Диалектическое занятие "Кот в сапогах"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


1–2 слайд.

Цель:

- Формирование представлений о сохранении объекта при внесении изменений в него.

- Развитие диалектического мыслительного действия – объединение, опосредствование.

- Развитие умение выделять противоположности и использовать их для анализа.

Материалы:

- Рисунок школьника “Кот в сапогах”

- Карточки с условными обозначениями

- “Кот в сапогах” в виде хаотичного пазла

- Карточки с иллюзиями восприятия

- Иллюстрация работы Эшера “Абсолют”

- Геометрические шаблоны

Предварительная работа:

- знакомство детей со средствами композиции

Ход занятия

Психогимнастика: дети стоят напротив педагога-психолога. Слова взрослого: “Посмотрите направо, здесь много игрушек, мячиков..., мы знаем эти игрушки. Они нас любят, и мы их любим. Они отдают нам свою любовь (развести руки в стороны и обнять себя). Посмотрите налево, здесь стоят.... И они нас любят и отдают нам свою любовь (развести руки в стороны и обнять себя). Вот сколько у нас любви. А теперь посмотрите вверх, потолок защищает нас от непогоды, зла. Он тоже нас любит и дарит нам добро. Возьмем его любовь себе. Посмотрите вниз, под ногами у нас лежит ковер, сколько раз мы по нему бегали, прыгали, кувыркались. И его любовь мы берем себе (наклонившись вниз, развести руки в стороны и обнять себя). Вот сколько у нас любви. Мы сама любовь. Я тоже вас люблю и отдаю вам свою любовь(педагог разводит руки в стороны, дети принимают любовь). Вся любовь у нас здесь (сложить руки тюльпаном). А теперь покрепче сложите руки (с силой надавить одной ладонью на другую, держа их вертикально). У нас столько много любви, что она просится на свободу, отпустим ее (руки резко вверх, раскрыть ладони). Вся комната наполнилась любовью, мы любовь и добро (психогимнастика сопровождается спокойной мелодией).

3 слайд.

Проблемная ситуация № 1:

- В.: Мы с вами уже знаем множество картин и авторов. Много произведений рассматривали, анализировали, сравнивали, выделяя сходства и различия. Какие же понятия мы использовали при сравнении?

- Р.: Яркая и пастельная, светлая и темная, большая и маленькая...

- В.: Какие картины бывают по формату?

- Р.: Вытянутые сверху - вниз или слева - направо.

- В.: Правильно: вертикальные и горизонтальные.

- В.: А по наличию планов в картине?

- Р.: Много планов и один план.

- В.: Правильно, многоплановые и одноплановые.

- В.: Как называются картины, в которых правая и левая половины уравновешены и неуравновешенны?

- Р.: Симметричные и ассиметричные.

- В.: Как называются полотна, которые ограничены по краям предметами, фигурами людей и не ограничены ими?

- Р.: Замкнутые и открытые.

- В.: Есть произведения, где главные герои совпадают с центром полотна и смещены от центра.

- В.: В каких цветах может быть выполнена картина?

- Р.: Красный, белый, синий...

- В.: Цветные – хроматические, не цветные – ахроматические.

- В.: Давайте поиграем и сочиним условные обозначения для всех этих понятий.

(Педагог просит детей достать карточки с вариантами условных обозначений и сопоставить их с известными им понятиями).

4 слайд.

- В.: Итак, любую картину мы теперь можем зашифровать с помощью придуманных знаков.

(Педагог показывает детям рисунок школьника к сказке “Кот в сапогах” - <Рисунок1>) и предлагает проанализировать его с помощью знаков. Детям раздаются знаки, и они индивидуально выбирают нужные. В результате схема выглядит так:

Рис. 1

- В.: Обратите внимание, что мы для сравнения использовали противоположные понятия. Можно ли изменить этот рисунок?

- Р.: Да.

- В.: Давайте, пользуясь значками, изменим работу. Что для этого надо сделать?

- Р.: Дорисовать, обрезать, изменить цвет...

(Педагог демонстрирует один из названных ответов) – (<Рисунок2>)

Рис. 2

- В.: Мы только что изменили рисунок, значит ли это, что это уже другой рисунок (психолог подводит к противоположным ответам)?

- Р. 1: Тот же самый, потому что есть и кот, и барышня...

- В.: Но схема-то другая!

- Р. 2: Нет, раз схема другая, значит и рисунок другой.

- В.: Но ведь название рисунка не изменилось, и персонажи остались прежними!

(дети разделяются во мнении и педагог подводит их к тому, что и та и другая точка зрения имеют право на существование).

5 слайд.

Проблемная ситуация № 2:

Педагог показывает рисунок, собранный из частей прежнего только в хаотичном порядке (<Рисунок3>).

Рис. 3

- В.: Это тот же самый рисунок?

- Р. 1: Да, он такой же, только его, как будто, разрезали на кусочки и неправильно собрали.

- Р. 2: Нет, это другой рисунок, потому что даже не видно ни одного целого героя.

(Педагог подводит итог так же, как в первый раз)

Проблемная ситуация № 3:

- В.: Есть такие противоположности как предмет и фон. Может ли предмет одновременно являться и тем и другим. Вспомним картины известных художников?

- Р.: Нет, фон - это фон, а предмет – это предмет.

- В.: Существуют рисунки, картины, которые изначально содержат противоположности. И здесь нам ничего не придется делать, кроме того, как внимательно смотреть.

6 слайд.

Проблемная ситуация № 4:

- В: Такие удивительные превращения есть в картинах художников, например у Эшера (<Рисунок4>).

Рис. 4

После рассмотрения картины, педагог подводит к тому, что можно воспринимать ее как белых Ангелов на черном фоне или как черных чертей на белом.

Далее педагог дает задание из предложенного материала (белый (или цветной) круг диаметром 5 см.; черный (или цветной) обод с отверстием диаметром 5 см.; квадраты, овалы, многоугольники – по аналогии) составить противоречивые картинки.

Проблемная ситуация № 5:

“Последовательные картинки” - детям присваивается своя картинка, и они в соответствии с ней последовательно встают друг за другом. Затем составляется рассказ по картинкам. Далее психолог просит детей составить еще одну историю, изменив порядок следования картинок (таким образом получаются 2 разных рассказа по одному набору карточек) (<Рисунок5>, <Рисунок6>)

Рис. 5

Рис. 6

- Р.: В человеке могут существовать противоположные чувства, вы же недавно говорили об этом.

- В.: Верно, к каждому чувству можно подобрать противоположное?

- В.: Напомните мне эти пары противоположностей?

- Р.: покой – тревога; дружба и вражда; радость и грусть.

- В.: Как нам придумать ситуацию, при которой радость и грусть могут существовать одновременно?

- Р.: Например, когда мой старший брат покидал школу, он и грустил, т.к. уходит от учителей, и радовался – т.к. он хочет стать, как наш папа юристом и ему надо скорей поступить куда-то, но я не помню куда.

- В.: В институт?

- Р.: Точно.

- В.: Какое слово нам придумать, чтобы оно показывало способность человека, и грустить и радоваться?

- Р.: Переживающий.

- В.: Или чувствительный, эмоциональный, впечатлительный.

- В.: Давайте вспомним, о каких превращениях мы успели сегодня поговорить? (педагог подводит к тому, что не все так однозначно, как казалось раньше).

Рефлексия.

Занятие “Кот в сапогах” - диалектическое, развивающее такие мыслительные действия, как объединение, опосредствование. В процессе занятия дети решают “задачи” (проблемные ситуации), требующие умение выделять противоположности и использовать их для анализа, сопоставлять представления о сохранении объекта при внесении изменений в него.

В процессе занятия личность включается в процесс смыслопорождения, учится находить новое в уже знакомом, только поднятом на более высокий диалектический уровень.

Все задания наглядно сопровождаются, схематизируются; анализируются с участием большей части подготовительной группы дошкольников.

Педагог применяет не только отдельные рисунки, схемы, предметные изображения, но и иллюстрации известного голландского художника – графика Маурица К. Эшера. Его чарующие литографии очень художественно точно показывают противоположности, совмещающиеся в одном и том же объекте (объект одновременно является и фоном и фигурой). Это усиливает такие психические процессы как восприятие и мышление, т.к. глаз воспринимает, а мозг осмысливает увиденное. Дошкольники учатся понимать, что не все однозначно и выводы надо делать, хорошо проанализировав все возможности.

Занятие развивает творческое мышление, потому что направлено на получение нового знания, а именно оно рождает новообразования в самой познавательной деятельности. Это можно было бы назвать “интеллектуальной новизной”. Все это очень значимо для дошкольника, т.к. чем больше усилий было потрачено на то, чтобы найти и применить на практике новый способ решения задачи, проблемной ситуации, тем вероятнее обращение к нему в будущем. Психологические затраты на обнаружение некоторого нового способа решения пропорциональны стремлению использовать его как можно чаще.

Занятие рождает чувство успеха, т.к. дети сами, умело направляемые педагогом, решают сложные задачи. Интеллектуальные способности человека, как правило, страдают от частых неудач, и боязнь очередной неудачи начинает автоматически возникать при встрече с новой задачей. Оно порождает защитные реакции, которые мешают творческому мышлению. А чувство успеха для усиления интеллектуальных потенций дошкольников столь же необходимо, как и ощущение правильности какого-либо движения для его усвоения.

Кроме того, дети учатся думать, высказывать свои собственные суждения, а это не дает возникнуть конформизму, т.е. стремлению быть похожими на других. Занятие разрушает тягу к “похожести”, а значит, устраняет препятствие на пути к развитию творческого мышления.

В процессе занятия совершенствуется дивергентное продуктивное мышление, служащее средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.

Занятие построено на сложных художественных терминах - симметрия, ахроматические цвета... Оно подразумевает серьезную предварительную работу по ИЗО, которая и была произведена, т.к. планировалась педагогом в соответствии с годовым планом (я являюсь и психологом и педагогом по ИЗО). Поэтому занятие плавно влилось в общую канву работы с детьми и послужило отправной точкой, которая соединила старое и вывила на новое знание.

К занятию был проявлен повышенный интерес, дети просили принести и другие удивительные работы Эшера.

Кроме того, сами дети “развернули” урок в плоскость существования противоположных чувств. Это было ожидаемо, т.к. на психологических развивающих занятиях дети проходят многие чувства “в паре” (печаль-радость, доброта – злоба...). Новое в данном случае не знание противоположных чувств, ребята их и раньше знали, а в умении придумать ситуацию, при которой обе противоположности существуют одновременно (действие опосредствования).