире и умения следовать общепринятым нормам поведения.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- осознавать единство и целостность окружающего мира,
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение,
- оценивать свою деятельность в группе.
Познавательные УУД:
формирование умения анализировать, сравнивать, находить ответы на проблемные вопросы, выделять главное,
- формирование умения работать с таблицами, схемами, текстами, находить и использовать нужную информацию,
- формирование умения объяснять значение новых слов,
- формирование умения использовать символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы,
- формирование умения работать в паре и группе, оказывать взаимопомощь, выражать свои мысли и идеи, обосновывать свое мнение.
Регулятивные УУД:
- формирование умения организации учащимися своей учебной деятельности: определение целей и задач урока, учебных проблем, планирование, контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Предметные УУД:
- формирование умения характеризовать химический элемент по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства, образуемых им веществ, совершенствовать умения составлять химические уравнения, закрепление умения работать с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.
Тип урока ( в соответствии с ФГОС): урок открытия новых знаний.
Вид урока: смешанный.
Формы работы учащихся:
- фронтальная,
- групповая,
- парная и индивидуальная.
Методы обучения:
- проблемно-поисковый (решение проблемных задач),
- словесные (беседа, диалог),
- наглядные (работа с рисунками, схемами),
- практические(поиск информации, выполнение лабораторных опытов),
- дедуктивные(анализ, обобщение, применение знаний).
Необходимое техническое оборудование: раздаточный материал, химические реагенты (медный купорос, разбавленная соляная и серная кислоты, порошок восстановленного железа), лабораторное оборудование (химические стаканы, пробирки), компьютер, проектор.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | Используемые методы |
1. Организационный этап(психологический настрой) | Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши
лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет
вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно и повторяйте за мной: “Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю. Отбросим в сторону переживания и неудачи. |
Слушают учителя и выполняют его рекомендации. | Личностные: умение соблюдать
дисциплину на уроке, уважительно относиться к
учителю и одноклассникам. Регулятивные: умение организовать выполнение рекомендаций учителя. |
Решение проблемных задач |
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Учитель рассказывает: одна
легенда гласит: “Водяной царь сидит на троне,
вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются
сети и русалки уплывают, а царя рыбаки
вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы
отпустили его обратно, за это он предложил выкуп:
либо золота на 1 год, либо серебра на 10 лет, либо
железа на вечные времена”. - Ребята, как вы
думаете, что выбрали рыбаки (местные жители)?
Местные жители без сожаления выбрали железо. А
водяной, судя по всему, свое слово сдержал:
железные запасы до сих пор не иссякли. Учитель: Итак, ребята какова же тема нашего урока? (Тема урока “Железо”). Эпиграф нашего урока - слова академика А.Е. Ферсмана: “...железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда и трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества” Учитель: Ребята, давайте составим план, по которому мы будет изучать данный металл. Для этого предлагаю вам заполнить кластер в листочках на столах Посмотрите на план и сформулируйте цель нашего урока. |
Слушают учителя, отвечают на вопросы,
формулируют тему урока, заполняют кластер,
сравнивают свой кластер с кластером на доске, формулируют цель урока |
Регулятивные: умение организовать
выполнение рекомендаций учителя, умение ориентироваться в новом материале, умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: умение определять цель, функции участников и способ взаимодействия. |
Беседа, анализ информации, составление кластера |
3. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. | Учитель: изучение железа начнем с
характеристики его как элемента. У вас на столах
имеются карточки-инструкции, с помощью которых
вы самостоятельно даете характеристику
положения элемента железа в ПСХЭ Д.И.Менделеева.
Работаете в парах (Затем проверяют все вместе) По другим карточкам-инструкциям вы даете характеристику строения атома железа. Работаете снова в парах (Затем проверяют все вместе) Учитель: но железо – это элемент побочной подгруппы. Строение атомов элементов побочных подгрупп отличается от строения атомов элементов главных подгрупп. Особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение электронами не последнего, а предпоследнего уровня. Ученики записывают правило в тетрадь и электронную формулу атома железа: 1s22s22p63s23p63d64 s2 Учитель вместе с учащимися формулирует вывод о свойствах элемента железа на основе строения его атома. |
Работают в парах по карточкам-инструкциям, отвечают на вопросы, один из учеников записывает электронную формулу атома железа на доске, ведут записи в тетради, вместе с учителем формулируют вывод о свойствах элемента железа на основе строения его атома. | Коммуникативные: умение осуществлять
совместную познавательную деятельность в паре. Регулятивные: умение контролировать, регулировать и корректировать свою работу. Познавательные: умение работать по плану с использованием карточек-инструкций |
Беседа, работа в парах по карточкам-инструкциям |
Учитель: продолжим изучение железа, поговорим о нахождении железа в природе. В этом нам помогут учащиеся, выполнившие творческое домашнее задание. | Учащиеся, подготовившие домашнее задание, рассматривают вместе с остальными минералы, содержащие соединения железа, которые лежат на столах, называют эти минералы и их формулы, показывают на карте важнейшие месторождения. Остальные слушают, рассматривают коллекцию минералов, отвечают на вопросы одноклассников, работают с картой, заполняют таблицу. | Познавательные: умение работать с
картой, с коллекцией природных минералов,
называть их, записывать их формулы. Коммуникативные: умение формулировать и задавать вопросы, умение разрешать конфликты, умение управлять поведением товарища; Регулятивные: умение оценивать работу других и давать самооценку своим действиям |
Беседа, работа с коллекцией, работа с картой, работа с таблицей | |
Учитель: переходим к следующему пункту нашего плана. О чем поговорим дальше? ( о физических свойствах железа). Подумайте и назовите физические свойства железа–простого вещества, используя ваши знания об общих физических свойствах металлов. А теперь проверьте, правильно ли вы назвали физические свойства железа, для этого возьмите лежащие у вас на парте железные гвозди и посмотрите на них. Затем сравнивают с написанным на доске. | Учащиеся называют следующий пункт плана, затем предполагают о наличии у железа определенных физических свойств, затем рассматривают гвоздь и проверяют себя, записывают физические свойства железа на свои листочки. | Познавательные: умение устанавливать
связи между общим и частным, осуществлять синтез
полученной информации Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: умение преобразовывать информацию |
Беседа, анализ информации | |
Учитель: давайте попробуем
предположить, какие химические свойства
проявляет железо? (взаимодействие с неметаллами,
кислотами, солями, водой) 1. Взаимодействие с простыми веществами - неметаллами. Fe + S= FeS (при нагревании) 2Fe +3Cl2 = 2FeCl3 3Fe +2O2 = Fe3O4 (Fe2O3 FeO ) – раскаленное железо сгорает в кислороде с образованием железной окалины. 2. На воздухе железо легко окисляется – ржавеет (25% железа гибнет от коррозии) 4Fe +6H2O + 3O2 —> 4Fe(OH)3 3. С разбавленными кислотами HCl, H2SO4 Fe + 2HCl = FeCl2 + H2 Fe + H2SO4 = FeSO4 +H2 4. С солями, если металл соли находится в ряду активности правее железа Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu (учащиеся опускают привязанный на нитке гвоздь в водный р-р CuSO4) 5. С водой 3 Fe + 4H2O (пары) = Fe3O4 + 4H2при температуре 700-900оС. Эту реакцию использовал Лавуазье для получения водорода. Вывод: железо – восстановитель. Образует два ряда соединений: Fe+2 и Fe+3 |
Учащиеся высказывают идеи и затем
выполняют лабораторные опыты по инструктивной
карточке, на листочки записывают уравнения
реакций. Часть опытов просматривают в видеофрагментах. Но уравнения реакций записывают сами. |
Познавательные: умение работать по
плану с использованием карточек-инструкций,
записывать уравнения химических реакций,
осуществлять анализ полученной информации Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: умение преобразовывать информацию |
Выполнение лабораторных опытов, составление уравнений химических реакций, анализ информации | |
Физминутка: “Клоуны” | Учитель предлагает учащимся поиграть в
клоунов. Для этого они должны выполнить
следующие задания: Брови свести и развести; Глаза сильно прищурить и широко открыть; Губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать их; Шею максимально вытянуть, а затем опустить её; Плечи максимально свести и развести; Руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов, улыбнуться. |
Учащиеся слушают и выполняют | Познавательные: умение работать в парах
со справочным материалом и текстом учебника,
заполнять таблицу и озвучивать результаты
выполненной работы. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками Регулятивные: умение преобразовывать информацию, проводить самооценку своим действиям |
Беседа, работа с учебником, работа с таблицей, заполнение кластера, синтез информации |
Учитель: предлагает учащимся найти
на столах листок с памяткой “Продукты питания,
содержащие железо” и спрашивает, о чем пришло
время поговорить (о биологической роли железа) Учитель: предлагает в соответствии с последним пунктом плана указать области применения железа и всем вместе заполнить кластер |
Учащиеся работают в парах со справочным
материалом и текстом учебника, заполняют таблицу
и озвучивают результаты выполненной работы. Учащиеся называют области применения железа, обсуждают и заполняют кластер |
Познавательные: умение воспроизведения
и корректировки знаний, умение формулировать
основные понятия Регулятивные: умение проводить самооценку полученным знаниям и умениям, умение оценивать свою работу с использованием разнообразных критериев, осознание уровня качества сформированных знаний Коммуникативные: умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками, освоение разных способов коммуникаций, умение полно и точно выражать свои мысли |
||
4. Первичное закрепление | Учитель: предлагает выполнить графический диктант на заранее приготовить листочки с начерченной прямой, разделенной на 8 отрезков и пронумерованной соответственно вопросам диктанта. Отметить знаком “+” в таблице номер положения, которое считается верным, а неверные положения отметить знаком “-” | Учащиеся выполняют задание. После выполнения задания учащиеся меняются своими работами и проверяют их (ответы к работам - на слайде). | ||
5. Информация о домашнем задании | 1. составить цепочку и осуществить
превращения с участием железа; 2. составить рекламу железа; 3. составить сказку “Металл - труженик”; 4. составить вопросы для интервью у железа; 5. составить примерную инструкцию по применению железосодержащих препаратов. |
Учащиеся выбирают любое из предложенных | ||
6. Рефлексия (подведение итогов) “6 шляп критического мышления” |
Учитель: ребята, чтобы закрепить
полученный на уроке материал, выполним следующее
задание. Класс делится на 6 групп, каждая из групп
примеряет свою шляпу и каждый из участников
группы высказывает свою точку зрения на
поставленный вопрос. 1 шляпа “Белая” (белая). Констатирует факты по теме: “Железо и его соединения” Железо – металл средней активности, используют для производства чугуна и стали, железо пластично, обладает свойством намагничиваться и далее 2 шляпа “Желтая”. Участники этой группы высказывают положительные моменты по теме: “Железо и его соединения” является важной составной частью гемоглобина крови. Оксиды и соли железа применяют в производстве красок, магнитных материалов, катализаторов, лекарственных препаратов, удобрений. Железо входит в состав гемоглобина и далее 3 шляпа “Черная” Участники этой группы высказывают негативные моменты по теме: “Железо и его соединения” Коррозия, недостаточное содержание железа в организме человека приводит к головной боли, быстрой утомляемости и другим заболеваниям и далее 4 шляпа “Синяя” (Аналитическая) Участники этой группы отвечают на вопросы: Почему железо называли “небесным камнем”? Почему железо проявляет переменные степени окисления? Зачем человечеству нужно железо? Почему железо жизненно необходимый элемент? 5 шляпа “Зеленая” (Творческая) Участники этой группы высказывают фантастические, возможно даже бредовые идеи “ О будущем железо на Земле” 6 шляпа “Красная” (Эмоциональная) Участники этой группы формулируют свои эмоции, которые они испытывали при работе на уроке. Учитель: обращаясь к эпиграфу нашего урока, хотелось бы вам пожелать следующее: пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени. |
Класс делится на 6 групп, каждая из групп
примеряет свою шляпу и каждый из участников
группы высказывает свою точку зрения на
поставленный вопрос.
|
Познавательные: умение воспроизведения
и корректировки знаний, умение формулировать
основные понятия Регулятивные: умение проводить самооценку полученным знаниям и умениям, умение оценивать свою работу с использованием разнообразных критериев, осознание уровня качества сформированных знаний Коммуникативные: умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками, освоение разных способов коммуникаций, умение полно и точно выражать свои мысли |
Самостоятельная работа
Беседа, анализ и синтез информации |