Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: продолжить знакомство детей с лекарственными растениями, познакомить с можжевельником и его полезными свойствами.
Задачи:
- Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к лекарственным растениям.
- Формировать познавательные способности и представление о положительном воздействии растений на человека.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Занятие проводится на улице, рядом с клумбой лекарственных растений, можно проводить в группе, используя книгу о лекарственных растениях.
Воспитатель с детьми подходит к клумбе лекарственных растений «Зеленая аптека».
Воспитатель: Ребята, какие растения растут на этой клумбе?
Если дети называют конкретные растения, то воспитатель предлагает им объединить все названные растения одним словом.
Дети: Лекарственные.
Воспитатель: Верно, что означает слово «лекарственные»?
Дети: высказывают свои варианты ответов.
Воспитатель: Да, вы правы, это растения, которые обладают лечебными свойствами. Какие лекарственные растения вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: На земле растет много растений. Некоторые из них помогают нам от разных болезней, но их надо знать и уметь ими пользоваться.
Воспитатель показывает картинки с некоторыми лекарственными растениями, выставленные на магнитной доске.
Воспитатель: Кто знает, при ушибах какое растение может нам помочь?
Ответы детей. Показ на картинки подорожника.
Воспитатель: А ещё его можно использовать при простудах. Если у человека небольшая рана, какое растение поможет ему останавливает кровь?
Ответы детей. Показ картинки крапивы.
Воспитатель: Так же отвар из крапивы хорошо укрепляет волосы. Подскажите, пожалуйста, какое растение поможет нам при простуде?
Ответы детей. Показ картинки ромашки.
Воспитатель: Какое растение помогает убрать на теле бородавки?
Ответы детей. Показ картинки чистотела.
Воспитатель: Молодцы. Я предлагаю поиграть в игру «Найди свое растение». Для этого нужно объединиться в четыре команды так, чтобы вас было поровну.
Дети объединяются в команды.
Правила игры «Найди свое растение»
Детям предлагаются 4 картины с любыми лекарственными растениями (например: одуванчик, лопух, подорожник, ромашка). Каждой команде дается имя по названию растения. Команды встают рядом со своими картинками, образуя круг. По сигналу дети разбегаются. Затем ведущий говорит «раз, два, три, быстро к растению беги, свое растение найди». На слова «быстро к растению беги, свое растение найди» команды должны собраться у своего растения, и сделать круг. Побеждает та команда, где дети первым собрались у своего растения. Каждый раз картинки с растениями меняются местами. Можно играть 2-3 раза.
Воспитатель: Ребята, на нашей лекарственной клумбе обитает ещё одно лекарственное растение. Отгадайте загадку и найдите это растение на клумбе:
«Я не чудо-елочка,
Хоть растут иголочки.
Шишкоягоды на мне,
Хоть растут иголочки,
Шишкоягоды на мне,
Но не братик я сосне,
Не деревья ельника
Кустик – …?» (Можжевельника)
Дети находят можжевельник на клумбе.
Воспитатель: Чем отличается можжевельник от других растении?
Ответы детей.
Воспитатель приглашает всех детей на скамейку около куста можжевельника.
Воспитатель: Посмотрите, ветви можжевельника изогнуты, как будто в узлы завязаны. Поэтому и получил можжевельник свое имя. Можжа – на старорусском языке означает узел. У этого растения есть ещё одно название верес. Ветви растения покрыты короткими колючими иглами.
Воспитатель показывает ягоды можжевельника и предлагает детям рассмотреть их (можно предложить лупы).
Воспитатель: Ягоды можжевельника –
это на самом деле шишки, которые в зрелом
состоянии становятся черными. На одном растении
можно встретить зелёные – молодые и чёрные ягоды
одновременно.
Живет это растение долго около 600 лет.
Можжевельник помогает от многих болезней. Это
хорошее противовоспалительное,
противомикробное, болеутоляющее средство.
Можжевельник очень хорошо очищает воздух. Воздух
намного чище там, где посажен можжевельник. Одно
дерево можжевельника может очистить воздух на
всей территории нашего детского сада!
Дополнительные сведения:
- За сутки один гектар можжевельника испаряет почти 30 кг фитонцидов (этого достаточно, чтобы очистить атмосферу крупного города от болезнетворных организмов).
- В Древней Руси из коры можжевельника делали посуду. В такой посуде не прокисало молоко даже в жаркий день.
- Побеги можжевельника в сельской местности используют как своеобразную добавку к банным веникам и для «запаривания» (обеззараживания) кадушек и других деревянных ёмкостей для хранения фруктов, овощей и грибов.
Воспитатель: Можжевельник полезен не только для человека. Его шишкоягоды очень любят мыши, лисы, куропатки, снегири, дрозды. Давайте мы с вами поиграем в игру «Кто быстрее».
Правила игры «Кто быстрее»
Для этой игры понадобятся две команды. Дети
делятся на команды зверей и птиц, которые любят
шишкоягоды можжевельника. Это лисы – те дети, в
чьём имени чётное количество букв и мыши –
нечётное. Командам нужно собрать шишкоягоды в
корзинки.
Дети строятся в две команды. Недалеко от
команды находятся обручи с мячами по
количеству детей в командах, корзинки –
напротив. По сигналу один человек от команды
бежит к обручу, берёт мячик и несёт его в корзину,
убегает к команде. Затем следующий. Чья команда
быстрее соберет мячи-ягоды, те и победители.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужны ли правила для сбора лекарственных растений и ягод?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю каждой команде придумать несколько таких. На это даю вам 2 минуты.
Дети работают в командах выводя правила.
Воспитатель: Время вышло, чья команда будет первыми отвечать? Команды отвечают.
Если имеется возможность, то можно оформить выставку изделий, сделанных из древесины можжевельника.
Воспитатель: Ребята из древесины можжевельника делают разные предметы: посуду, домашнюю утварь, разные поделки, украшения. Я приглашаю на выставку «Чудо можжевельник».
Дети рассматривают экспонаты выставки.
Воспитатель: Вот какое замечательное это растение можжевельник. Чтобы другие ребята нашего детского сада узнали о том, где растет это удивительное растение, давайте нарисуем на асфальте около него эмблему можжевельника всей командой.
Деятельность детей в команде.
Рефлексия
Воспитатель: Расскажите, что вы изобразили на ваших эмблемах?
Дети рассказывают.
Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это природа.