Цель. продолжать знакомить детей с народной игрушкой – матрешкой.
Задачи:
- Дать элементарные знания о истории создания матрёшки как народного промысла;
- Обогащать сенсорный опыт детей;
- Систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;
- Развивать познавательный интерес, поддерживать радость от узнавания нового;
- Развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать;
- Содействовать развитию творческих способностей детей;
- Воспитывать любовь к традициям
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: среднесрочный
Актуальность.
Дети перенасыщены самыми разнообразными современными играми и игрушками. А вот народных игрушек, таких как матрешки, волчки практически ни у кого нет. Дети порой не знают как, в них играть. Беседуя с родителями о том, в какие народные игры они играют с детьми дома, я выяснила – ни в какие. А так хотелось бы, чтобы дети, начиная с младшего дошкольного возраста, проявляли интерес к русской культуре, традициям, обычаям. Матрешка – русская красавица с милым лицом и задорной улыбкой. Она много лет покоряет сердца детей и взрослых, любителей народной игрушки и коллекционеров по всему миру. Матрешка – развивающая игрушка для детей. Это великолепный дидактический материал. Ее педагогической ценности может позавидовать любое современное пособие. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывать усидчивость. Матрешка не просто народная игрушка, хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры, как дымковская игрушка, жостовские подносы, хохлома, палех и гжель.
Продукт проектной деятельности:
- Аппликация “Нарядим матрешку” (коллективная работа);
- Нетрадиционное рисование “Украсим матрешке сарафан” (ватные палочки);
- Раскраски “Чудесные превращения”;
- Выставка рисунков “Матрешки”
Предполагаемый результат:
- Развитие познавательного интереса к народной игрушке – матрешке;
- Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер);
- Развитие творческих способностей
Участники проекта:
- Воспитатель: Милавкина Татьяна Викторовна
- Дети 2 младшей группы
- Родители
Презентация проекта:
- Выставка совместного творчества “Ай да, Матрешка!” (творчество родителей);
- Создание мини-музея “Русская Матрешка”;
- Мультимедийная презентация проекта (для педагогов)
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- Опрос родителей:
- знаете ли вы историю создания народной игрушки матрешки?
- есть ли у вас дома игры-забавы, матрешки?
- какие игры с матрешками вы знаете?
- играете ли вы с детьми в игры с матрешками?
- Подбор методической и художественной литературы по теме проекта;
- Подбор иллюстративного материала, картинок, фото с матрешками;
- Подбор интернет - ресурсов по теме проекта;
- Разработка плана по реализации проекта
2. Основной этап:
- Рассказ о народной игрушке матрешке;
- Рассматривание альбома “Такие разные матрешки”;
- Игры с игрушками матрешками;
- Игра – инсценировка “У матрешки – новоселье”;
- Рассматривание картины “Играем с матрешками”;
- Продуктивная деятельность: нетрадиционное рисование “Украсим матрешке сарафан”, аппликация “Нарядим матрешку” (коллективная работа);
- Раскраски “Матрешки”;
- Создание альбома для рассматривания “Народная игрушка - матрешка”;
- Организация мини-выставки “Ай да, Матрешка!”;
- Развивающая игра “Разрезные картинки” (матрешки);
- Разучивание стихов и песен, знакомство с загадками о матрешках;
- Конструирование “Дом”, “Мебель” для матрешек;
- Познавательно-исследовательская деятельность “Из чего сделана матрешка?”;
- Физминутки, динамические паузы “Матрешки”
Совместная деятельность детей и воспитателя
- Чтение стихов о матрешках;
- Разучивание и пение песенок о матрешках;
- Загадывание и отгадывание загадок о матрешках;
- Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов с матрешками;
- Развивающие игра “Разрезные картинки”;
- Познавательно-исследовательская деятельность “Из чего сделаны матрешки?”;
- Продуктивная деятельность (аппликация, рисование);
- Непосредственно-образовательная деятельность;
Самостоятельная деятельность детей
- Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов с матрешками;
- Самостоятельное художественное творчество (рисование, раскраски);
Совместная деятельность детей и родителей
- Чтение и разучивание стихов о матрешках;
- Загадки о матрешках;
- Совместное творчество детей и родителей по изготовлению матрешек для музея;
3. Заключительный этап:
- Оформление практического материала;
- Выставка творческих работ детей, родителей;
- Создание мини – музея “Русская матрешка”
Музей “Русская матрешка”
4. Игры с матрешками
- Учим открывать и закрывать матрешку.
- Ищем половинки.
- Учим вкладывать фигурки одну в другую.
- Учим разбирать матрешку.
5. “Матрешечный оркестр”.
Из матрешек можно сделать музыкальный инструмент и даже оркестр. Сначала нужно разобрать матрешку. Расставить все цилиндрики полой частью вниз, от маленького к большому. Получаются барабаны! Надо стучать по ним разными колпачками, палочками, обращая внимание ребенка на то, как в зависимости от размера барабана меняется извлекаемый из него звук. Можно выстукивать разные ритмические рисунки. Есть шанс развить у ребенка отличный слух и отменное чувство ритма.
6. “Баскетболисты”. Надо перевернуть барабанчики и они превратятся в корзины, в которые можно забрасывать либо маленький мячик, либо теннисный шарик. Эта игра развивает крупную моторику и координацию движений.
7. “Погремушки”.
Нужно насыпать в первую маленькую фигурку манную крупу, во вторую – гречку, в третью – горох, в четвертую – фасоль, а в пятую грецкий орех. У каждой матрешки свой голос – от тихого шуршания малютки до громкого клокотания мамаши. Эта игра дает детям возможность познакомиться с понятиями “тихо-громко”, “тише-громче”. Заодно дети выучат названия круп, узнают, какие зерна по цвету, размеру, как воспринимаются на ощупь и как по-разному поют. Эта игра на развитие различных ощущений легко превращается в игру на развитие речи. Когда ребенок устанет, можно предложить ему пересыпать крупы, например насыпать их в цилиндрики пальцами или ложечкой, пересыпать крупу из одной половинки в другую. “Сыпучие игры” детям очень нравятся, к тому же пальчики их работают, а значит, развивается речь.
8. “Угадай, что где лежит?”
Нужно взять две матрешки одного размера и положить внутрь разные предметы, например, скрепку и монетку. Сначала внимательно послушать, какие у них разные “голоса”, а потом попросить ребенка на слух определить, где что лежит.
9. “Где больше?”
Эта игра подойдет для детей, которые умеют считать хотя бы до 3-5. Нужно положить в одну фигурку две финиковые косточки, а в другую – пять и предложить “услышать”, где больше.
10. “Прятки”.
Надо приготовить мелкие предметы, затем дать ребенку возможность в течение недолгого времени посмотреть на них. Затем на его глазах положить по одному предмету в разные матрешки. Спустя некоторое время (матрешки играют в прятки, водят хоровод) предложить ребенку вспомнить, что в какой фигурке лежит. Начинать игру лучше с двумя – тремя предметами. Как только игра станет простой для ребенка, можно увеличить количество предметов.