Цели:
- Развивать умение изменять имена существительные по числам, различать род, систематизировать имеющиеся знания об имени существительном.
- Развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, развивать познавательные и исследовательские навыки, творческое мышление.
- Создать условия для формирования личностных качеств: ответственность, коммуникативность.
Задачи:
- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой;
- повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
- формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование:
- Учебник Т.Г.Рамзаевой “Русский язык” М. “Дрофа” 2008г..
- “Поурочные планы по учебнику Т.Г.Рамзаевой” в 2-х ч. “Волгоград” 2006г.,
- Рабочие тетради,
- Презентация, компьютер, мультимедиа проектор, проекционный экран.
Тип урока: проблемный урок.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные Учебные Действия |
Организационный момент | 1. Психологическая готовность. Каждый
день, всегда, везде Массаж кистей рук. 2. Запись числа, классной работы. |
Дети хором читают стихотворение. Записывают в тетрадь. |
ЛУУД: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. |
Минутка чистописания | Букву для минутки чистописания вы
определите самостоятельно. С её помощью
образуются все слова на данной схеме. Для этого её надо поставить между буквой К и буквами на концах стрелок. - Какая это буква? Какие слова с её помощью можно образовать? - Значения каких слов вам не понятно? - Чем похожи данные слова? - Определите порядок написания букв и продолжите закономерность. ОоОооОоооО... |
Это буква О. С её помощью получились слова: кот, ком, кол, кон, кок, код. (Состоят из 3 букв, 3 звуков, 1 звук (к), 2 звук (о) |
ЛУУД: Формирование положительного
отношения к учебной деятельности. ПУУД: Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. |
Словарно- орфографическая работа |
- Вставьте пропущенные орфограммы в слова, запишите эти слова в тетрадь. - Сели правильно, заботимся о своём здоровье. - Проверка (открывается слайд- подсказка).(Дети комментируют каждое слово) - Сколько предметов обозначает слово? (Один предмет) - Запишите эти слова, чтобы они обозначали несколько предметов. - Какое слово вызвало затруднение? Сравните записанные слова. Чем они похожи? (Обозначают одинаковые предметы), а чем отличаются? (Обозначают разное количество предметов и имеют разные окончания) Так о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Какая тема урока? (Изменение имён существительных по числам) Какие цели ставим перед собой? 1. Развивать умение изменять существительные по числам. 2. Различать род. Отрезок знаний. |
|
ПУУД: Использование
знаково-символические средства, в том числе
модели и схемы для решения задач; осуществлять
синтез как составление целого из частей. РУУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. ПУУД: Строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи. КУУД: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения; формулировать собственное мнение. |
Гимнастика для глаз | “Рисуют” букву глазами в разных направлениях | ||
Актуализация | На доске слова:
Вывешиваются на доску слова: молоко, рог, деревня, пастух, сметана, Бурёнка, сено, доярка, травы, поле, телёнок. - Что вы можете сказать об этих словах? - Что такое имя существительное? -На какие 4 группы можно разделить имена существительные? (вывешивается табличка). |
Работа в группах. (Дети выбирают необходимые слова и объясняют свой выбор) - Это имена существительные. - Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? - Бурёнка - собственное имя существительное, остальные нарицательные. -травы - существительное во мн. ч., остальные в ед. ч. -Одушевлённые - пастух, доярка, телёнок и неодушевлённые -молоко, рог. деревня, сметана, сено, поле. |
КУУД: Учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве; формулировать собственное
мнение и позицию; договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности;
контролировать действия партнёра; использовать
речь для регуляции своего действия. ПУУД: Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда объектов |
Постановка проблемы Практическое задание на новый материал Побуждение к осознанию Побуждение к проблеме |
Теперь разделите эти существительные
на 4 группы и запишите их в три столбика. -Вы смогли выполнить задание? -Почему? В чём затруднение? -Какой возникает вопрос? (Слово травы во множественном числе, сначала ставили его в ед.число) |
-Нет. не смогли. -Нам не хватило знаний об имени существительном. -По какому признаку можно разделить имена существительные на 4 группы. |
РУУД: Оценивать правильность
выполнения действий на уровне адекватной
ретроспективной оценки. ПУУД: Осуществлять поиск необходимой информации; обобщать и осуществлять генерализацию и выведение общности или класса единичных объектов на основе выведения сущностной связи; использовать знаково-символические средства в том числе модели и схемы. |
Поиск решения Материал для выдвижения
гипотез Побуждение к гипотезам Проверка гипотезы Вывод |
- Итак, что нового вы узнали об имени
существительном?
Читаем правило в учебнике с .27 |
1. Существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, изменяются по родам, по числам. | ПУУД: Использование знаково-символических средств, схем. |
Какие цели ставили пред собой? Достигли их? |
|||
Физ. минутка | Учитель диктует слова: дождь, небо, книга, солнце, стол, малыши, яблоко, рябина, дети, труд, огурец, платье, школа, стулья | Если: м. р. -мальчики подпрыгивают; ж. р. - девочки приседают; с. р. - все хлопают в ладоши. мн.число- закрывают глаза |
РУУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Закрепление | 1. Работа по учебнику - упр.422 2. Фронтальная проверка. 3. Работа по учебнику упр.423 (Если успеем) - Какие цели ставили пред собой??? - Достигли их? |
Работа в паре. | |
Итог урока. Рефлексия. | - Покажите зелёную карточку, кому на
уроке было интересно, легко работать. - Что на ваш взгляд было особенно интересным - Какое задание вызвало затруднение? Отрезок знаний. - Продолжите фразу: Сегодня на уроке я понял, что... |
Работают с сигнальными карточками | ЛУУД: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание | 1. Упр.429 с.29 2. Кто желает, может изобразить на альбомном листе предметы, которые обозначают существительные какого-то одного рода. |