Урок русского языка "Обобщение знаний об однокоренных словах. Слова с непроверяемоым написанием"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: Создать условия для формирования у учащихся навыка грамотного письма (на материале сказок А.С. Пушкина)

Задачи урока:

  • Создать условия для формирования у учащихся навыков грамотного письма, развития мыслительных способностей, внимания, речи.
  • Формировать умение работать с различными видами словарей.
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка и литературы.
  • Воспитывать товарищеские отношения в коллективе, обучать приемам совместной работы.

Оборудование:

Ход урока

I. Оргмомент.

- Проверьте свою готовность к уроку.

II. Актуализация имеющихся знаний. Минутка чистописания.

На доске: Пушкин пушкинист пушкинский Пп Пп

- Прочитайте. Все ли слова понятны?

- Как мы можем узнать значение непонятного слова? (обратиться к словарю)

- Какие виды словарей вам известны?

- Воспользуемся электронным словарём для уточнения смысла слова “пушкинист”.

Открывается 1 слайд. Дети или учитель читают толкование слова.

- Запишем слова красиво, диктуя себе по слогам.

- Как вы думаете, почему я выбрала для минутки чистописания именно эти слова?

- Сегодня повторим сказки Пушкина, а ещё продолжаем изучать начатую недавно тему ? однокоренные слова.

III. Постановка учебной задачи. Работа со словарными словами

- Какие слова мы называем однокоренными?

- Можно ли назвать записанные вами слова однокоренными? Почему?

- Что такое корень слова? Выделите корень в словах. (Дети работают самостоятельно)

- Какой корень выделили? Обоснуйте своё мнение.

- Кто допустил ошибки?

- Какую поставим задачу на урок? (Учиться находить корень в родственных словах.)

- Узнайте сказку. Найдите в стихотворных строчках словарное слово. Запишите словарные слова столбиком друг под другом.

2 слайд

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит ...

3 слайд.

“Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!

4 слайд.

Со второго щелка
Лишился поп языка.

5 слайд.

А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.

6 слайд.

Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат...

(По ходу чтения уточняется лексическое значение незнакомых слов и выражений).

- Отметьте орфограммы в данных словах. Проверьте себя по орфографическому словарю учебника.

IV. Упражнение в подборе родственных слов. Работа в группах

- Попытаемся найти корни в данных словах. Что для этого нужно сделать? (подобрать родственные слова)

- В нашем учебнике есть словарь однокоренных слов. Попытаемся в нём отыскать родственные слова. (Слов нет)

- В таком случае, выполнить задание Вам помогут слова, записанные мною на доске. Прочитайте их. Все ли слова понятны?

На доске:

ветерок, ветка,

веселился, весло,

месить, месяцок,

язва, языкастый,

топорище, топить,

картинка, картуз.

- Значение каких слов вам неизвестно? Каким словарём нужно воспользоваться для получения информации? (толковым)

- Подберите к каждому записанному нами слову родственное. Запишите их. Обратите внимание, что одно слово в каждой строке лишнее.

(работа в группах и проверка)

На доске:

Ветер - ветерок,

Весело - веселился,

Месяц - месяцок,

Язык - языкастый,

Топор - топорище,

Картина - картинка.

- Выделите корень в родственных словах. Сделаем вывод: что необходимо сделать, чтобы верно выделить корень в слове? (подобрать родственное)

Физминутка под музыку

V. Закрепление полученных знаний. Разгадывание шарад

- Вы замечательно двигались! Александр Сергеевич тоже очень любил танцевать и часто посещал балы. А на балах не только танцевали, но и играли в особенные бальные игры. Одной из них была игра в шарады: загадка, в которой слово составляется из двух или нескольких других слов.

7 слайд

- Например, каким словом назывались черти в “Сказке о попе и работнике его Балде”? (При затруднении детям предлагается обратиться к словарю синонимов.)

- Вы подобрали синоним. А теперь подберите синоним к слову “яства”.

- Сложив слова “бес” и “еда” мы получим новое слово “беседа”.

- Поиграем в шарады! Каждая группа получит карточку с двумя словами. Если правильно выделить корень в этих словах, то из корней получится новое слово.

- Что необходимо сделать, чтобы верно выделить корень? (подобрать родственные слова). Если вам будет трудно, вы можете обратиться за помощью к соседним группам.

Шарады:

  • парилка + усики = парус
  • парник + усы = парус
  • призовой + раки = призрак
  • призёр + раковый (суп) = призрак
  • комкать + потеть = компот
  • комок + потный = компот
  • пасовать + портовый = паспорт

пасующий + порт = паспорт

(Проверка проводится по презентации, слайд 8)

VI. Обобщение изученного материала

- Со своей будущей супругой, Натальей Николаевной Гончаровой, А.С. Пушкин тоже познакомился на балу. Поэт увидел её, когда она, красивая, как белый лебедь, плыла по залу в белом платье с золотым обручем в волосах.

9 слайд. Портрет Н.Н. Гончаровой работы К. Брюллова

- Пушкину юная Наталья Николаевна напомнила сказочную царевну.

10 слайд. Кадр из мультфильма “Сказка о царе Салтане” - царевна-лебедь.

- Вскоре после свадьбы А.С.Пушкин создаёт свою самую добрую и самую красивую сказку.

11 слайд. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.

- Есть ли в названии сказки родственные слова? Найдите корни этих слов!

(проводится проверка по презентации)

VII. Рефлексия. Постановка перспективы

- Чему учились на уроке?

- Что нового вы узнали о Пушкине?

- Кто доволен своей сегодняшней работой?

- А кто понял, что ему необходимо ещё поучиться находить корень в родственных словах?

VIII. Домашнее задание

- Как вы считаете, что Вам необходимо сделать дома? Выполните упражнение №91.

IX. Оргмомент

- Всем большое спасибо за работу. Урок окончен.