Урок химии "Железо и его свойства"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: изучить строение атома железа, положение его в ПСХЭ, физические и химические свойства железа; познакомиться с нахождением железа в природе и его биологическим значением.

Задачи:

обучающие (формирование предметных достижений):

• закрепить знания по темам строение атомов металлов и положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева;
• закрепить умения работы с лабораторным оборудованием и химическими реагентами;
• закрепить навыки составления уравнений химических реакций.

развивающие (формирование метапредметных достижений):

• способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся в приобретении знаний, умений, навыков работы с текстами и справочным материалом;
• создать благоприятные условия для развития умений наблюдать, анализировать, делать выводы.

воспитательные (формирование личностных достижений):

• продолжить формировать нравственные и эстетические представления об окружающем мире и умения следовать общепринятым нормам поведения.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • осознавать единство и целостность окружающего мира,
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение,
  • оценивать свою деятельность в группе.

Познавательные УУД:

формирование умения анализировать, сравнивать, находить ответы на проблемные вопросы, выделять главное,

  • формирование умения работать с таблицами, схемами, текстами, находить и использовать нужную информацию,
  • формирование умения объяснять значение новых слов,
  • формирование умения использовать символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД:

  • формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы,
  • формирование умения работать в паре и группе, оказывать взаимопомощь, выражать свои мысли и идеи, обосновывать свое мнение.

Регулятивные УУД:

  1. формирование умения организации учащимися своей учебной деятельности: определение целей и задач урока, учебных проблем, планирование, контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Предметные УУД:

  • формирование умения характеризовать химический элемент по его положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева, на основе строения атома объяснять физические и химические свойства, образуемых им веществ, совершенствовать умения составлять химические уравнения, закрепление умения работать с химическими реактивами и лабораторным оборудованием.

Тип урока ( в соответствии с ФГОС): урок открытия новых знаний.

Вид урока: смешанный.

Формы работы учащихся:

  • фронтальная,
  • групповая,
  • парная и индивидуальная.

Методы обучения:

  • проблемно-поисковый (решение проблемных задач),
  • словесные (беседа, диалог),
  • наглядные (работа с рисунками, схемами),
  • практические(поиск информации, выполнение лабораторных опытов),
  • дедуктивные(анализ, обобщение, применение знаний).

Необходимое техническое оборудование: раздаточный материал, химические реагенты (медный купорос, разбавленная соляная и серная кислоты, порошок восстановленного железа), лабораторное оборудование (химические стаканы, пробирки), компьютер, проектор.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД Используемые методы
1. Организационный этап(психологический настрой) Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом.

Сядьте удобно и повторяйте за мной: “Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.

Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.

Слушают учителя и выполняют его рекомендации. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: умение организовать выполнение рекомендаций учителя.

Решение проблемных задач
2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Учитель рассказывает: одна легенда гласит: “Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети и русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно, за это он предложил выкуп: либо золота на 1 год, либо серебра на 10 лет, либо железа на вечные времена”. - Ребята, как вы думаете, что выбрали рыбаки (местные жители)? Местные жители без сожаления выбрали железо. А водяной, судя по всему, свое слово сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли.

Учитель: Итак, ребята какова же тема нашего урока? (Тема урока “Железо”). Эпиграф нашего урока - слова академика А.Е. Ферсмана: “...железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда и трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества” Учитель: Ребята, давайте составим план, по которому мы будет изучать данный металл. Для этого предлагаю вам заполнить кластер в листочках на столах

Посмотрите на план и сформулируйте цель нашего урока.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, заполняют кластер, сравнивают свой кластер с кластером на доске,

формулируют цель урока

Регулятивные: умение организовать выполнение рекомендаций учителя,

умение ориентироваться в новом материале, умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение определять цель, функции участников и способ взаимодействия.

Беседа, анализ информации,

составление кластера

3. Актуализация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Учитель: изучение железа начнем с характеристики его как элемента. У вас на столах имеются карточки-инструкции, с помощью которых вы самостоятельно даете характеристику положения элемента железа в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Работаете в парах (Затем проверяют все вместе)

По другим карточкам-инструкциям вы даете характеристику строения атома железа. Работаете снова в парах (Затем проверяют все вместе)

Учитель: но железо – это элемент побочной подгруппы. Строение атомов элементов побочных подгрупп отличается от строения атомов элементов главных подгрупп.

Особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение электронами не последнего, а предпоследнего уровня.

Ученики записывают правило в тетрадь и электронную формулу атома железа: 1s22s22p63s23p63d64 s2

Учитель вместе с учащимися формулирует вывод о свойствах элемента железа на основе строения его атома.

Работают в парах по карточкам-инструкциям, отвечают на вопросы, один из учеников записывает электронную формулу атома железа на доске, ведут записи в тетради, вместе с учителем формулируют вывод о свойствах элемента железа на основе строения его атома. Коммуникативные: умение осуществлять совместную познавательную деятельность в паре.

Регулятивные: умение контролировать, регулировать и корректировать свою работу.

Познавательные: умение работать по плану с использованием карточек-инструкций

Беседа, работа в парах по карточкам-инструкциям
Учитель: продолжим изучение железа, поговорим о нахождении железа в природе. В этом нам помогут учащиеся, выполнившие творческое домашнее задание. Учащиеся, подготовившие домашнее задание, рассматривают вместе с остальными минералы, содержащие соединения железа, которые лежат на столах, называют эти минералы и их формулы, показывают на карте важнейшие месторождения. Остальные слушают, рассматривают коллекцию минералов, отвечают на вопросы одноклассников, работают с картой, заполняют таблицу. Познавательные: умение работать с картой, с коллекцией природных минералов, называть их, записывать их формулы.

Коммуникативные: умение формулировать и задавать вопросы, умение разрешать конфликты, умение управлять поведением товарища;

Регулятивные: умение оценивать работу других и давать самооценку своим действиям

Беседа, работа с коллекцией, работа с картой, работа с таблицей
Учитель: переходим к следующему пункту нашего плана. О чем поговорим дальше? ( о физических свойствах железа). Подумайте и назовите физические свойства железа–простого вещества, используя ваши знания об общих физических свойствах металлов. А теперь проверьте, правильно ли вы назвали физические свойства железа, для этого возьмите лежащие у вас на парте железные гвозди и посмотрите на них. Затем сравнивают с написанным на доске. Учащиеся называют следующий пункт плана, затем предполагают о наличии у железа определенных физических свойств, затем рассматривают гвоздь и проверяют себя, записывают физические свойства железа на свои листочки. Познавательные: умение устанавливать связи между общим и частным, осуществлять синтез полученной информации

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: умение преобразовывать информацию

Беседа, анализ информации
Учитель: давайте попробуем предположить, какие химические свойства проявляет железо? (взаимодействие с неметаллами, кислотами, солями, водой)

1. Взаимодействие с простыми веществами - неметаллами.

Fe + S= FeS (при нагревании)

2Fe +3Cl2 = 2FeCl3

3Fe +2O2 = Fe3O4 (Fe2O3 FeO ) – раскаленное железо сгорает в кислороде с образованием железной окалины.

2. На воздухе железо легко окисляется – ржавеет (25% железа гибнет от коррозии)

4Fe +6H2O + 3O2 —> 4Fe(OH)3

3. С разбавленными кислотами HCl, H2SO4

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2

Fe + H2SO4 =  FeSO4 +H2

4. С солями, если металл соли находится в ряду активности правее железа

Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu (учащиеся опускают привязанный на нитке гвоздь в водный р-р CuSO4)

5. С водой

3 Fe + 4H2O (пары) = Fe3O4 + 4H2при температуре 700-900оС. Эту реакцию использовал Лавуазье для получения водорода.

Вывод: железо – восстановитель. Образует два ряда соединений: Fe+2 и Fe+3

Учащиеся высказывают идеи и затем выполняют лабораторные опыты по инструктивной карточке, на листочки записывают уравнения реакций.

Часть опытов просматривают в видеофрагментах. Но уравнения реакций записывают сами.

Познавательные: умение работать по плану с использованием карточек-инструкций, записывать уравнения химических реакций, осуществлять анализ полученной информации

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: умение преобразовывать информацию

Выполнение лабораторных опытов, составление уравнений химических реакций, анализ информации
Физминутка: “Клоуны” Учитель предлагает учащимся поиграть в клоунов. Для этого они должны выполнить следующие задания:

Брови свести и развести;

Глаза сильно прищурить и широко открыть;

Губы максимально растянуть в улыбке, а затем поджать их;

Шею максимально вытянуть, а затем опустить её;

Плечи максимально свести и развести;

Руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов, улыбнуться.

Учащиеся слушают и выполняют Познавательные: умение работать в парах со справочным материалом и текстом учебника, заполнять таблицу и озвучивать результаты выполненной работы.

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: умение преобразовывать информацию, проводить самооценку своим действиям

Беседа, работа с учебником, работа с таблицей, заполнение кластера, синтез информации
  Учитель: предлагает учащимся найти на столах листок с памяткой “Продукты питания, содержащие железо” и спрашивает, о чем пришло время поговорить (о биологической роли железа)

Учитель: предлагает в соответствии с последним пунктом плана указать области применения железа и всем вместе заполнить кластер

Учащиеся работают в парах со справочным материалом и текстом учебника, заполняют таблицу и озвучивают результаты выполненной работы.

Учащиеся называют области применения железа, обсуждают и заполняют кластер

Познавательные: умение воспроизведения и корректировки знаний, умение формулировать основные понятия

Регулятивные: умение проводить самооценку полученным знаниям и умениям, умение оценивать свою работу с использованием разнообразных критериев, осознание уровня качества сформированных знаний

Коммуникативные: умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками, освоение разных способов коммуникаций, умение полно и точно выражать свои мысли

 
4. Первичное закрепление Учитель: предлагает выполнить графический диктант на заранее приготовить листочки с начерченной прямой, разделенной на 8 отрезков и пронумерованной соответственно вопросам диктанта. Отметить знаком “+” в таблице номер положения, которое считается верным, а неверные положения отметить знаком “-” Учащиеся выполняют задание. После выполнения задания учащиеся меняются своими работами и проверяют их (ответы к работам - на слайде).    
5. Информация о домашнем задании 1. составить цепочку и осуществить превращения с участием железа;

2. составить рекламу железа;

3. составить сказку “Металл - труженик”;

4. составить вопросы для интервью у железа;

5. составить примерную инструкцию по применению железосодержащих препаратов.

Учащиеся выбирают любое из предложенных    
6. Рефлексия (подведение итогов)

“6 шляп критического мышления”

Учитель: ребята, чтобы закрепить полученный на уроке материал, выполним следующее задание. Класс делится на 6 групп, каждая из групп примеряет свою шляпу и каждый из участников группы высказывает свою точку зрения на поставленный вопрос.

1 шляпа “Белая” (белая). Констатирует факты по теме: “Железо и его соединения”

Железо – металл средней активности, используют для производства чугуна и стали, железо пластично, обладает свойством намагничиваться и далее

2 шляпа “Желтая”. Участники этой группы высказывают положительные моменты по теме: “Железо и его соединения”

является важной составной частью гемоглобина крови. Оксиды и соли железа применяют в производстве красок, магнитных материалов, катализаторов, лекарственных препаратов, удобрений. Железо входит в состав гемоглобина и далее

3 шляпа “Черная” Участники этой группы высказывают негативные моменты по теме: “Железо и его соединения”

Коррозия, недостаточное содержание железа в организме человека приводит к головной боли, быстрой утомляемости и другим заболеваниям и далее

4 шляпа “Синяя” (Аналитическая) Участники этой группы отвечают на вопросы: Почему железо называли “небесным камнем”? Почему железо проявляет переменные степени окисления? Зачем человечеству нужно железо? Почему железо жизненно необходимый элемент?

5 шляпа “Зеленая” (Творческая) Участники этой группы высказывают фантастические, возможно даже бредовые идеи “ О будущем железо на Земле”

6 шляпа “Красная” (Эмоциональная) Участники этой группы формулируют свои эмоции, которые они испытывали при работе на уроке.

Учитель: обращаясь к эпиграфу нашего урока, хотелось бы вам пожелать следующее: пусть ваш мозг истирается от работы мысли, а не пожирается ржавчиной от лени.

Класс делится на 6 групп, каждая из групп примеряет свою шляпу и каждый из участников группы высказывает свою точку зрения на поставленный вопрос.

 

 

 

 

 

Познавательные: умение воспроизведения и корректировки знаний, умение формулировать основные понятия

Регулятивные: умение проводить самооценку полученным знаниям и умениям, умение оценивать свою работу с использованием разнообразных критериев, осознание уровня качества сформированных знаний

Коммуникативные: умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками, освоение разных способов коммуникаций, умение полно и точно выражать свои мысли

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

Беседа, анализ и синтез информации