Форма проведения: урок обобщения и систематизации знаний.
Технология: игра.
Формы организации познавательной деятельности: групповая (4 команды по 6 человек, жюри – 3 «сильных» учащихся).
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Россия в XVIII веке».
Задачи урока:
- формирование навыка работы с исторической картой;
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде;
- формирование патриотических чувств к истории России;
- развитие творческих способностей.
Структура урока:
1 тур игры – «Императоры и императрицы»
Командам дается задание на определение имени исторической личности (император или императрица) по портрету на слайдах. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1) Анна Иоанновна
2) Екатерина I
3) Елизавета Петровна
4) Петр I
5) Петр II
2 тур игры – «Полководцы»
Определить по характеристике выдающегося полководца России XVIII в. За каждый правильный ответ – 1 балл.
М.И. Кутузов |
Этот человек был не только великим полководцем, но и выдающимся дипломатом. В период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. он отличился в битве при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле. В бою под Алуштой (1774) был тяжело ранен в висок и правый глаз. Он участвовал при взятии Измаила. А.В. Суворов высоко оценил действия своего ученика: «Он дрался на левом фланге, но был моей правой рукой». Во время Отечественной войны 1812 года он командовал русской армией при Бородино. |
А.В.Суворов |
Выдающийся полководец. Его полководческий талант проявился в русско-турецких войнах при Екатерине II во второй половине XVIII вв. Он всегда подчеркивал исключительное значение высокого морального духа войск. Для него солдат был «чудо-богатырь», смелый, решительный, находчивый – главный созидатель побед. Широко известны крылатые слова полководца: «Тяжело в учении – легко в бою», «Русские прусских всегда бивали». Все сражения, в которых он участвовал, неизменно завершались победой русского оружия. Самое известное – взятие крепости Измаил в 1790 году. |
Ф.Ф.Ушаков | Замечательный флотоводец, командующий Черноморским флотом в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. В сражении под крепостью Очаков не пропустил турецкую эскадру к городу, блокировав ее как с суши, так и с моря. В мае 1790 года прорвался в Синопскую гавань, где сжег значительную часть кораблей турок. В июле российский флот нанес поражение противнику в Керченском проливе, в августе у Гаджибея одержал победу над главными силами султанского флота. |
А.Д. Меншиков |
Этот человек являлся самой влиятельной фигурой при дворе Петра I. Выходец из крестьянской семьи, торговавший пирожками, он стал вначале царским денщиком, а вскоре – одним из его ближайших соратников. В ходе Северной войны он отличился при взятии Нотебурга, а затем во время Полтавской битвы, в которой успешно руководил русской кавалерией и добился больших результатов. За эти сражения он был удостоен звания фельдмаршала, а позже стал генералиссимусом русской армии. |
3 тур – «Карта-схема без проблемы»
Каждой команде дается контурная карта, на которой необходимо обозначить сражения Северной войны (не менее 3, например, 1700 – Нарва,1708 – битва у д. Лесной, 1709 – Полтавская битва, 1714 – м. Гангут, 1720 – о. Гренгам). 3 балла.
4 тур – «Культурная мозаика»
Определить по изображению на слайде произведения искусства (название, автора, художественный стиль). За каждый правильный ответ – 3 балла.
- Екатерининский дворец, Ф.Б.Растрелли, барокко
- Дом Пашкова, В.И.Баженов, классицизм
- Таврический дворец, И.Е.Старов, классицизм
- Памятник Петру I, Э.Фальконе, классицизм
- М.В.Ломоносов, Ф.Шубин, классицизм
5 тур – «Синквейн»
Команда должна составить синквейн, посвященный
победе России в русско-турецких войнах 1768-74,
1787-91гг., и прокомментировать его.
За выполнение задания – 5 баллов.
За интересный синквейн и грамотный комментарий
команда может получить дополнительно 1 балл.
Синквейн – это нерифмованное пятистрочие,
составленное по строгим правилам:
- Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает предмет или объект, о котором идёт речь (тема синквейна).
- Вторая строка содержит два слова – чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного для синквейна предмета.
- Третья строка образуется тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия заданного предмета.
- Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, которая выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету.
- В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета.
1-я строка | Кто? Что? | 1 существительное или местоимение |
2-я строка | Какой? | 2 прилагательных или причастия |
3-я строка | Что делает? | 3 глагола или деепричастия |
4-я строка | Что авторы синквейна думают о теме? | Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение |
5-я строка | Кто? Что? (новое звучание темы, её осмысление) | 1 слово |
По окончании игры подводятся общие итоги. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.