Организация проектной деятельности в начальной школе: воспитываем маленьких исследователей

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. На сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных способностей учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.

Педагогика интенсивно разрабатывает новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.

Проектная деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Для выполнения каждого нового проекта, задуманного самим ребенком, группой, классом, необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему следует добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться результатом, который может быть востребован в реальной практической деятельности. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Использование исследовательских методов предусматривает определенную последовательность действий: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, анализ полученных данных, оформление конечных результатов.   В соответствии с этими определениями метод проектов можно отнести к технологиям обучения, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих в сочетании с традиционными информационно-репродуктивными методами обучения, направленными на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

При работе с младшими школьниками следует помнить о возрастных особенностях учащихся. Проект в начальной школе не может быть сложным. Задание должно соответствовать уровню знаний и умений учеников, отражать их интересы. 

Использование этого метода в начальной школе, конечно, не позволит создать такой же проект, какой был бы возможен с учениками средней и старшей школы.  Тем не менее, если учитель тщательно спланировал и организовал проектную работу, то даже малыши с радостью возьмутся за нее. Ведь такие проекты могут организовать и сами родители дома со своим ребенком, а для этого следует:

Выбрать посильную для младшего школьника тему, но при этом достаточно актуальную, а также такую, которая интересовала бы самого малыша и была ему хорошо знакома. Так, например, в ходе изучения темы “Домашние животные на уроках английского можно предложить каждому ребенку на выбор разузнать о том или ином животном (что ест, где живет, как помогает человеку), подобрать картинки, стишок или песенку о нем.

Разработать с детьми детальный план действий, объяснив им не только с чего начинать, но и как сделать хорошую презентацию. В частности, непосредственно на уроках помогать малышам вырезать и приклеивать нужные картинки, разучивать песенки и стихи, не забывая при этом повторять цвета и формы на английском языке. Например, для проекта по сказке можно сделать иллюстрации своими руками.

Рассказать, где и как можно получить нужную информацию (не только в учебнике или в интернете, но и в библиотеке).

Дать понять ребенку, что он всегда может обратиться за помощью к учителю. Эти простые действия со стороны педагога или родителя помогут ребенку ощутить уверенность в собственных силах и позволят создать позитивную мотивацию к изучению предмета, например, того же английского языка.

Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности.

В отличие от других технологий, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд и увидеть реальные результаты.

Говоря об исследовательской работе, то эта работа связана с решением  творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретения учащимися навыка   исследовательской деятельности, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.

В методе проектов на первое место становится деятельность.

Цель проектной деятельности - понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Задачи проектной деятельности:

  • Обучение планированию;
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
  • Умение анализировать;
  • Умение составлять письменный отчет;
  • Формировать позитивное отношение к работе.

В процессе проектной и исследовательской деятельности детей наиболее эффективно формируются следующие учебные умения: познавательные, практические, самоконтроль, организационные и оценочные.

Проектная деятельность:

  • Рефлексивные умения: осмысливать задачу, отвечать на вопрос “Что нужно сделать для решения задачи?”;
  • Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию, выдвигать гипотезы;
  • Оценочные умения;
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействие и деловое общение;
  • Коммуникативные умения: вступать в диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • Презентационные умения и навыки: навыки монологической и диалогической речи, артистические умения, умение отвечать на вопросы.

Исследовательская деятельность:

  • Умение видеть проблемы (сложные вопросы, задачи, требующие решения);
  • Выдвигать гипотезы (предположения);
  • Задавать вопросы;
  • Давать определение понятиям;
  • Проводить наблюдения и эксперименты;
  • Делать выводы;
  • Доказывать и защищать свои идеи.

Проектная задача имеет свои особенности. Перед постановкой задачи обязательно должна быть описана проблемная ситуация, которая содержится в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий может требовать разных стратегий её решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися).

Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования.

Применение новых технологий на уроках (английского языка) и во внеурочной деятельности способствует не только поддержанию интереса и обеспечению высокого уровня знаний, но и повышает общий интеллектуальный уровень учащихся.

Нетрадиционные формы уроков, наряду с обязательным курсом, создают условия для более полного осуществления практической, воспитательной, образовательной, развивающей целей обучения, а также являются одним из средств повышения мотивации. Интерес повышает желание учить и познавать, а значит, обеспечивает прочность знаний.

Типы проектов:

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города, государства. Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого в обработке и оформлении информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов применения их на практике (например, проект “Новогодний плакат”).

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов (например, проект “Мой родной край”).

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления. Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете (например, создание Книжки-раскладушки).

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов, о которых нужно заранее договориться. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного искусства, видеофильмы.

Ролевой проект разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы (например, проблемы сохранения окружающей среды). Такие проекты требуют чёткой координации работы всех участников, хорошо проработанные формы контроля и итоговой презентации.

По количеству участников проекта, можно выделить проекты: личностные; парные; групповые; по продолжительности проведения проекты могут быть:  краткосрочными; долгосрочные, средней продолжительности.

На мой взгляд, каждый из этих проектов может быть использован в любом классе, на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:

Наличие значимой в исследовательском, либо творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Самостоятельная деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.

Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Использование проектной технологии позволяет:

  • затрагивать личность ученика в целом и вовлекать его в учебный процесс;
  • создавать условия, где каждый ученик имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество;
  • приучить школьника творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач; 
  • создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;
  • постепенно научить школьника работать самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса;
  • предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовка - проведение вводной беседы с целью: формирования первичного представления об изучаемом объекте; формирования интереса к данной теме; создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности.

2. Организация проектной деятельности:

1.Выбор темы и целей через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование.

2.Определение количества участников проекта, состава группы. Учащиеся обсуждают темы с учителем, который оказывает помощь в постановке целей.

3.Обсуждение плановой работы:

1.Определение источника информации;

2.Планирование сбора и анализа информации;

3.Планирование итоговой формы представления результата;

4.Выработка критериев оценки результатов работы.

5.Распределение обязанностей среди членов команды.

3. Представление результата работы (презентация). Представление результата может быть в разнообразных формах (отчёт, ответы на вопросы, формулировка окончательных выводов).

4. Оценка процессов и результатов работы. Оценивание усилий учащихся, качества использования источников.

Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных и внеурочных занятий, занимает длительный период, то можно привлечь и родителей. При этом важно, чтобы они не брали на себя выполнение работы над проектом, а могли помочь советом, информацией, организацией работы в оформлении проекта. На этапе погружения в проект родители помогают в выборе темы, в формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей. На этапе подготовки консультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в сборе информации и в выборе способов систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности. На этапе информационно - поискового – наблюдают, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в оформлении материалов проектной деятельности. На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, выступают в качестве эксперта. Педагогическое сопровождение учителей и родителей ставит каждого ребенка в позицию активного участника, создает ситуацию успеха, обстановку общей увлеченности и творчества, способствует формированию у ребенка положительной самооценки. Метод проектов как современная педагогическая технология вполне оправдал себя, так как позволяет реализовать творческое сотрудничество учителя и ученика, и родителя.

Таким образом, стремление ребенка к получению новых знаний, создает благоприятные условия для начала исследовательской деятельности в начальной школе.