“Любить, значит, прикасаться к тайне,
но прикасаться к тайне – не значит, постичь её”.
Платон
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся представлений о стадиях любви опираясь на химию процесса и произведения МХК.
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о стадиях любви;
- расширить представления учащихся о важности любви в жизни каждого человека и необходимости ответственного отношения к ней;
- помочь учащимся отрефлексировать и творчески переосмыслить имеющиеся представления о любви через групповую работу;
- познакомить учащихся с химией процесса любви;
- познакомить учащихся с произведениями МХК отображающими различные стадии любви;
- помочь учащимся выявить существующие в их сознании стереотипы, связанные с отношениями между мужчиной и женщиной;
- провести рефлексию, подойти к вопросу семьи, как апогея любовных отношений.
Средства обучения:
- Мультимедийный проектор, интерактивная доска “Star Board”;
- наглядный материал: презентация (программа Power Point);
- презентации и видеоролики творческих работ учащихся; раздаточный материал.
Тип урока (по дидактической цели): усвоение новых знаний.
В основе построения урока – интерактивные технологии обучения.
Продолжительность: два академических часа (1,5 часа).
Предварительная подготовка:
1. Поиск литературных произведений, посвященных любви.
2. Подбор музыкального сопровождения.
3. Подборка книг.
4. Создание презентации.
5. Оформление раздаточного материала.
6. Подборка видеороликов.
Урок проводится по окончании изучения химических свойств аминокислот.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный этап.
- Вступительное слово учителя: приветствие учащихся и организация внимания.
II. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний.
- Формулирование темы занятия учащимися и определение учебных задач. Что бы вы хотели узнать по данной теме? (учащиеся определяют задачи урока).
III. Изложение материала темы.
IV. Этап подведения итогов.
- Рефлексия.
Ход урока
1. Вступление
Приветствие.
Далее идёт показ небольшого видео, которое приоткроет нам тему сегодняшнего занятия.
Видео “Рай”. Слайд №1.
О чем был этот ролик? Ребята отвечают. Да, действительно! Человек покинув Эдемский сад почувствовал стыд и боль, и лишения, однако, наравне с этим он получил бесценный подарок, имя которому Любовь! Именно она помогает людям преодолевать трудности и ощутить радость в полной мере.
Люди живут ради любви.
Люди поют о любви.
Люди танцуют о любви.
Пишут о любви.
Убивают из-за любви.
И умирают из-за любви.
А сейчас давайте определим тему нашего урока. Как вы считаете, о чем сегодня мы будем с вами говорить?
Какая бывает любовь?
Отвечают. Записываем ответы на доске.
Слайд №2.
Что такое любовь?
Предлагаем учащимся назвать тему сегодняшнего урока.
Мы назвали наш урок — “Формула любви”.
Но где же рождается любовь и как она связана с человеческим организмом?
Слайд №3-4.
Головной мозг человека формировался на протяжении нескольких веков. Развитие мозга у эмбрионов начинается от задних отделов, в основном задействованных в работе органов чувств и движениях к передним, отвечающим за принятие решений, рассудочную деятельность и планирование. Самые древние/ первобытные его части спрятаны глубоко внутри, и именно они отвечают за любовь. Крошечный отдел, который занимает лишь 5 % от всего объема мозга, отвечает за абсолютно иррациональное в биологическом смысле чувство любви, а вместе с тем, является центром регуляции эндокринных функций, объединяет нервные и эндокринные регуляторные механизмы в общую нейроэндокринную систему. Именно этот отдел обеспечивает пылающие щеки, дрожание рук, биение сердца.....
Каждому человеку хочется любить и быть любимым.
Как вы думаете, любовь всегда одинаковая или она претерпевает изменения во времени?
Ответы.
Действительно, она разная! Как это не прискорбно звучит, любовь имеет свое начало и .. конец.
Но, все по порядку.
С чего начинается любовь? Ответы учащихся.
Верно! Первый взгляд, нежные прикосновения, ожидание встречи, радость, которая охватывает при виде любимого, при звуке его голоса, возможность “свернуть горы”, что бы быть рядом с возлюбленным.
Если говорить на сухом научном языке, то любовь можно разделить на стадии: (слайд №5)
- влюбленность
- страсть
- зрелое чувство
- остывание.
Итак, подробно рассмотрим первую стадию – влюбленность.
Учащимся задаётся вопрос: “Возможно ли прожить без любви?”, на который они дадут ответ после объяснения учителем 1 стадии любви.
Слайд №6.
Все влюбляются одинаково. В день, когда вы влюбляетесь, меняется вся ваша природа. Любовь возникает при определённом уровне гормонов адреналиновой группы – фенилэтиламин, дофамин, адреналин – это амфетамины. Сначала разбираем химический состав этих гормонов, отмечаем функциональные группы и прогнозируем физиологическую роль этих гормонов.Эти гормоны стресса и радости, они вызывают приподнятое настроение и
эйфорию. Фенилэтиламин – гормон, который вызывает эйфорию. Дофамин называют гормоном радости. Адреналин – гормон стресса. Норадреналин отвечает за состояние и поведение тела. Учащиеся отвечают, как ведут себя влюблённые.
• Сердце начинает биться учащенно и просто
готово выпрыгнуть из груди
• Вас бросает то в жар, то в холод, а ладони
начинают потеть
• По телу пробегают мурашки
• Наши зрачки непроизвольно расширяются
• Вас не покидает ощущение полета
• Все чувства обостряются
• У вас полностью пропадает аппетит
• Проходит простуда, мучавшая вас не одну
неделю
• Вам кажется, что вы все время немного пьяны
• У вас ощущение необычного подъема, вы можете
“свернуть горы”
• Вы не можете ни на чем сосредоточиться
• Вы перестаете ругаться и спорить с
окружающими, ощущая к ним необычную любовь
• Вам хочется петь, сходить с ума и вообще делать
что-то необычное
• Вы можете спать по несколько часов в сутки и
при этом не чувствовать усталости .
После этого учащиеся уже могут ответить на заданный им вопрос “Возможно ли прожить без любви?”. В общем, как вы уже поняли, далеко не всегда наши чувства и эмоции подвластны нашему разуму. Часто все происходит просто на химическом уровне.
Итак, первая стадия - стадия влюбленности. Психологи характеризуют это чувство, как временный эмоциональный всплеск, эйфорию.
Далее предлагаем учащимся посмотреть фрагмент из фильма “Вам и не снилось” (слайд №7). Комментарии.
А что же помогает нам почувствовать свой предмет обожания? Мы тянемся на запах...
Слайд №8.
Феромоны – вещества, обладающие тонким специфическим запахом.
Феромоны активны в чрезвычайно низких концентрациях.
В чем секрет феромонов? Эти вещества, попадая в воздух, воспринимаются чувствительными рецепторами органов обоняния, которые передают "возбуждающий" сигнал в кору больших полушарий (гипоталамус). Впервые эти вещества были обнаружены у животных. Даём понять детям, что именно феромоны “руководят” нашими первыми проявлениями интереса. И даже красивый, умный, успешный, обаятельный человек может не вызвать чувств из-за того, что Вам не подошли его феромоны.
Итак, вторая стадия – страсть.
Оказывается, что и влюбленность, и чувство страсти связаны с образованием принципиально разных веществ.
Слайд №9
Рассматриваем химическое строение гормонов 2 стадии любви, отмечаем функциональные группы, делаем вывод, что это вещества – пептиды. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам – характерные проявления страсти. Их вызывает, образующийся фенилэтиламин (ФЭН, содержащийся, кстати, и в шоколаде) и оказывающий возбуждающее действие. Обращает на себя внимание то, что проявления страсти очень напоминают реакцию человека на стресс. Этот самый ФЭН и заставляет наше сердце биться с такой сумасшедшей скоростью, ладони потеть, зрачки расширяться и на щеках появляется всем нам знакомый румянец. Любовь подавляет зону мозга, которая отвечает за распознавание негативных явлений, за критику.
Влюблённый ограничен... Он глупеет... Отличное настроение превращается в ужасное отчаяние без звонка или электронного сообщения. Кроме того, в результате страстного проявления чувств, в крови повышается уровень адреналина, который ускоряет биение сердца, обостряет все чувства и вызывает ощущение общего подъема. Не случайно влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом состоянии. Эти вещества, вырабатываемые по сигналу мозга и активизируют жизненные процессы. Главную скрипку здесь играет фенилэтиленамин или ФЭН. Именно он отвечает за большинство физических ощущений, сопровождающих страстное чувство. На второй стадии выделяется гормон эндорфин – гормон счастья, который по действию похож на опиаты. В период его выделения идёт блокировка центра головного мозга, отвечающего за боль, за критику, за негативные эмоции.
В общем, во время страсти наш организм начинает работать особенно активно. Именно этим и объясняется, почему влюбленные так редко болеют. Так что, кроме всего прочего, влюбленность еще и очень полезна для здоровья. Все эти вещества, вырабатываемые по сигналу мозга, оказывают стимулирующее действие на нервную систему, а, следовательно, активизируют жизненные процессы. Для эксперимента даём учащимся понюхать с закрытыми глазами вещества с разными запахами, мимикой ученики выражают своё отношение к запахам, и когда запахи приятные, это вызывает чувство удовольствия – выделяется эндорфин.
Слайд №10-11.
Далее учитель вместе с учащимися рассматривает картину “Не разделённая любовь”
(слайд №12). Идёт обсуждение картины.
Слайд №13. Окситоцин. Именно с этого гормона начинается любовь матери к ребёнку. В то же время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает окситоцин- вещество, повышающее чувствительность нервной системы, гормон привязанности, доверительный гормон. Человек, с повышенным уровнем окситацина более верен и большевызывает доверие окружающих. Если человек влюблён, он не может влюбиться в другого.Нужен только один! Это наиболее энергосберегающий способ сохранения рода. Влюблённый не может быть агрессивным, неверным по отношению к любимому, критика отсутствует полностью. А бывает ли любовь на всю жизнь? Показываем учащимся видеофрагмент “Долго...”.
Слайд №14.
Выводим учащихся на разговор о семье. Семья – это самое важное, что вытекает из любви. Но, как ни прискорбно, пребывание в состоянии влюбленности долгое время вредно для организма. Связано это с химическими свойствами амфетаминов. Эти ароматические азотосодержащие соединения, участвуя в процессах жизнедеятельности, вступают в реакции с кислородом, водой и другими веществами. Все эти реакции сопровождаются выделением в организм токсичных веществ, созданию щелочной среды и выделению аммиака и перекиси водорода.
Аммиак даже в небольших количествах токсичен для центральной нервной системы, постоянно продуцируясь в тканях, он поступает в кровь. И чем выше концентрация амфетаминов, тем больше токсинов выделяется. В результате влюбленный худеет, бледнеет, плохо спит, теряет аппетит и прочее. Правда, при этом общее самочувствие хорошее, а также повышен иммунитет. По данным медицинской статистики, влюбленные не болеют гриппом в период эпидемии. Высокий уровень амфетаминов не может сохраняться в организме вечно, что дает лишний аргумент в споре о недолговечности пылкой любви. Как и в случае с любыми тонизирующими веществами, организм привыкает к амфетаминам, и ему требуется все больше и больше этих веществ для создания особого любовного настроя. Через два-три года организм уже просто не в состоянии производить необходимое количество амфетаминов. И тогда даже шоколад оказывается не в состоянии что-либо изменить. Как только возникает нехватка соответствующих химических веществ, страстной любви приходит конец. Нередко он сопровождается и полным разрывом отношений. Вот в этот период и “раскрываются глаза”, влюблённые начинают замечать недостатки друг-друга, критиковать поступки друг друга... Состояние пылкой влюбленности длится в среднем 12-17 месяцев. Этого в принципе достаточно, чтобы добиться взаимности или получить окончательный отказ. Если бы огонь страсти пылал дольше, он просто сжигал бы нас дотла, что явно не входит в планы природы. Счастливые умирали бы от истощения, а отвергнутые – от невыносимых страданий. Эксперимент: люди переживают чужую любовь, когда смотрят фильм, читают книгу, слушают песню о любви. При этом так же повышается уровень дофамина.
Слайд №15 (третья и четвёртая стадии любви)
Третья стадия любви
Учитель химии:
В отличие от влюбленности зрелая любовь, соединяющая разум и чувства, представляет собой “ акт воли, она требует дисциплины и признает необходимость личностного роста”. Почему мы выбираем одного из многих? Предлагаем учащимся самим попытаться ответить на этот вопрос.“Живучесть” отношений во многом определяется скоростью их развития. Стоит ослепляющей страсти утихнуть – и мы вдруг обнаруживаем, что предмет нашего обожания не лишен недостатков. Почему он так быстро изменился? На самом деле он не менялся, просто в любовной горячке у нас не было ни времени, ни возможности разглядеть нашего избранника. Долгий период ухаживания позволяет двоим лучше узнать друг друга и хотя бы отчасти застраховаться от неприятных открытий. Объясняется это тем, что повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно. Его активная выработка длится до 4 – лет. Затем в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И, наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмерного возбуждения, и вырабатываются эндорфины (опиаты), наступает новая стадия отношений. Для организма в целом состояние влюбленности изнурительно, и долго пребывать в нем опасно. Начало выработки веществ этого класса говорит об угасании любовной лихорадки и переходе на новую, третью, стадию отношений. В общепринятом смысле это переход к стабильным, может быть, семейным отношениям, сопровождающимся ощущением внутреннего комфорта, радости, счастья. В отличие от первой и второй стадий, эта стадия лишена надрыва, нервного истощения, полна спокойствия и умиротворенности, что связано с присутствием гормонов радости – эндорфинов. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях, именно поэтому при потере возлюбленного многие испытывают не только душевную, но даже и физическую боль. Благодаря эндорфину – естественному болеутоляющему веществу – происходит постепенный переход от влюбленности и страсти к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющимся проявлением зрелой любви. При потере любви, человек испытывает даже физическую боль, т.к. резко снижается уровень эндорфина и активизируются те центры головного мозга, которые отвечают за физическую боль.
Слайд №16 (любовь долго терпит...) - видеоролик.
И переходим к разговору о семье.
Самые сильные чувства, как считают ученые, можно испытать лишь раз в жизни. Это, так называемая, “истинная любовь”.
4 стадия - гармония любви, воспитание чувств.
Эта стадия связана с угасанием выработки эндорфина. Если концентрация эндорфинов в крови постепенно снижается (вырабатывается мало этих веществ), то наступает переход в стадию угасания отношений. Трагедия многих союзов в том, что скорость этого процесса у разных организмов разная. Если у одного выработка эндорфинов закончена, а у другого еще нет, то начинаются трагедии несчастной любви и разбитых сердец. В этот момент необходимо помнить об ответственности влюбленных по отношению друг к другу. А есть люди (классические примеры – Дон Жуан, Казанова), у которых вообще нет перехода на стадию выработки эндорфинов.
Поговорить с учащимися об этом состоянии, к чему оно может приводить в поведении, в поступках.
Как же случается, что люди остаются вместе многие годы. Вернусь к нашему слайду о мозге. У людей, которые живут вместе более 20 лет, зона гипокампа активируется с определенной чистотой. Причина ее активности не совсем понятна, точнее совсем не понятна. Что является стимулирующим фактором? Пусковым механизмом?
Слайд №18 (отец Кирилл) – видеоролик.
Обсуждаем с учащимися, что браки на 1 и 2 стадиях менее прочные. Когда влюблённые переходят от состояния влюблённости и страсти к зрелому чувству, начинает работать в отношениях уже не химия, начинается работа над собой – уважение, понимание, сочувствие, общность интересов, ответственность, чувство долга и т.д. Поэтому, прежде, чем вступать в брак, надо хорошо узнать друг-друга.
Эксперимент: человеку были введены путём инъекции гормоны, отвечающие за состояние любви. Чувства любви это не вызвало. Следовательно, быть увлечённым одним человеком больше, чем другими – это больше, чем химия.
Предлагаем учащимся работу в парах. На столах – раздаточный материал. В папках напечатан текст Шах Джахан и Мумтаз. Учащимся предложено задание на 10 минут:
- ознакомиться с текстом, уметь кратко его пересказать.
- разделить текст по стадиям любви и доказать словами из текста.
- какие гормоны выделяются на каждой из стадий?
После 10-минутной работы обсуждаем с учащимися текст и ответы на вопросы по тексту.
Какой католический праздник посвящён семье?
Кто-то из учеников обязательно ответит – 14 февраля.
Слайд № 20. Видеоролик “День Святого Валентина”.
Учащиеся узнают, как возник этот праздник, кем был Святой Валентин. И ещё раз убеждаются, что любовь способна на многое.
В Русском эпосе есть замечательный день, посвященный семейной паре, святым Петру и Февронии. Показываем слайд №21. Кратко рассказываем о возникновение этого праздника 8 июля, демонстрируем его символ – РОМАШКУ (слайд 22). Ведём с учениками разговор, почему именно ромашка.
А теперь учащимся предлагается составить синквейн по тому чувству, которое они испытали на данном уроке (план построения синквейна прилагается в папке с раздаточным материалом).
После 3 минут этой работы заслушиваем замечательные ответы учащихся.
Ребята, сегодня мы рассмотрели тему “Формула любви”. Что нового вы для себя приобрели, присутствуя на занятии? Каково ваше психологическое состояние?
После рефлексии предлагаем учащимся домашнее задание (слайд 23). Это творческая работа в любой форме. Даём краткий комментарий каждой темы. На домашнее задание – 2 недели.
Завершая наше занятие, я хочу сказать, что для многих людей в глубине души каждый все – таки надеется, что любовь никогда не откроет всех своих тайн, и извечный спор о ее природе будет продолжаться. А пока другие спорят, вы любите и будьте любимы! Вы растёте, взрослеете и любовь будет расти и взрослеть вместе с вами.
Приложения
Интегрированный урок – по химии, искусству и биологии
Тема:____________________________________________
Стадии: _________________________________________
Название | Значение | Стадия |
Гипоталамус | ||
Адреналин | ||
Норадреналин | ||
2-фенилэтиламин | ||
Дофамин | ||
Феромоны | ||
Эндорфин | ||
Окситоцин | ||
Зрелое чувство |
Правила построения синквейна:
- 1 строка – главное слово
- 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
- 5 строка – одно слово, синоним главному (1 строка)