Одной из задач развития старшеклассников является жизненное, профессиональное и личностное самоопределение.
Игра “Перспектива” наглядно демонстрирует причинно-следственные связи между осуществляемым выбором, принимаемыми решениями и их последствиями, а, следовательно, убеждает участников ответственно отнестись к выбору жизненной стратегии, показывает возможность и необходимость планирования своего будущего, позволяет увидеть, какие у старшеклассников возникают трудности в связи с профессиональным самоопределением и согласованностью жизненных устремлений. Она даёт педагогу-психологу и классному руководителю диагностический материал для дальнейшей индивидуальной или групповой профессиональной ориентации учащихся.
Цель игры – создание условий для определения профессионального и личностного выбора, осознания своего будущего и взаимосвязи различных жизненных этапов и событий.
Задачи игры:
- Содействовать планированию своего ближайшего и отдалённого будущего.
- Способствовать формированию позитивного отношения к своему будущему,
- Способствовать развитию учебной и профессиональной мотивации.
Вид игры – проектная профориентационная игра-выбор.
Тип сюжета – реальный.
Описание сюжетной канвы.
- После окончания школы выпускники планируют своё будущее. Они выбирают свою будущую профессию, дальнейшее продолжение образования, вариант жизненной стратегии.
Игровой результат.
- Участники должны определиться с жизненной целью.
Время игры – 45 мин., что соответствует 1 уроку.
Участники. Игра предназначена для учащихся 9-11 классов. Ведущим является педагог-психолог. Необходимо участие классного руководителя в качестве наблюдателя и соведущего.
Предполагаемый психологический результат:
- Ценностно-смысловое самоопределение и саморазвитие личности.
- Внутренняя гибкость в разработке и изменении плана своего будущего.
- Преобладание внутренних и положительных внешних мотивов, что наиболее эффективно с точки зрения удовлетворённости трудом.
- Социальная и личностная критичность.
Сценарий
№ этапа | Время на проведение | Задачи, решаемые на каждом этапе | Содержание каждого этапа | Материалы, необходимые для проведения | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 5 мин | Введение в игровую ситуацию | Под мелодию школьного вальса в класс
входят нарядные “выпускники” и рассаживаются
на места. Ведущий. Сегодня нам предстоит необычная игра “Перспектива”. Как вы думаете, исходя из названия игры, для чего мы будем играть? (Заглянуть в будущее и сделать определённый жизненный выбор.) Да, сейчас у вас будет возможность представить своё будущее, спланировать его, может быть что-то изменить в нём или в отношении к нему, о чём-то задуматься. Классный руководитель произносит напутственные слова. Раздаются “зачётные листы”. Музыка обрывается. |
Компьютер, проектор, экран, презентация,
музыка, доска оформлена как во время выпускного вечера (плакаты, шарики, цветы), 5 столов со стульями и цветными карточками (жёлтый, красный, коричневый, зелёный, синий), бланк “Зачётного листа” (приложение 1) по количеству участников, ручки. |
||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 5 мин | Эмоции выпускников. | Ведущий. Выпускной бал закончился, 11
лет школьной жизни позади. Какие эмоции
испытываете вы сейчас? Поделитесь, пожалуйста... Ведущий с помощью воздушного шарика обсуждает с участниками их эмоции и подводит к выводу, что они разнообразны, переживаемые разные эмоции нормальны – и положительные, и отрицательные, они помогают справляться с различными жизненными ситуациями. |
Слайд “Перечень эмоций” (презентация) | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | 5 мин | Профессиональная мотивация. | Ведущий. После окончания школы
необходимо определиться с будущей профессией
для дальнейшего продолжения образования.
Запишите в вашем “зачётном листе”, какую
профессию вы выбираете и основной принцип,
повлиявший на выбор будущей профессии (пункт 1). Преобладание внутренних и положительных внешних мотивов наиболее эффективно для удовлетворённости трудом и его производительности. Если среди участников игры оказываются те, в чьи планы не входит дальнейшее продолжение образование, ведущий предлагает им объяснить свою позицию и записать значимые для них жизненные цели на ближайшие 5 лет после окончания школы. |
Слайд “Мотивы выбора профессии” (презентация) | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | 5 мин | Учебная мотивация. | Ведущий зачитывает текст теста, а участники выбирают варианты ответов, которые отражают их точку зрения, и отмечают в “зачётном листе” (пункт 2) цвет, соответствующий пометке напротив выбранного ответа в тесте. При завершении теста должно быть отмечено 4 цвета. | Тест | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ведущий. Теперь посмотрите на цвета выбранных вами ответов. Какой цвет преобладает? Пересядьте за стол с этим цветом. Если вы набрали поровну разных цветов, то останьтесь на месте и послушайте, что означает каждый цвет. | Цветные карточки из теста М.Люшера: красный, жёлтый, зелёный, синий, коричневый. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | 5 мин | Цели учёбы. | Называются цели учёбы, а на стол
ставятся таблички с названиями этих целей: жёлтый – превращение в профессионала, красный – возможность работать по профессии с помощью диплома и первичных знаний, коричневый – карьерные устремления, зелёный – активная жизнь, синий – устройство личной жизни. Ведущий. Теперь те, у кого было поровну разных цветов, выберите цель, которая вам ближе, назовите нам её и пересядьте за соответствующий столик. Все участники сейчас могут решить, остаться ли им в своей группе или перейти в другую, чья цель кажется более верной. Участники при желании переходят. Ведущий. Занесите, пожалуйста, вашу цель учёбы в “зачётный лист” (пункт 3). Участники заполняют “зачётные листы”. |
Таблички с названиями целей учёбы (приложение 2). | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | 5 мин | Жизненная стратегия. | Ведущий. А теперь рассмотрим вашу
жизненную стратегию. К какой группе относится
высказывание? 1.Молодость – это время серьёзной учёбы, совмещённой с практикой (жёлтый цвет). 2.Молодость – самое время получить максимум знаний (красный цвет). 3.Молодость – самое время завязать нужные знакомства, присмотреть место будущей работы (коричневый цвет). 4.Молодость – самое время погулять, “оттянуться”, приобрести побольше друзей (зелёный цвет). 5.Молодость – самое время устроить свою личную жизнь. Это время романтических знакомств (синий цвет). Участникам предлагается выбрать дела (карточки), соответствующие выбранному варианту образа жизни и составить план на неделю (на листке еженедельника). |
Листы из ежедневника. Карточки для групп (Приложение 3). |
||||||||||||||||||||||||||||||
7 | 5 мин | Жизненный маршрут. | Ведущий. Прошли годы. Расскажите, с
каким вы “багажом”, чего достигли в жизни. 1 группа: практические наработки. 2 группа: отличные знания. 3 группа: научная карьера, приглашения на работу в престижные организации. При всех достоинствах есть и недостатки: вас называют слишком правильными, у вас исчезли эмоции; не боитесь ли вы, что в конце жизненного пути вы будете отчаянно жалеть о скучно прожитой жизни? 4 группа: много друзей, весёлые воспоминания. В вашей памяти сотни веселых вечеринок слились в какой-то единый общий бесцельный балаган. И с годами вы чувствуете, что друзья начинают отдаляться от вас, у них свои собственные новые интересы. Ваши сверстники ушли вперёд, а вы остались на месте, но и новое поколение с усмешкой смотрит на вас. 5 группа: уже сложившаяся семейная жизнь. Однако ваша милая жена или замечательный муж оказались редкими занудами, а вокруг столько потрясающих дам и кавалеров. Так к чему семья, хочется ещё погулять, ведь вокруг столько интересного! Ведущий. Те, кто недоволен достигнутыми результатами, может поменять свой жизненный маршрут... Но в реальной жизни невозможно вернуться назад и что-либо изменить в прошлом. А теперь с учётом сделанных изменений выберем свои жизненные цели. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
8 | 5 мин | Жизненная цель. | Ведущий. У каждого человека есть
какие-то жизненные цели – то, чего хотелось бы
достичь, то, ради чего имеет смысл жить. Они могут
быть очень разными. Ведущий. Я прошу подумать, какая из перечисленных целей является для вас самой главной. Запишите её в “зачётный лист”. Разделитесь на группы в соответствии со своим выбором. Посмотрите на тех, кто оказался рядом, и подумайте, много ли среди них тех, кто начинал этот путь вместе с вами. Давайте сделаем вывод: жизнь часто сводит вместе людей, которые по-разному начинали свой жизненный путь. |
Слайд “Жизненные цели” (презентация) | ||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 5 мин | Обсуждение игры. Подведение итогов. |
Ведущий. А теперь оцените свою
работу. Как соотносятся ваши записи? Есть ли
согласованность жизненных устремлений? Может
быть, есть какие-то несогласования,
несоответствие различных жизненных этапов? Участники
делятся полученными результатами. Наша игра завершена. Какими мыслями, чувствами, состоянием хочется поделиться? |
Список литературы
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под общ.ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2004.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. – Ярославль, 2003.
- Энтони Р. Преодолеть невозможное. – СПб.: Питер Пресс, 1997.