Развивающие игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Математическая подготовка детей дошкольного возраста имеет исключительно практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.
В настоящее время определены основные пути и направления работы с дошкольниками. В этой педагогической системе важную роль занимает математическая подготовка.

Исследования А. М. Леушиной, А. С. Метлиной, Т. В. Тарунтаевой, А. А. Столяра, Е. И. Тихеевой и др. показывают, что поэтапное формирование математических знаний в дошкольном возрасте оказывает большое воздействие на различные стороны психической деятельности детей, содействует развитию восприятия и мышления,  следовательно, всей познавательной деятельности в целом. Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Одна из причин – потеря интереса к учению, к самому предмету-математике. Это можно объяснить неадекватностью методов обучения интересам детей  в дошкольном возрасте.

Работая с дошкольниками, Е.И.Тихеева внесла много нового в разработку методов обучения детей, составленные ею игры-занятия сочетали в себе слово, действие и наглядность. По ее мнению, дети до семи лет должны учиться считать в процессе игры и повседневной жизни. Игру как метод обучения Е.И.Тихеева предлагала вводить по мере того, как то, или другое числовое представление уже «извлечено детьми из самой жизни».

А.А.Столяр считает, что одним из факторов развития элементарных математических представлений у дошкольников является игра,  прежде всего развивающая. В процессе игры, дошкольники складывают, считают,  вычитают, более того, решают разного рода логические задачи, которые формируют  логические операции. Развивающие игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.
 
Развивающие игры имеют целью – развитие ребенка. Для этих игр характерны следующие особенности. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, рисунка, чертежа, инструкции и т. п., таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.

Развивающая  игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Так же  игра выступает как средством всестороннего воспитания личности ребенка. Содержание игр формирует у детей правильное отношение к  явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о стране, в которой живет и др. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Развивающие игры – интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
И вот среди многообразия творческих подходов, игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, самобытная, творческая очень добрая группа игр – развивающие игры авторов: В.В. Воскобовича, Б.П.Никитина, А.А.Столяра.

Основные принципы игр В.В.Воскобовича – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.
Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки»'

Очень интересная система развивающих игр создана новаторам Борисом Павловичем Никитиным. Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Они обладают большой степенью вариабельности, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра, по словам автора, предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка.

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Игры обладают характерными особенностями: каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Задачи расположены  в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).

А.А.Столяр, известный методист по проблемам развития логического мышления школьников, с именем которого связывают создание теории единого подхода к обучению математике, а также становление методики преподавания математики как научной дисциплины. Он разработал для детей старшего дошкольного возраста книгу «Давайте поиграем», в книге имеются игры, моделирующие важные понятия не только математики, но и информатики (алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, и др). В книге представлены игры для детей пяти, шести лет, игры насыщены логическим и математическим содержанием. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур  мышления и математических представлений. Эти игры в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики. Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Таким образом, развивающие игры как средство формирования элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста, являются неотъемлемой частью учебной деятельности. Они способствуют развитию интеллектуальных, творческих и математических способностей ребенка, а также являются средством воспитания, как для ребенка, так и для взрослого. Большое внимание уделяют формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение),  смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний, которое постигается через игру. Работу над данной проблемой в старшей группе эффективнее проводить на занятиях по математике и по познанию окружающего мира с применением наглядного материала и  создания  игровых ситуаций, побуждающих детей использовать знания и  умения в практической деятельности.