Цель: Создать условия для закрепления детьми основных эмоций человека (радость, страх, гнев, грусть).
Задачи:
- Способствовать развитию умения передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
- Способствовать развитию умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них;
- Создать условия развития творческих способностей детей;
- Создать условия для формирования основ саморегуляции.
Материал к оборудованию: сундук зеркала по количеству детей, картинки с изображением домовых (радость, грусть, страх, гнев), нарисованные геометрические фигуры на каждого ребенка, цветные карандаши, текст сказки.
Словарная работа: дремлют в укромных уголках, брови насупит, шерстка дыбом становится, ушки на макушке.
Ход организованной образовательной деятельности
Организационный момент
Доброе утро, ребята! Я очень рада вас видеть. Поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит слева от меня, дотронусь до его ладошек, назову его ласково по имени и скажу, что очень рада его видеть. Он повернется к своему соседу слева и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа.
Молодцы! Вот мы и поприветствовали друг друга. Будем стараться называть друг друга ласково как можно чаще.
Основная часть.
Сегодня нас с вами ждут волшебные сказки, увлекательные игры и еще много чего интересного. Итак, начнем наше увлекательное путешествие в мир сказочных историй.
Внимание? Внимание!
Дорогие ребятишки,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу
Да и сказку расскажу
Сказка не простая
Интересная такая (в это время педагог выдвигает “волшебный” сундук).
А вот и первое чудо. Это, ребята, не просто сундучок, а сундук сказок и чудес. А кто знает, что в нем может лежать? Хотите узнать, что в нем лежит? (воспитатель заглядывает в сундук) А в нем лежит сказка. Итак, сядьте по удобней и слушайте.
“Вы знаете, что в каждом доме живут домовые? Днем они тихо дремлют в укромных уголках, а вечером они вылезают, зажигают свечку и садятся вокруг нее.
И тогда домовые начинают свои тихие разговоры. Они очень любят поговорить, Особенно им интересно рассказывать разные истории, которые случаются с домовыми. Они просто мечтают, чтобы им кто-нибудь что-нибудь о них рассказал.
Причем все наши домовые — абсолютно разные, как и мы с вами. Один любит веселые истории, любит прыгнуть на ладошку и ждет, блестя глазами, когда с ним поделятся радостью! А вот его приятель больше любит истории грустные. Прижмется пушистым бочком, слушает и очень-очень рассказчику сочувствует, а иногда может даже и всплакнуть. Третьему домовому нравятся истории сердитые, Брови насупит, кулачки сожмет и слушает, затаив дыхание, историю, в которой есть какой-нибудь злодей или обидчик. Сердится, сопереживает! Четвертый домовой предпочитает истории страшные. Пряниками не корми — дай послушать и испугаться! Только ушки мелко дрожат, да шерстка дыбом становится.
Так незаметно проходит вечер домовых. После необычных историй каждый домовой принимается за работу: кто-то примется за уборку, приберет разбросанные игрушки, кто - то приласкает кошку и покажет, где прячется мышка, а кто - то наведет порядок в холодильнике. Для каждого найдется работа!
Под утро, уставшие от работы домовые, укладываются спать в свои темные уютные уголки, чтобы отдохнуть и набраться сил на следующую ночь.
Тишина! У домовых глазки закрыты, а ушки на макушке - ждут интересных истории.
Сказка про домового.
“Жил на свете старый домовой, Он был настолько стар, что почти ничего не видел, не слышал и очень медленно передвигался. Все валилось у него из рук. Домовой сильно переживал и часто плакал, сидя в уголке.
Хозяин очень сильно злился, когда находил свой молоток в кастрюле, а гвозди в суповой тарелке. Хозяйка трясла кулаками и громко кричала, когда находила чистое белье вместе с грязной посудой в миске, в которой заводила тесто, Однажды они так рассердились, что веником выгнали домового из дома на ночь глядя.
Попал домовой в темный лес. Бредет по тропинке, трясется от страха. Деревья громко скрипят, и гнут ветки под напором ветра (дети машут руками и наклоняются в разные стороны). Перекликаются филины “У-уу-уу” (дети ухают). Завыли волки “Уууууууууу” (дети воют). У домового зуб на зуб не попадает от страха.
Но вот встало солнышко, заиграла в листве деревьев своими лучами. Домовой вышел из леса, и вдруг увидел избушку. Медленно побрел он к избушке. И тут навстречу ему выбежала детвора стали гладить, обнимать, улыбаться ему. И домовенок засмеялся, радостно запрыгал. Солнышко смеялось вместе с детьми и домовенком”.
Беседа по сказке.
- Интересная сказка? Чем она вам понравилась?
- Ребята, о ком была эта сказка?
Что домовые делают днем, вечером, ночью?
А давайте мы вместе подумаем и скажем, от каких историй могли домовые грустить, веселиться, сердиться и даже бояться?
А в нашем сундучке - чудес еще что - то есть. Посмотрите, да ведь это зеркала! Домовые, наверное, специально положили в коробку зеркала для того, чтобы вы ребята, посмотрели в них и увидели, какие вы бываете сердитыми, веселыми, грустными и когда мы чего - нибудь боимся.
Давайте возьмем зеркала и посмотрим в них, какие мы с вами хорошенькие. Погладим себя по голове, поправим прическу.
- Посмотрите, какого домового я показываю? (Злого: брови насупит, кулачки сожмет). Предлагаю посмотреть в свои зеркала и показать, как мы можем злиться. Посмотрите друг на друга. Вот какие вы бываете, когда вы злитесь! Нравитесь сами себе?
- А это какой домовой? (Грустный, печальный: сочувствует, а иногда может даже, и всплакнуть).
А теперь мы попробуем с вами погрустить. Отчего нам бывает грустно? (дети изображают печальный вид. Уголки рта опущены).
- А у этого домового, какое настроение? Интересно, у вас часто бывает хорошее настроение? Любите смеяться от души и радоваться, правда? (дети изображают веселое настроение)
- Как вы думаете, какие истории любит слушать этот домовой? (Страшные, он любит бояться: только ушки мелко дрожат, да шерстка дыбом становится) А вы ребята, чего больше всего боитесь? (Высказывания детей). Давайте представим, что мы увидели что-то страшное! (работа с зеркалами: страх). Рот немного приоткрыт, глаза широко открыты, брови приподняты)
Хорошо, а сейчас сложим зеркала обратно в сундучок чудес и продолжим наше путешествие. Но на этом чудеса еще не заканчиваются, Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, А что это лежит в нашем сундучке? (ответы детей) Правильно, это, геометрические фигуры, но они не простые, а заколдованные. Вам нужно превратить их в лица домовых с помощью волшебных карандашей, которые лежат на столе. Подумайте, каких домовых вам больше всего хочется нарисовать.
Упражнение “Дорисуй предмет”
Детям предлагается дорисовать две геометрические фигуры (овал и квадрат) и сказать, что это или кто это и какой (грустный, веселый, т.д.). Объяснить, почему.
Заключительная часть.
Посмотрите ребята в нашей коробке чудес что - нибудь осталось? Но вы не расстраивайтесь, потому что этот сундучок волшебный и в нем? я думаю, еще много чего интересного! Но сейчас я предлагаю закрыть сундучок для того, чтобы домовые в нем выспались и набрались сил на вечер.
Слышится звук ручейка.
Воспитатель: Вы слышали журчание ручейка? Это ручеек радости. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и представим; как чистый ручеек течет по нашему кругу. Поделимся своей улыбкой друг другу. Как здорово: все получили улыбку и хорошее настроение.
Ребята, мне очень хочется, чтобы у вас всегда было радостное, веселое настроение, чтобы вы никогда не грустили и ничего не боялись, а удивлялись только хорошему и доброму.