Введение.
Сегодня важной является проблема формирования личности, которая способна к самостоятельности, умеющая думать, отстаивать свою точку зрения, готовая к сотрудничеству. Современное общество заинтересовано в людях, которые могут свободно находить нужную информацию, нестандартно и творчески мыслить.
Новый образовательный стандарт ставит перед начальным образованием и новые цели. Теперь в начальной школе ребенок должен научиться, не только читать, считать и писать, но и решать творческие задачи, находить и анализировать информацию, уметь грамотно её использовать и презентовать.
Эти задачи успешно решаются при работе над проектами.
Опыт моей работы показал, что проектную деятельность нужно начинать с 1 класса, с мини проектов, сочетая её с программным материалом, постепенно дополняя и расширяя его. В этом возрасте дети очень любознательны, они с удовольствием включаются в работу, а при правильной мотивации приходят к пониманию, что необходимо добывать новые знания и с их помощью добиваться успеха, расширять кругозор и саморазвиваться. Даже не очень сильные ученики, получая творческое здание, имеют возможность почувствовать свои силы - БЫТЬ УСПЕШНЫМ. Это является одним из приоритетов нового образовательного стандарта.
КАЖДЫЙ РЕБЁНОК ТАЛАНТЛИВ!
Какие же цели я ставлю перед собой, начиная работу над проектной деятельностью с первоклассниками?
- Цель 1. Дать возможность детям поверить в свои силы.
- Цель 2.-Научить ребенка добывать знания самостоятельно.
- Цель 3. Развить умения пользоваться приобретенными знаниями при решении жизненных и учебных задач.
- Цель 4. Привить ученику любовь к исследовательской и творческой деятельности.
- Цель 5. Вовлечь семью в учебную деятельность ребенка.
- Цель 6. Создать атмосферу сотрудничества между семьёй и школой.
В достижении этих целей ведущая роль принадлежит учителю. Он должен не только заинтересовать детей, но и вооружить их знаниями, способами, приёмами, которые помогут учащимся добиться отличного результата. Роль родителей - стать помощниками, соучастниками в этой деятельности своих детей. Следует проводить регулярные консультации с родителями, мотивируя их, объясняя важность такого участия в деятельности ребёнка. При работе с родителями нужно сделать акцент на том, что ребенку отводится в работе основная роль, а задача родителей быть “на подхвате”. Тем самым мы решаем важную задачу – взаимосвязь: УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ-УЧИТЕЛЬ.
Важно научить учащихся делать выводы и заключения, строить причинно- следственные связи.
Мой опыт показывает, что проектная деятельность способствует формированию человека мыслящего и развивает его творчески и нестандартно. Для учащихся начальных классов ВАЖНО чтобы работа вызывала удивление, опиралась на жизненные навыки и умения и в тоже время не пугала, а пробуждала огромное желание ПОЗНАТЬ и ПОПРОБОВАТЬ!
Вывод.
Работая над проектами, дети учатся рациональным приёмам добывания знаний. Это формирует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение, что помогает успешно решать многие жизненные и учебные задачи, вселяет уверенность в своих силах, повышает самооценку, развивает у учеников коммуникативные умения, учит уважать мнения других, воспринимать разные точки зрения на одну проблему.
Мои наблюдения показали, что те дети, которые активно и регулярно участвовали в различных видах проектной деятельности, безболезненно переходят в среднее звено, а это ещё один немаловажный фактор в работе учителя начальных классов.
Примеры мини-проектов, с которых можно начинать работу с первоклассниками:
- Моя малая родина
- Дикие животные
- Моя семья
- Азбука
- Как я помогаю птицам зимой
- Мои домашние питомцы
- Родной город
- Скороговорка
- Моё имя
- По страницам “Красной книги”
- Рифма
- Фантастический зверь
- Родословная
- Записная книжка
- Моё лето
- Богатства, отданные людям
Письмо растениям и др.
Примеры выполненных детских проектов в ПРИЛОЖЕНИИ
Приложение 1. Примерное планирование проектной деятельности в 1 классе.
Приложение 2. Долгосрочный проект 1-4 года.
Приложение 3. Среднесрочный проект 1 месяц
Приложение 4. Мини-проект 1 неделя