Цель: научить решать квадратные уравнения различного вида разными способами.
План урока:
- Повторение темы “Линейные уравнения”.
- Новый материал. Тема “Квадратные уравнения”:
- Полные квадратные уравнения;
- Неполные квадратные уравнения;
- Из истории квадратных уравнений;
- Решение неполных квадратных уравнений;
- Способ выделения квадрата двучлена при решении полных квадратных уравнений;
- Графический способ решения квадратных уравнений;
- Вывод формул для решения полных квадратных уравнений;
- Теорема Виета.
- Обобщение темы.
- Задание к зачету.
- Викторина.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Повторение темы “Линейные уравнения”.
Фронтальный опрос:
- Что такое уравнение?
- Что такое корень уравнения?
- Что значит решить уравнение?
- Сформулируйте свойства уравнений.
- Виды уравнений.
Решение линейных уравнений:
3х – 2 = 5х + 4. (ответ: -3)
Іх - 1І + 2 = 3х. (ответ: )
(3х + 4b) – (7b + 2х) = 13b и указать при каких значениях b корень уравнения – положительное число.
Решение:
(3х + 4b) – (7b + 2х) = 13b
3х + 4b – 7b - 2х = 13b;
Х - 3b = 13b;
Х = 16b.
При b>0 корень уравнения х>0.
Ответ: 16b, корень уравнения положителен при b>0.
2. Новый материал. Тема “Квадратные уравнения”.
1) Определение квадратного уравнения.
2) Определение неполного квадратного уравнения.
3) Из истории квадратных уравнений: (сообщение готовит ученик)
Неполные квадратные уравнения и частные виды полных квадратных уравнений умели решать вавилоняне примерно 2 тысячи лет до н.э.. Некоторые виды квадратных уравнений могли решать древнегреческие математики, сводя их решения к геометрическим построениям. Приёмы решения уравнений без обращения к геометрии дает Диофант Александрийский в 3 веке в книгах “Арифметика”, которые до настоящего времени не сохранились. Правило решения квадратных уравнений, приведенных к виду ах2 + вх + с = 0, где а > 0, дал индийский ученый Брахмагупта (7в.). В трактате “Китаб аль-джебр валь-мукабала” хорезмский математик аль-Хорезми разъяснил приёмы решения уравнений вида: ах2 = вх; ах2 = с, ах2 + с = вх; ах2 + вх = с; вх + с = ах2, где а, в, с – положительные числа.
Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к виду х2 + вх = с, было сформулировано немецким математиком М.Штифелем (1487 – 1567). После трудов нидерландского математика А.Жирара (1595–1632), а также Декарта и Ньютона способ решения квадратных уравнений принял современный вид. Формулы, выражающие зависимость корней уравнения от его коэффициентов, были выведены Виетом в 1591 г. Для квадратного уравнения теорема Виета в современных обозначениях записывается так: корнями уравнения (а + в) * х – х2 = ав, являются числа а и в.
4) Решение неполных квадратных уравнений:
- ах2 + с = 0; х = , где < 0.
1. 8х2 – 8 = 0, х2 = 1, х = 1. Ответ: 1.
- ах2 = 0; х2 = 0; х = 0.
1. 2х2 = 0; х2 = 0; х= 0. Ответ: 0.
- ах2 + вх = 0; х(ах + в) = 0; х=0 или х = - .
1. 5х2 - 2х = 0; х(5х – 2) = 0; х = 0 или х = 0,4. Ответ: 0; 0,4.
5) Способ выделения квадрата двучлена при решении полных квадратных уравнений.
1. Решить уравнение х2 + 8х – 33 = 0.
Вспомним формулы квадрата суммы и квадрата разности и запишем их: (а в)2 = а2 2ав + в2 .
Выделим квадрат двучлена из квадратного трёхчлена:
х2 + 8х – 33 = (х2 + 2*4х + 16) – 16 – 33 = (х + 4)2 – 49.
Получим: (х + 4)2 – 49 = 0; (х + 4)2 = 49; х + 4 = 7; х1 = - 11, х2 = 3. Ответ: -11; 3.
2. Решить уравнение 2х2 - 9х + 4 = 0.
Вынесем в уравнении число 2 за скобки, как общий множитель:
2(х2 - х + 2) = 0; х2 - х + 2 = 0;
Выделим квадрат двучлена из квадратного трёхчлена:
х2 - х + 2 = (х2 -2· х + ) - + 2 = ( х - )2 - ;
( х - )2 - = 0; х - = ± ; х1 = 0,5; х2 = 4. Ответ: 0,5; 4.
6) Графический способ решения квадратных уравнений.
Если задана функция f (x) = ax2 + bx + c, то значения аргумента х, при которых функция обращается в нуль, называются нулями этой функции. Следовательно, корни уравнения ax2 + bx + c = 0 являются нулями функции f (x) = ax2 + bx + c.
Пример: решить графически уравнение х2 - 4х + 3 = 0.
Решение: f (x) = х2 - 4х + 3 = (х2 - 2 * 2х + 4) – 4 + 3 = (х – 2)2 – 1;
Х = 1, Х = 3 – точки пересечения графика функции f (x) = х2 - 4х + 3 с осью абсцисс, следовательно, Х = 1 и Х = 3 являются корнями данного квадратного уравнения.
Ответ: Х = 1, Х = 3.
7) Вывод формул для решения полных квадратных уравнений.
, где D = называется дискриминантом квадратного уравнения.Если D > 0, то уравнение имеет два корня;
если D = 0, то уравнение имеет один корень;
если D < 0, то уравнение не имеет корней.
Пример: решить уравнение 2х2 - 5х + 2 = 0.
D = , D = 9, D > 0 - уравнение имеет два корня.
, х = , х = 0,5; х = 2. Ответ: 0,5; 2.Любое полное квадратное уравнение можно привести к виду х2 + px + q = 0 делением обеих частей уравнения на а 0. Такое уравнение называется приведенным квадратным уравнением. Корни приведенного квадратного уравнения можно найти по формуле х = - ± - q , где а = 1, в = р, с = q.
Пример: решить уравнение 2х2 +8х - 42 = 0.
Разделим обе части уравнения на 2 и получим равносильное уравнение х2 + 4х - 21 = 0.
Используя формулу корней для приведенного квадратного уравнения, получим: х1 = - 7, х2 = 3.
8) Теорема Виета.
Если полное квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0 имеет действительные корни, то их сумма равна - , а произведение , т.е. х1 + х2 = - , х1 * х2 = .
Рефлексия: облако "тегов", которые необходимо дополнить.
- сегодня я узнал...
- было трудно…
- я понял, что…
- я научился…
- я смог…
- было интересно узнать, что…
- меня удивило…
- мне захотелось…