Повторительно-обобщающий урок по истории России XVIII века

Разделы: История и обществознание


Форма проведения: урок обобщения и систематизации знаний.

Технология: игра.

Формы организации познавательной деятельности: групповая (4 команды по 6 человек, жюри – 3 «сильных» учащихся).

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Россия в XVIII веке».

Задачи урока:

  • формирование навыка работы с исторической картой;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде;
  • формирование патриотических чувств к истории России;
  • развитие творческих способностей.

Структура урока:

1 тур игры – «Императоры и императрицы»

Командам дается задание на определение имени исторической личности (император или императрица) по портрету на слайдах. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1) Анна Иоанновна
2) Екатерина I
3) Елизавета Петровна
4) Петр I
5) Петр II

2 тур игры –  «Полководцы»

Определить по характеристике выдающегося полководца России XVIII в.  За каждый правильный ответ – 1 балл.

М.И. Кутузов

Этот человек был не только великим полководцем, но и выдающимся дипломатом. В период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. он отличился в битве при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. В бою под Алуштой (1774) был тяжело ранен в висок и правый глаз. Он участвовал при взятии Измаила. А.В. Суворов высоко оценил действия своего ученика: «Он дрался на левом фланге, но был моей правой рукой». Во время Отечественной войны 1812 года он командовал русской армией при Бородино.

А.В.Суворов

Выдающийся полководец. Его полководческий талант проявился в русско-турецких войнах при Екатерине II во второй половине XVIII вв. Он всегда подчеркивал исключительное значение высокого морального духа войск. Для него солдат был «чудо-богатырь», смелый, решительный, находчивый – главный созидатель побед. Широко известны крылатые слова полководца: «Тяжело в учении – легко в бою», «Русские прусских всегда бивали». Все сражения, в которых он участвовал, неизменно завершались победой русского оружия. Самое известное – взятие крепости Измаил в 1790 году.
Ф.Ф.Ушаков Замечательный флотоводец, командующий Черноморским флотом в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. В сражении под крепостью Очаков не пропустил турецкую эскадру к городу, блокировав ее как с суши, так и с моря.  В мае 1790 года прорвался в Синопскую гавань, где сжег значительную часть кораблей турок. В июле российский флот нанес поражение противнику в Керченском проливе, в августе у Гаджибея одержал победу над главными силами султанского флота.

А.Д. Меншиков

Этот человек являлся  самой влиятельной фигурой при дворе Петра I. Выходец из крестьянской семьи, торговавший пирожками, он стал вначале царским денщиком, а вскоре – одним из его ближайших соратников. В ходе Северной войны он отличился при взятии Нотебурга, а затем во время Полтавской битвы, в которой успешно руководил русской кавалерией и добился больших результатов. За эти сражения он был удостоен звания фельдмаршала, а позже стал генералиссимусом русской армии.

3 тур – «Карта-схема без проблемы»

Каждой команде дается контурная карта, на которой необходимо обозначить сражения Северной войны (не менее 3, например, 1700 – Нарва,1708 – битва у д. Лесной, 1709 – Полтавская битва, 1714 – м. Гангут, 1720 – о. Гренгам). 3 балла.

4 тур – «Культурная мозаика»

Определить по изображению на слайде произведения  искусства (название, автора, художественный стиль). За каждый правильный ответ – 3 балла.

  • Екатерининский дворец, Ф.Б.Растрелли, барокко
  • Дом Пашкова, В.И.Баженов, классицизм
  • Таврический дворец, И.Е.Старов, классицизм
  • Памятник Петру I, Э.Фальконе, классицизм
  • М.В.Ломоносов, Ф.Шубин, классицизм

 5 тур – «Синквейн»

Команда должна составить синквейн, посвященный победе России  в русско-турецких войнах 1768-74, 1787-91гг., и прокомментировать его.
За выполнение задания – 5 баллов.
За интересный синквейн и грамотный комментарий команда может получить дополнительно 1 балл.
Синквейн – это нерифмованное пятистрочие, составленное по строгим правилам:

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает предмет или объект, о котором идёт речь (тема синквейна).
  2. Вторая строка содержит два слова – чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного для синквейна предмета.
  3. Третья строка образуется тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия заданного предмета.
  4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, которая выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету.
  5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета.
1-я строка Кто? Что? 1 существительное или местоимение
2-я строка Какой? 2 прилагательных или причастия
3-я строка Что делает? 3 глагола или деепричастия
4-я строка Что авторы синквейна думают о теме? Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение
5-я строка Кто? Что? (новое звучание темы, её осмысление) 1 слово

По окончании игры подводятся общие итоги. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.