Развитие воображения при обучении творческому пересказыванию

Разделы: Логопедия


“Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта”?.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.

Виды воображения.

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в  образе она все, же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  • Образное представление действительности.
  • Регулирование эмоциональных состояний.
  • Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
  • Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения.

Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им реального жизненного опыта. Чем богаче опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более богатым материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании.

Отсюда следует важный педагогический вывод: созданию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений.

В настоящее время становится очевидным, что развитие воображения младших школьников происходит под воздействием телевидения, компьютерных игр, рекламы, что ограничивает возможности детей, заставляет их мыслить шаблонами. Современному ребенку очень трудно представить отвлеченные предметы и необыкновенные явления. Воображаемых героев они копируют с экранов телевизоров.

Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Воспитание творчески активного молодого поколения одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте.

Продукт творческого воображения можно оценивать по двум параметрам: по его оригинальности и его значению. Креативный процесс — по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способности к воссозданию недостающих деталей; дивергентности мышления (не следовать по избитому пути); предсказательности мышления (проникновение в неизвестное); беглость мысли (беглость речи) и т.д.

Развитию детского воображения весьма способствует усвоение речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет выйти за их пределы. По А.Р.Лурия (1998), это приводит к созданию как бы второй действительности. Развитое воображение — это один из показателей готовности ребенка к школе. В школьный период воображение, как и другие психические процессы, приобретает и закрепляет свои произвольные формы.

Воображение создает образы на основе представлений, полученных восприятием в процессе чувственного опыта и хранящихся в памяти. Представление - обобщенный образ предмета, явления, необходимый компонент речевого отражения окружающего мира. За каждым существующим представлением, образом закрепляется слово. Слово - один из инструментов общения, происходящего посредством речевой деятельности. Следовательно, воображение связано с речью, создание новых образов требует поиска слов для их обозначения.

Взаимосвязь воображения и речи в психолого-педагогической литературе трактуется неоднозначно. Основополагающей является идея Л.С. Выготского о том, что воображение позволяет овладеть человеческой речью - самым тонким орудием передачи человеческой мысли.

Речевая деятельность осуществляется по законам языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения. Речь и язык состоят в сложном единстве. Речь, осуществляясь по правилам языка, изменяет и совершенствует язык. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, по мнению А.И.Сорокиной, служит активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка.

При нормальном речевом развитии ребенка происходит увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную, повествовательную речь, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими.

Связная речь — это особая сложная форма коммуникативной деятельности.

Связная речь, объединяя достижения ребенка в усвоении всех уровней языковой системы, вместе с тем становится важным условием овладения языком - его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, а также условием воспитания умений пользоваться языковыми средствами художественной выразительной речи.

Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.

У детей с недоразвитием речи эта форма самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе дети, страдающие общим речевым недоразвитием, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления.

Основной задачей работы с детьми III уровня речевого развития является формирование связной речи.

Начинается работа с пересказа (подробного, выборочного, творческого).

  • Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли.
  • Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста.
  • Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме.

Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения — это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируются наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном.

Детям, которые затрудняются в пересказывании, можно задавать вопросы (их тоже намечают заранее). Е. И. Тихеева, признавая пользу вспомогательных вопросов, предостерегает учителей от их чрезмерного количества. Вопрос должен быть конкретным, не отвлекающим ребенка от передаваемого текста. Иногда он подсказывает ребенку упущенное действие героя, иногда — необходимое слово, точно передающее смысл сообщаемого.

Кого сначала вызывать для пересказа — детей с хорошо развитой речью или наоборот, это решает логопед (учитель). Выбор зависит от трудности текста, от конкретных задач, поставленных на данном занятии, и от индивидуальных особенностей детей. Так, если текст небольшой по объему и простой по содержанию и форме, можно сначала вызвать более слабых.

Важно следить за тем, чтобы каждый ребенок обязательно был вызван. С детьми, речь которых требует повышенного внимания, необходимо проводить индивидуальные занятия.

На уроке учитель может использовать ряд приемов, помогающих активизировать воображение школьников.

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным).

Игры и задания:

Помоги колобку

Цель: развитие познавательного воображения, творческого мышления, памяти, речи; определение последовательности событий.

Материал: карточки с сюжетом из сказки “Колобок” (изготавливаются из двух книжек-малышек — по карточке на каждый сюжет).

Ход игры

Ведущий напоминает ребенку сказку про Колобка, показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.

Если ребенок справился, предложите ему рассказать сказку в обратном порядке, как будто пленка прокрутилась назад. Если есть возможность, покажите на видеомагнитофоне, что это значит.

“Путешествие на теплоходе”

Цель: развитие воображения и связной речи.

Дети дают связный рассказ о воображаемом путешествии. Такие рассказы эмоциональны, красочны, в них большую роль играет воображение, но оно постоянно контролируется сознанием, которое направляет его по определенному руслу.

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

Цели: формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.

Запасы на зиму

Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белочка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осторожно взбирается с ним на дерево. Там выберет веточку покрепче и наколет на неё гриб. Грибы на ветках высохнут.

А когда придёт зима ...

Работа над предполагаемым окончанием рассказа

- Сможет ли белочка зимой собирать корм на земле? (Выпадет снег. Он укутает землю пушистым одеялом.)

- Чем питается белочка зимой? Чем кормит своих бельчат? (Зимой белка с бельчатами будет грызть в дупле орешки и шишки. Она будет прыгать по веткам деревьев и подкрепляться сушёными грибами. Так и проживёт холодную зиму.)

Гроза

Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Ребята...

После грозы

Черная туча скрылась за лесом. Солнечные лучи блестят в каплях дождя. Теплый ветерок дует в лицо. Трещат кузнечики. Поют птицы. Ребята...

Лето

Стоял ясный солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись ...

Птичка и кот

Птичка сидела на дереве и пела. Кот сидел под деревом и смотрел на птичку. Вдруг он прыгнул на дерево...

Про зайца

Прыгал белый заяц на полянке, искал под снегом сухую травку. Вдруг из-за куста выскочила лиса...

Необходимо придумать продолжение рассказа, которое оценивается по следующим критериям:

- законченность,

- яркость и оригинальность образов,

- необычность поворота и сюжета,

- неожиданность концовки.

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

Цели: формировать умение определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе.

Алёша и уточка

Крылышко подживало.

Всю зиму прожила дикая уточка у Алёши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Алёша выпустил её на волю.

Составление плана рассказа. Определение последовательности частей рассказа.

- В какое время года началась история про Алёшу и уточку? Составьте об этом несколько предложений.

Наступила осень. Стояли тёплые деньки. Ярко светило солнышко.

- Предложите первый пункт плана. (Осень.)

- Затем Алёша пошёл на пруд. Что он хотел там срезать? Составьте об этом несколько предложений.

Учитель попросил Алёшу сходить на пруд и срезать для урока природоведения камыш. В субботний день мальчик отправился на пруд. Он быстро дошёл до него. Увидел заросли камышей и вытащил ножик.

- Предложите второй пункт плана. (Алёша идёт на пруд.)

- Что услышал и увидел Алёша? Составьте об этом несколько предложений.

Вдруг мальчик услышал громкое кряканье. С кочки на кочку с трудом перебиралась худенькая, маленькая дикая уточка. У неё было перебито крыло.

- Предложите третий пункт плана. (Уточка с перебитым крылышком.)

- Какое решение принял Алёша? Составьте об этом несколько предложений.

Алёше стало жалко уточку. Впереди зима, она может погибнуть. Он решил забрать её домой и вылечить.

- Предложите четвёртый пункт плана. (Решение Алёши.)

- Что он сделал дома? Как ухаживал за птичкой? Составьте об этом несколько предложений.

Дома Алёша перевязал уточке крылышко и накормил её. Уточка быстро поправилась, стала понемногу летать по комнате. Крылышко поджило.

- Предложите пятый пункт плана. (Уточка выздоравливает.)

- Прочитайте в письме конец рассказа.

Всю зиму прожила дикая уточка у Алёши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Алёша выпустил её на волю.

- Предложите шестой пункт плана? (Алёша выпускает уточку на волю.)

Образец плана записи в тетради:

Алёша и уточка.

План:

  1. Осень.
  2. Алёша идёт на пруд.
  3. Уточка с перебитым крылышком.
  4. Решение Алёши.
  5. Уточка выздоравливает.
  6. Алёша выпускает уточку на волю.

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

Цели: формировать умения определять и рассказывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе.

Чтение середины рассказа на доске

...

По дороге из школы. Дима думал о случившемся. Когда пришёл домой, он быстро спрятал свой дневник.

...

- Подумайте, что могло произойти и Димой в школе?

- Подумайте, что могло быть после того, как Дима не показал свой дневник родителям?

Определение темы текста, последовательности частей текста. Составление плана рассказа.

- Сколько красных строк в этом рассказе? (Три.) Значит, сколько в этом рассказе частей? (Три части.)

- Какая часть рассказа нам дана, известна? (Вторая.) Какие части нам необходимо восстанавливать, придумать? (Первую и третью части.)

- Предложите название рассказа.

- Как вы думаете, о чём первая часть рассказа? (О том, что произошло с Димой в школе.) Что могло произойти в школе?

- Предложите первый пункт плана текста. (В школе./ Двойка./ Замечание.)

- Прочитайте вторую часть рассказа. Предложите второй пункт плана текста. (Дима спрятал дневник.)

- Расскажите, что могло быть после того, как Дима не показал свой дневник родителям.

- Предложите третий пункт плана. (Мама узнаёт о двойке (замечании).)

- Ребята, как вы думаете, правильно ли поступил Дима? Объясните.

Образец плана:

... (название)

План:

  1. В школе./ Двойка./ Замечание.
  2. Дима спрятал дневник.
  3. Мама узнаёт о двойке (замечании).

Прослушать рассказ. Придумать аналогичный.

У Маши день рождения

У Маши день рождения зимой. В этот день к Маше приходят ее друзья: Лена, Коля, Сережа и Саша. Все они приносят Маше подарки. Кто принес книгу, кто игрушку, а другие приносят разные сладости.

Машина мама печет пирог.

Машина мама печет сладкий пирог. Пирог украсят свечами. Сколько Маше лет, столько и свечей. Все вместе дети задувают свечи, а потом пьют чай с пирогом.

Детям весело в гостях у Маши.

Дежурные

Рита и Валера сегодня пришли в детский сад раньше всех. Они сегодня дежурные. Много работы у дежурных. Надо полить цветы, покормить попугая и белку. Помочь тете Вале накрыть на стол. Рита аккуратно расставляет тарелки, а Валера раскладывает ложки. Надо все сосчитать, чтобы всем хватило. А когда собираются все дети, у дежурных все в порядке.

Вывод. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Материальная и духовная культура, созданная человечеством к настоящему времени, является продуктом развития его воображения. Именно воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может “жить” в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Безусловно, что прогресс общества находится в прямой зависимости от развития воображения сегодняшнего поколения детей. Поэтому методы и приемы его развития - одна из актуальных проблем современного образования.

Список литературы.

  1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда/ Н.Г. Андреева; под ред. Р.И. Лалаевой. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 182с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  2. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение.-М.,Воронеж: Изд-во ин-та практ.псих.,НПО "Модэк",1996.-392с.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
  4. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.
  5. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 “Педагогика и методика нач. обучения”/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. — М.: Просвещение, 1984.—256с.
  6. Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие к Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи / Авт.-сост.: В.П. Глухов, Ю.А. Труханова. — М: АРКТИ, 2003. — 24 с. (Библиотека практикующего логопеда).
  7. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи.- СПб.:Дельта,1998.-208с:ил.
  8. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
  9. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. -160 с.
  10. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
  11. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006
  12. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240с., с.7
  13. Ястребова А.В. и др. Учителю о детях с недостатками речи / Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П.-2-е изд. - М.:Аркти,1997.-131с.:ил.-(Б-ка практикующего логопеда).