Совместная работа детей, родителей и учителя в проектной деятельности

Разделы: Начальная школа


Введение.

Сегодня важной является проблема формирования личности, которая способна к самостоятельности, умеющая думать, отстаивать свою точку зрения, готовая к сотрудничеству. Современное общество заинтересовано в людях, которые могут свободно находить нужную информацию, нестандартно и творчески мыслить.

Новый  образовательный стандарт ставит перед начальным образованием и новые цели. Теперь в начальной школе ребенок должен научиться, не только читать, считать и писать, но и решать творческие задачи, находить и анализировать информацию, уметь грамотно её использовать и презентовать.

Эти задачи успешно решаются при работе над проектами.

Опыт моей работы показал, что проектную деятельность нужно начинать с 1 класса, с мини проектов, сочетая её с программным материалом, постепенно дополняя и расширяя его. В этом возрасте дети очень любознательны, они с удовольствием включаются в работу, а при правильной мотивации приходят к пониманию, что необходимо добывать новые знания и с их помощью добиваться успеха, расширять кругозор и саморазвиваться. Даже не очень сильные ученики, получая творческое здание, имеют возможность почувствовать свои силы - БЫТЬ УСПЕШНЫМ. Это является одним из приоритетов нового   образовательного стандарта.

КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ТАЛАНТЛИВ!

Какие же цели я ставлю перед собой, начиная работу над проектной деятельностью с первоклассниками?

  • Цель 1. Дать возможность детям поверить в свои силы.
  • Цель 2.-Научить ребенка добывать знания самостоятельно.
  • Цель 3. Развить умения пользоваться приобретенными знаниями при решении жизненных и учебных задач.
  • Цель 4. Привить ученику любовь к исследовательской и творческой деятельности.
  • Цель 5. Вовлечь семью в учебную деятельность ребенка.
  • Цель 6. Создать атмосферу сотрудничества между семьёй и школой.

В достижении этих целей ведущая роль принадлежит учителю. Он должен не только заинтересовать детей, но и вооружить их знаниями, способами, приёмами, которые помогут учащимся добиться отличного результата. Роль родителей - стать помощниками, соучастниками в этой деятельности своих детей. Следует проводить регулярные консультации с родителями, мотивируя их, объясняя важность такого участия в деятельности ребёнка. При работе с родителями нужно сделать акцент на том, что ребенку отводится в работе основная роль, а задача родителей быть “на подхвате”. Тем самым мы решаем важную задачу – взаимосвязь: УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ.

Важно научить учащихся делать выводы и заключения, строить причинно- следственные связи.

Мой опыт показывает, что проектная деятельность способствует формированию человека мыслящего и развивает его творчески и нестандартно. Для учащихся начальных классов ВАЖНО чтобы работа вызывала удивление, опиралась на жизненные навыки и умения и в тоже время не пугала, а пробуждала огромное желание ПОЗНАТЬ и ПОПРОБОВАТЬ!

Вывод.

Работая над проектами, дети учатся рациональным приёмам добывания знаний. Это формирует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, что помогает успешно решать многие жизненные и учебные задачи, вселяет уверенность в своих силах, повышает самооценку, развивает у учеников коммуникативные умения, учит уважать мнения других, воспринимать разные точки зрения на одну проблему.

Мои наблюдения показали, что те дети, которые активно и регулярно участвовали в различных видах проектной деятельности, безболезненно переходят в среднее звено, а это ещё один немаловажный фактор в работе учителя начальных классов.

Примеры мини-проектов, с которых можно начинать работу с первоклассниками:

- Моя малая родина

- Дикие животные

- Моя семья

- Азбука

- Как я помогаю птицам зимой

- Мои домашние питомцы

- Родной город

- Скороговорка

- Моё имя

- По страницам “Красной книги”

- Рифма

- Фантастический зверь

- Родословная

- Записная книжка

- Моё лето

- Богатства, отданные людям

Письмо растениям и др.

Примеры выполненных детских проектов в ПРИЛОЖЕНИИ

Приложение 1. Примерное планирование проектной деятельности в 1 классе.

Приложение 2. Долгосрочный проект 1-4 года.

Приложение 3. Среднесрочный проект 1 месяц

Приложение 4. Мини-проект 1 неделя