Классный час "Мы память верную храним"

Разделы: Классное руководство


Цель: патриотическое воспитание молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной в соответствии с Государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы”.

Задачи:

  • формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории;
  • формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка;
  • воспитывать уважение к старшему поколению;
  • способствовать формированию у детей таких важных понятий, как “Родина”, “патриот”, “подвиг”;
  • способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям;
  • развивать и углублять знания об истории родного края;
  • формировать исследовательские навыки, умения самостоятельно добывать новую информацию.

Оборудование: выставка книг, посвященных Великой Отечественной Войне, интерактивная доска, компьютер,презентация (Приложение 1), плакаты и фотографии героев и солдат ВОВ, “Календарь Победы”.

Длительность: краткосрочный

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Участники:

  • учащиеся 6-7 классов,
  • учителя;
  • родители.

Формы реализации проекта:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • самостоятельная деятельность учащихся;

Ожидаемый результат:

  • формирование чувства самоуважения и уважения к людям;
  • выпуск листа “Календарь Победы”;
  • формирование первоначальных представлений о герое-земляке Серкове И.И.

Ход образовательной деятельности

I. Организационный момент.

Учащиеся входят в классный кабинет, располагаются по группам за столами.

II. Мотивация.

Учитель 1: На нашем мероприятии присутствуют гости (родители, учителя-предметники). Оглянитесь на них, поздоровайтесь, подарите им свои улыбки, получите их обратно.

Учитель 1: Ребята, посмотрите, пожалуйста, видеоролик. Что за событие вы видите?

(“Парад в День Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в Москве”)

Учитель 2: Чему посвящен праздник 9 Мая? (Победе в ВОВ, которая длилась с 1941 по 1945 гг).

Учитель 1: Что вы знаете об этой войне? (ответы учащихся)

Учитель 2: Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война – история:

Поклонимся великим тем годам.
Тем самым командирам и бойцам.
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землей,
Поклонимся за тот великий бой...

Учитель 1: В год 69-летия Великой Победы мы склоняем головы перед павшими в этой борьбе, с чувством глубочайшей благодарности. Отдаем дань защитникам нашей Родины, отстоявшим свободу и независимость нашего народа. Все дальше и дальше от нас трагические события Великой Отечественной войны, все меньше ветеранов этой войны встречают с нами День победы, но не утихает боль, нанесенная войной, и не меркнет подвиг нашего народа, отстоявшего мир от “коричневой чумы” фашизма.

Учитель 2: 22 июня 1941 года - одна из самых скорбных дат в истории Отечества, Начался отсчет военного лихолетья, в котором слились воедино трагическое и героическое. В период войны народ ощутил себя гражданином в подлинном смысле этого слова, он почувствовал, что судьба Отечества в его собственных руках. Год 1941.Июнь. Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нас.

3. Целеполагание.

Учитель 1: Война охватила огромные территории. Для нас большое значение приобретают битва за Москву, Курская и Сталинградская битвы, военные действия в странах заполярья и т. д. В каждой семье сохранилась память о прадедах, дедах, которые защищали нашу страну, но, к сожалению, многие из них не вернулись с этой войны. Память о них живет в наших сердцах. И сегодня, ребята, мы вспомним имя одного из таких героев, имя нашего земляка - Серкова Ивана Ивановича.

Учитель 2: Сегодня вы работаете в группах, каждая из групп в конце мероприятия создаст символический лист календаря, использовав при этом специальные шаблоны-бланки, изготовленные организаторами. Что за “Календарь Победы”? “Календарь Победы”- это календарь, который создадут вологжане из воспоминаний, событий, историй, памятных дней Вов с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. На лицевой стороне календаря вписывается дата и год знаменательного события, связанного с Великой Отечественной войной, в нашем случае дата, которая связана с именем нашего героя-земляка Серкова И.И. На оборотной стороне раскрывается суть события в творческой форме.(группы : “Художники”, “Сочинители”, “Исследователи”). В итоге ваши листы будут объединены в единый календарь, который станет символом сохранения исторической памяти о Победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. А также ваши листы останутся в нашем школьном музее “Живая нить”.

4. Изучение материала.

Выступление активистов школьного музея “Живая нить”, посвященное жизни и деятельности Героя Советского Союза Серкова Ивана Ивановича

Ведущий 1: (чтение сопровождается показом фотографий военных лет на фоне музыки)

Пусть гадают потомки, какими мы были,
С богатырскою статью, со взглядом орла?
Нет, мы были простыми!
Мы шутку любили,
Нас хорошая песня за сердце брала.
Мы любили Россию...
Мы мечтали живыми вернуться с войны!

Ведущий 2: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. Каждый старался своим трудом приблизить желанную победу. Во многом победа в войне зависела от тех, кто воевал на фронте.

Одним из таких был командир роты 1281-го стрелкового полка (60-я стрелковая дивизия, 47-я армия, 1-й Белорусский фронт), старший лейтенант, Серков Иван Иванович, наш земляк.

Ведущий 1: Родился 5 декабря 1919 года в деревне Светица, ныне Тотемского района Вологодской области, в крестьянской семье. Русский. По окончании пяти классов Погореловской школы стал работать в колхозе, а затем уехал в Архангельск, где трудился на бирже одного из лесопильных заводов.

В 1939 году был призван в Красную Армию и направлен в пограничные войска НКВД СССР. Служил на пограничной заставе на западных рубежах, в Белоруссии. Участник Великой Отечественной войны с первых дней. Застава трое суток вела бой, затем оставшиеся в живых пограничники с боями вырвались из окружения и соединились с частями Красной Армии. В дальнейшем воевал на Юго-Западном, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Был дважды ранен. В 1944 году окончил Саратовское военно-пехотное училище.

Вернувшись на фронт, воевал командиром роты 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии. Участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Литвы и Польши. В боях за город Ковель именно рота лейтенанта Серкова первой ворвалась в Ковель и, завязав бой в центре города, сковала немалые силы противника. За эту смелую операцию был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. Особо отличился при форсировании реки Висла в январе 1945 года.

Ведущий 2: В ночь на 16 января 1945 года рота лейтенанта Серкова выбила противника с правого берега Вислы и по тонкому льду под вражеским огнем переправилась через реку у населенного пункта Немецки (южнее города Новы-Двур-Мазовецки, Польша). Еще на льду, когда враг открыл шквальный пулеметный огонь, командир расчленил роту на две части, взяв в обхват вражескую группировку. Бойцы уничтожили группу вражеских пулеметчиков и закрепилась на плацдарме, обеспечив форсирование Вислы другими подразделениями полка. В бою на плацдарме командир роты получил тяжелое ранение и был отправлен в тыл.

Ведущий 1: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками, проявленные при этом геройство и отвагу, старшему лейтенанту Серкову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№7611).

Провел в госпиталях несколько месяцев, перенес четыре сложные операции. В госпитале узнал о присвоении высокого звания, здесь же встретил День Победы. После выздоровления в 1945 году был уволен в запас.

Ведущий 2: Вернулся на родину, работал директором маслозавода. В 1946 году переехал в город Ярославль, стал работать на 1-м механическом заводе (ныне “Ярполимермаш”). Через несколько лет поступил на службу в органы Министерства внутренних дел. Работал в системе исполнения наказаний, в Усольском исправительном трудовом лагере (Пермская область). За службу в мирное время награжден медалями “За безупречную службу” 3-х степеней, занесен в книгу Почета МВД. В 1969 году вышел в отставку в звании подполковника внутренней службы.

Вернулся в город Ярославль. Скончался 20 мая 1976 года. Похоронен на Западном гражданском кладбище (Чурилково) города Ярославля. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, медалями.

Ведущий 1: Жил герой, незаурядный и талантливый человек, но вам, своим потомкам, Иван Иванович Серков оставил пример горячей любви к Родине, благородного презрения к смертельной опасности во имя свободы и счастья родного народа.

5. Подведение итогов

Война не окончена, пока не похоронен последний солдат. До сих пор работают поисковые отряды в местах сражений, ищут и находят и предают с почестями земле, останки солдат, погибших в этой войне. Ищут солдатские медальоны, чтобы не осталось неизвестных бойцов.

Посмотрите, сколько лет прошло со Дня Победы. Год 1945... Год 2014. Между ними 69 лет мира и памяти. Сколько всего доброго и хорошего успели сделать люди за эти мирные 69 лет! Вернувшиеся с войны заново отстроили города и села, засеяли поля, запустили человека в космос, изобрели компьютеры и новые игрушки...

Во время учебы в школе вы будете изучать эту войну с разных сторон, на разных уроках. К сожалению, историю часто “переделывают” в угоду тем или иным людям. Вы вырастете, и у вас сложится свое мнение об этой войне. Но неизменным для вас должно остаться одно – подвиг, мужество, героизм людей подарившим нам жизнь. Давайте занесем в “Календарь Победы” имя героя, которому был посвящен наш классный час.

Работая в группах, учащиеся создают символические листы “Календаря Победы”.

6. Выступление групп.

7. Рефлексия

Учитель 1: Мы узнали об одном из героев ВОв, командире роты 1281-го стрелкового полка (60-я стрелковая дивизия, 47-я армия, 1-й Белорусский фронт), старшем лейтенанте, Серкове Иване Ивановиче.

Если бы была возможность написать ему письмо, то что бы вы ему рассказали, что пожелали? (ответы детей).  Перед вами листы бумаги, давайте сложим фронтовое письмо – треугольник. А правильно сложить его нам поможет стихотворение.

Практическая работа “Сложи фронтовое письмо - треугольник” (Музыка)

Написал я то, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровым
На отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя, как прежде, встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки
Фронтовое письмецо.
Б.Лихарев

Дети складывают свои письма в почтовый ящик, который остается в музее “Живая нить”.

Литература

1. С.В.Шевченко, В.Г.Денисова “Классные часы”, издательство “Учитель”, Волгоград, 2005 г.

2. П.И.Потёмкин “Историко-художественная хрестоматия по великой отечественной войне”, Москва “Просвещение”, 1987 г.

3. Ресурсы Интернет сайта www.urok.1sept.ru

4. Материалы из музея “Живая нить” МБОУ “Юбилейная СОШ” (Приложение 2)