В современных условиях способность учеников к самостоятельному поиску новых и совершенствованию приобретённых знаний, умению ориентироваться в информационном поле планеты и приобретению полезных навыков, необходимых в реальной жизни, становится наиболее важным фактором, оттесняя на второй план незыблемость и прочность их интеллектуального багажа. В нынешний век главенства информации человеку приходится чуть ли не ежедневно приспосабливаться к чему-то новому, поэтому основной задачей современной российской школы в целом и каждого неравнодушного педагога в частности становится развитие у школьников привычки учиться чему-то новому всю свою сознательную жизнь. Для формирования у подрастающего поколения умения работать с информацией, привития им навыка, как к самостоятельному мыслительному процессу, так и к командному творчеству, используется множество педагогических технологий. Моё личное предпочтение в этом вопросе – метод проектов, который имеет ряд преимуществ:
- развитие у учеников уверенности в своих знаниях в частности и в себе в целом, общее повышение обучаемости;
- основным преимуществом метода проектов является побуждение учеников на большую ответственность за своё будущее, чем при обучении традиционными методами;
- описываемый метод даёт толчок к разностороннему развитию личности, оттачиванию таких навыков, как сотрудничество в коллективе, аргументированное отстаивание своей точки зрения.
В школах ряда стран мира метод проектов принят за основу основной концепции обучения. Многолетний опыт его применения показал большее увлечение учащихся той деятельностью, которая выбирается ими самими, а познавательный процесс основан на их существующих, сиюминутных интересах и потребностях. В этом случае образовательный процесс всегда многогранен, поскольку особую важность приобретают второстепенные сведения, даже те, которые не находятся в сфере предмета обучения.
В новой педагогике нашего времени метод проектов применим не в качестве замены традиционного обучения предметам, а как параллельная, вспомогательная составляющая системы образования.
Что же такое проект? Проект – это созданный педагогом для самостоятельного выполнения учащимися комплекс действий, призванный получить в итоге интеллектуальный продукт, основанный не только на базовых знаниях преподаваемого предмета, но и на общем субъективном миропонимании ребёнка, где устная или презентационная защита перед аудиторией является неотъемлемой его частью.
Привлекательность описываемого метода для учеников заключается в реальной взаимосвязи с окружающим миром, приобретении бесценного жизненного опыта. В рамках проекта учащиеся пробуют себя в роли реальных специалистов в конкретной отрасли – будь то заказчик капитального ремонта своей собственной квартиры или руководитель предприятия, выбирающий поставщика – тем самым прикасаясь к реальному, существующему вне школы, миру взрослых.
Для учителя важными преимуществами проектной составляющей являются совершенствование преподавательского профессионализма, а также построение совершенно новых, неформальных отношений в классе, когда в процессе выполнения проекта ученики выступают равными педагогу. Учащиеся, привыкшие считать процесс обучения рутиной, неприменимой в обыденной жизни, привлекаются к процессу самостоятельной деятельности. Происходит качественный переход от теоретических знаний к практическому применению, от простого заучивания к пониманию предмета в целом, от зависимости к самостоятельности.
При введении проектного обучения педагог должен ставить перед собой следующие задачи:
- умение выбора жизненных ситуаций, помогающих в разработке интересных для детей проектов;
- общение с учителями-предметниками с целью создания межпредметных проектов;
- использование инновационных технологий, как способов заинтересованности;
- разработка надежного способа оценки проекта;
Как ни странно, с наибольшими проблемами включения проектного метода обучения сталкиваются преподаватели-математики. Современная математика школьного уровня есть ни что иное как свод устоявшихся прочных истин и методологий, непреклонное следование которым даёт школьнику иллюзию успеха. Но самое интересное начинается именно в то время, когда ученик встречается с необычным заданием, где с первого взгляда не разобрать, какое направление мысли приводит к успеху. А основными препонами для вспышки нестандартной мысли является результат нашей преподавательской работы: множество шаблончиков и стереотипчиков, как всегда вырабатываемых на уроках, а также боязнь ошибиться, парализующая фантазирование и природную склонность школьника к творчеству.
Таким образом, именно проектная методика, как дополнение к каноническому уроку, даёт учителю-математику прекрасный шанс преодолеть отрицательное отношение к “науке наук”, порождаемое упомянутыми факторами.
Основой создания математических проектов является возможность его исполнителям творить, с их точки зрения, совершенно не разрешённые математические действия, которые во время обычного урока приведут к плачевным результатам (неудовлетворительная оценка, например, и тому подобное). Они становятся свидетелями удивительного явления: неправильное, в обычной для ученика системе данных утверждение, становится базой для разработки теории, в которой эта обыденная схема понятий свободно размещается и не вызывает отторжения. Так реально моделируется система научных изысканий, творится переживание школьником полной драматизма истории освоения математика.
Очень интересны в плане описываемой проблемы применяемые мной в рамках математических уроков проекты “Наглядная геометрия”. В их основе находятся совершенно конкретные действия ученика, связанные с разными объектами геометрии. В этих проектах отсутствуют теоремы, строгие рассуждения, а имеются задачи, стимулирующие учеников искать нетрудные обоснования, те или иные закономерности. Теория в материале невелика. Важным вектором являются геометрические конструкции, создание моделей, дизайнерская работа. Геометрия, опираясь на внутренние потребности детей 12-14 лет, оказывает на них развивающее влияние: они с удовольствием занимаются разделом геометрии, связанным с познанием геометрических объектов путем наблюдения и экспериментирования.
Чтобы дать возможность ученикам “потрогать” геометрию с практической точки зрения, разработан проект по теме “Площади геометрических фигур”, где для учеников 8 классов созданы разделы “Планирование и ремонт”, “Планирование и дизайн участка”. Проект был создан с целью обеспечения условий появления креативного мышления, когда развивается познавательная деятельность, формируются умения применять знания и способы действия в разнообразных учебных ситуациях, развивается активность учащихся и формируется их пространственное мышление. В границах проекта школьникам самим приходится разрабатывать планы квартиры или дачного участка, делать проект реконструкции или ремонта, защищать его перед классом, создавая презентацию на основе компьютерных технологий.
Ученики выполняли проект как на уроках, так и по группам дома, а презентации проходили во время урока. В это время ученики не только презентовали свои работы, но и давали возможность одноклассникам изучить составленные ими задачи, сами выступая как проверяющие, помогая тем, кто не смог справиться с заданием. Одноклассники могут оценить проект по предложенным критериям. В классе создаётся диалог. Из безучастных наблюдателей, боящихся преподавателя, они становились активнейшими участниками процесса.
В границах проекта учитель довольствуется ролью консультирующего. Он помогает справиться с затруднениями, возникающими при пользовании различными компьютерными программами, но не имеет отношения к математическому и компьютерному творчеству.
Подводя итоги работы по данному проекту, выяснилось, что у учеников-гуманитариев, вникнувших в проблему и работающих по проекту, приобретается уверенность в себе, резко увеличивается самооценка. Однажды познав ощущения победителя, они сохраняют его надолго, меняют отношение к изучаемому предмету. Изменяются к лучшему навыки индивидуальной работы, формируется информационно-коммуникационные навыки, серьёзно увеличивается творческая способность. У учащихся-технарей подключение к творческому проекту способствует созданию умения переноса ранее усвоенных знаний в новые условия. Они расширяют свои образовательные горизонты, учатся изыскивать противоречия, не опасаться проблем, отыскивать их решение.
В методе проектов для детей становятся доступны дополнительные факты про геометрические фигуры; они начинают чаще обращать внимание на вид окружающих предметов; с удивлением обнаруживают различные геометрические тела, используемые в архитектуре, а также встречающиеся в природе.
Любая творческая работа возможно лишь на добровольных началах, поэтому основной задачей, которую придётся решать учителям - приучить учащихся трудиться и мыслить в проектной сфере.
Исходя из вышеизложенного стоит отметить, что главное в методе проектов – способность постоянного поддерживания интереса к нему всех участвующих - от школьников до педагогов – в их последовательной кропотливой работе, в надлежащей постановке перед ними задач, умение решать которые ведёт к появлению новых необходимых навыков.