Цель: Создать условия для формирования у учащихся навыка грамотного письма (на материале сказок А.С. Пушкина)
Задачи урока:
- Создать условия для формирования у учащихся навыков грамотного письма, развития мыслительных способностей, внимания, речи.
- Формировать умение работать с различными видами словарей.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы.
- Воспитывать товарищеские отношения в коллективе, обучать приемам совместной работы.
Оборудование:
- у учителя – электронная презентация;
- у детей – карточки с заданиями.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Проверьте свою готовность к уроку.
II. Актуализация имеющихся знаний. Минутка чистописания.
На доске: Пушкин пушкинист пушкинский Пп Пп
- Прочитайте. Все ли слова понятны?
- Как мы можем узнать значение непонятного слова? (обратиться к словарю)
- Какие виды словарей вам известны?
- Воспользуемся электронным словарём для уточнения смысла слова “пушкинист”.
Открывается 1 слайд. Дети или учитель читают толкование слова.
- Запишем слова красиво, диктуя себе по слогам.
- Как вы думаете, почему я выбрала для минутки чистописания именно эти слова?
- Сегодня повторим сказки Пушкина, а ещё продолжаем изучать начатую недавно тему ? однокоренные слова.
III. Постановка учебной задачи. Работа со словарными словами
- Какие слова мы называем однокоренными?
- Можно ли назвать записанные вами слова однокоренными? Почему?
- Что такое корень слова? Выделите корень в словах. (Дети работают самостоятельно)
- Какой корень выделили? Обоснуйте своё мнение.
- Кто допустил ошибки?
- Какую поставим задачу на урок? (Учиться находить корень в родственных словах.)
- Узнайте сказку. Найдите в стихотворных строчках словарное слово. Запишите словарные слова столбиком друг под другом.
2 слайд
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит ...
3 слайд.
“Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
4 слайд.
Со второго щелка
Лишился поп языка.
5 слайд.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
6 слайд.
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат...
(По ходу чтения уточняется лексическое значение незнакомых слов и выражений).
- Отметьте орфограммы в данных словах. Проверьте себя по орфографическому словарю учебника.
IV. Упражнение в подборе родственных слов. Работа в группах
- Попытаемся найти корни в данных словах. Что для этого нужно сделать? (подобрать родственные слова)
- В нашем учебнике есть словарь однокоренных слов. Попытаемся в нём отыскать родственные слова. (Слов нет)
- В таком случае, выполнить задание Вам помогут слова, записанные мною на доске. Прочитайте их. Все ли слова понятны?
На доске:
ветерок, ветка,
веселился, весло,
месить, месяцок,
язва, языкастый,
топорище, топить,
картинка, картуз.
- Значение каких слов вам неизвестно? Каким словарём нужно воспользоваться для получения информации? (толковым)
- Подберите к каждому записанному нами слову родственное. Запишите их. Обратите внимание, что одно слово в каждой строке лишнее.
(работа в группах и проверка)
На доске:
Ветер - ветерок,
Весело - веселился,
Месяц - месяцок,
Язык - языкастый,
Топор - топорище,
Картина - картинка.
- Выделите корень в родственных словах. Сделаем вывод: что необходимо сделать, чтобы верно выделить корень в слове? (подобрать родственное)
Физминутка под музыку
V. Закрепление полученных знаний. Разгадывание шарад
- Вы замечательно двигались! Александр Сергеевич тоже очень любил танцевать и часто посещал балы. А на балах не только танцевали, но и играли в особенные бальные игры. Одной из них была игра в шарады: загадка, в которой слово составляется из двух или нескольких других слов.
7 слайд
- Например, каким словом назывались черти в “Сказке о попе и работнике его Балде”? (При затруднении детям предлагается обратиться к словарю синонимов.)
- Вы подобрали синоним. А теперь подберите синоним к слову “яства”.
- Сложив слова “бес” и “еда” мы получим новое слово “беседа”.
- Поиграем в шарады! Каждая группа получит карточку с двумя словами. Если правильно выделить корень в этих словах, то из корней получится новое слово.
- Что необходимо сделать, чтобы верно выделить корень? (подобрать родственные слова). Если вам будет трудно, вы можете обратиться за помощью к соседним группам.
Шарады:
- парилка + усики = парус
- парник + усы = парус
- призовой + раки = призрак
- призёр + раковый (суп) = призрак
- комкать + потеть = компот
- комок + потный = компот
- пасовать + портовый = паспорт
пасующий + порт = паспорт
(Проверка проводится по презентации, слайд 8)
VI. Обобщение изученного материала
- Со своей будущей супругой, Натальей Николаевной Гончаровой, А.С. Пушкин тоже познакомился на балу. Поэт увидел её, когда она, красивая, как белый лебедь, плыла по залу в белом платье с золотым обручем в волосах.
9 слайд. Портрет Н.Н. Гончаровой работы К. Брюллова
- Пушкину юная Наталья Николаевна напомнила сказочную царевну.
10 слайд. Кадр из мультфильма “Сказка о царе Салтане” - царевна-лебедь.
- Вскоре после свадьбы А.С.Пушкин создаёт свою самую добрую и самую красивую сказку.
11 слайд. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
- Есть ли в названии сказки родственные слова? Найдите корни этих слов!
(проводится проверка по презентации)
VII. Рефлексия. Постановка перспективы
- Чему учились на уроке?
- Что нового вы узнали о Пушкине?
- Кто доволен своей сегодняшней работой?
- А кто понял, что ему необходимо ещё поучиться находить корень в родственных словах?
VIII. Домашнее задание
- Как вы считаете, что Вам необходимо сделать дома? Выполните упражнение №91.
IX. Оргмомент
- Всем большое спасибо за работу. Урок окончен.