Цель: создание условий для обогащения представлений детей о нравственности, на примере русской народной и хакасской сказки.
Задачи:
- создать условия для развития умения сравнивать сюжеты сказок разных народов;
- создать условия для развития умения выстаивать связные предложения по серии карточек-схем;
- создать условия для выражения своих мыслей, фантазий;
- создать условия для создания комфортной среды между детьми.
- способствовать к развитию у детей моральных качеств.
Материал и оборудование: сундук, игрушка лисы, конверты, карточки-схемы (карточки Проппа), мольберты.
Предварительная работа: чтение русской сказки «Сказка про хитрую лисичку», чтение хакасской сказки «Лиса и колонки»
Ход организованной образовательной деятельности
Организационный момент
Игра «Доброе животное»
Дети встают в круг и берутся за руки.
Воспитатель говорит тихим голосом: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!» Вдох – все делают шаг вперёд, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьётся доброе сердце. Стук – шаг вперёд, стук – шаг назад».
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Когда я шла в детский сад по дороге нашла сундук. Я открыла его, и заглянула, в нём пряталось какое-то животное. А вот какое, давайте узнаем.
Дидактическая игра «Да – нет»
(дети задают вопросы)
(открываем сундук, в нём находится игрушка
лисы)
Поисковый этап
Воспитатель: Ребята, посмотрите, лиса пряталась в сундуке не одна. У лисы для нас есть конверты. Что изображено на конвертах? (русский и хакасский узор) Помните мы с вами знакомились со сказками: русской народной сказкой «Сказка про хитрую лисичку» и хакасской народной сказкой «Лиса и Колонки». Сегодня мы попробуем с вами составить эти сказки, а помогут нам в этом эти карточки, которые лежат в конвертах (выкладываем карточки на столы). Одна команда составляет русскую народную сказку, другая команда хакасскую народную сказку. Сюжет сказки выстраиваете по порядку, последовательно. Карточки – это ваши помощники для составления сказок (составляют сказки).
Воспитатель: Когда вы составите карточки, прикрепите их по порядку на мольберты. Договоритесь между собой, кто будет рассказывать начало, середину, и концовки сказки (рассказывают сказки, опираясь на карточки – схемы).
Вопросы по сказкам:
– Чем отличаются эти сказки? (Одна сказка
русская народная, другая сказка – хакасская)
– Чем похожи эти сказки? (В этих сказках
отрицательный герой – лиса)
– Какая лиса по характеру в этих сказках? (Хитрая,
коварная, плутовка, всех обманывает)
– Как вы думаете, почему лиса, так себя ведёт? (Никто
не дарил ей подарков)
– Почему так происходит?
Вывод: если нас захотели позвать в гости и подарить подарки мы должны быть честными, справедливыми и искренними.
Практический этап
Воспитатель: Представьте, что в этих сказках всё было не так. Лиса была честной, доброй, справедливой. Как тогда изменятся сказки? (Лиса будет всем помогать, спасать от злодеев) Если лиса станет доброй, искренней, отзывчивой, то в сказке должен появится отрицательный герой (дети придумывают сказки на новый лад при помощи карточек – схем)
Рефлексивно–оценочный этап
(дети встают в круг)
Игра «Закончи фразу»
– Если лиса добрая, то…
– Если лиса честная, то …
– Если лиса отзывчивая, то …
– Если лиса, гостеприимная, то…
– Если лиса справедливая, то…
– Если человек честный, справедливый, добрый,
то…
– Вам понравилось сочинять сказки при помощи
карточек?
– Что было для вас самым трудным, самым
интересным?