Класс: 5
Цель урока: познакомить учащихся с таким выразительным средством музыкального языка, как полифония, научиться отличать разновидности полифонии (канон, фуга). Приобщение к высокой духовной культуре, которая заложена в музыкальных произведениях, а также развитие навыков хорового пения и слушанья музыки.
Задачи урока: формировать универсальные учебные действия для 5 класса на основе ФГОС, таких как умение анализировать и обобщать, сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, представлять информацию в разных формах.
Методика урока: лекция с элементами опроса, вокально-хоровая работа.
Вспомогательный материал:
МУЗЫКА:
- РНП “Во поле береза стояла...”
- Ц.Франк “Прелюдия, хорал и фуга”
- И.С.Бах - Ш. Гуно “Аве Мария”
- В.Соловьев-Седой “Баллада о солдате”
ВИДЕО
- Презентация
- Фортепиано, орган, блок-флейта
ХОД УРОКА
Слайд № 1
Учитель: Приветствие с классом. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня мы с вами более подробно познакомимся с таким выразительным средством музыкального языка, как полифония.
Слайд № 2
Внимательно посмотрите на экран, перед вами написаны слова, которые имеют между собой что-то общее, что это?
Ученики: Во всех словах имеется одинаковая приставка -поли-.
Учитель: Правильно. Это не случайно. Приставка поли греческого происхождения и означает “много”. Теперь мы можем с вами сказать, что полифония – это средство музыкальной выразительности, где чего-то много.
Слайд № 3
Корень слова “фон” в переводе с греческого означает голос, звук. То есть, полифония – это многоголосие или многозвучие. Чтобы разобраться с вами, каким же образом разные голоса сочетаются друг с другом, звучат одновременно и не мешают развитию друг друга, я предлагаю вам обратиться к одной из самых известных русских народных песен. Сейчас я вам ее сыграю, а вы попробуете отгадать.
Исполнение мелодии на блок-флейте.
Учащиеся: Это РНП “Во поле береза стояла”
Слайд № 4
Учитель: Ребята, давайте с вами сейчас вспомним эту песню и споем ее, а я подыграю вам на блок-флейте. (спели) А сейчас мы с вами разделимся на три группы. Первая группа вступает раньше всех, затем (с начала песни) начинает петь вторая группа, а первая продолжает дальше, и, наконец, третья группа подключается ко всем со значительным опозданием и заканчивает песню позже остальных групп. ( вокально-хоровая работа)
Ребята, как вы думаете, похожи ли были ваши группы на три самостоятельных музыкальных голоса, которые звучали все вместе?
Учащиеся: Да, похожи. У нас получилась полифония, т.е. многоголосие.
Учитель: И не просто полифония, а разновидность полифонии, которая имеет свое название – канон.
Слайд № 5
Ребята, сейчас я вам сыграю небольшой отрывок музыкального произведения, внимательно послушайте и ответьте на вопрос, является ли эта музыка полифонической или в этом отрывке звучит только один голос?
Исполнение отрывка С.Франка “Прелюдия, хорал и фуга”
Учащиеся: Это полифоническое произведение, т.к. здесь мы слышим больше одного голоса.
Учитель: Давайте с вами определим, сколько же здесь голосов звучит одновременно? Может быть, кто-то думает, что это произведение написано в форме канона?
Учащиеся: Это точно не форма канона. Здесь звучит сразу три голоса.
Учитель: Действительно, никакого канона здесь мы с вами не услышали. В этом произведении каждый из трех голосов самостоятелен и ведет свою мелодическую линию. Это подобно разговору трех человек. (Представим ситуацию разговора мамы, папы и ребенка)
А теперь ребята я вам исполню другой отрывок музыкального произведения. Услышите ли вы здесь много голосов или нет?
(Исполнение И.С.Баха – Ш.Гуно “Аве Мария”)
Учащиеся: В этом произведении нет много голосов, здесь мы слышим один голос.
Учитель: Ребята, как вы думаете это главная мелодия музыкального произведения? Давайте, я вам немного помогу, сейчас я исполню этот отрывок еще раз, но сейчас я что-то добавлю.
Исполнение И.С.Баха-Ш.Гуно “Аве Мария” с пением основной мелодии.
Учащиеся: То, что Вы пели голосом, является основной мелодической линией, а то, что Вы играли, сопровождением или аккомпанементом.
Учитель: Как называется музыкальное произведение для голоса в сопровождении фортепиано, гитары или, в данный момент, органа?
Учащиеся: Романс.
Учитель: Молодцы, правильно.
Закрепление материала.
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с таким выразительным средством музыкального языка, как полифония - многоголосие и выяснили, что существует разновидность полифонии – канон.
Ребята, у нас осталось еще немного времени до конца урока и мне хотелось бы, чтобы мы посвятили его разучиванию песни, непростой песни, а военной. 9 мая наша страна будет праздновать 70-летие победы над фашистской Германией. В этот знаменательный день мы будем чествовать ветеранов, очевидцев тех страшных событий. А как вы думаете, благодаря кому мы выиграли эту войну? Кто каждый день жертвовал своей жизнью на передовой, кто первый шел в атаку на врага?
Учащиеся: Солдаты.
Учитель: Правильно. Песня так и называется “Баллада о солдате”.
Слайд № 6
Разучивание песни В.Соловьева-Седого “Баллада о солдате”
Список используемой литературы.
- Федотов В. А. Начало западноевропейской полифонии. Владивосток, 1985.
- Мартынов В. Казус Vita Nova. Москва. 2010.
- Издательский дом “Классика – XXI” – Как исполнять Баха. 2007.