Тип урока: изучение нового материала, экспериментальная работа.
Цель урока: продолжить формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, развивать мотивацию изучения физики; формировать умения объяснять физические явления в природе, технике, быту.
Задачи урока:
- образовательная: изучить новый вид сил – силу трения, причину ее возникновения, научить учащихся различать виды силы трения – трение покоя, скольжения, качения, рассмотреть примеры положительного и отрицательного влияния силы трения.
- развивающая: продолжить формирование умений пользоваться измерительными приборами, анализировать, сравнивать результаты опытов, пробуждать интерес к творчеству;
- воспитательная: воспитание чувства коллективизма при работе в группах, прививать интерес к чтению дополнительной литературы.
Оборудование:
- компьютер
- мультимедийный проектор
- приборы для экспериментального задания: трибометр, деревянный брусок, динамометр, карандаши 2 шт.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение
.Фронтальный опрос
- Чем определяется действие силы на тело?
- Какую силу называют равнодействующей сил?
- Как определить равнодействующую сил, направленных вдоль одной прямой?
- Как определить равнодействующую сил, направленных в противоположные стороны?
- Как будет двигаться тело, если на тело действуют две равные по модулю и направленные в противоположные стороны силы?
III. Изучение нового материала.
<слайд № 1>
Знакомьтесь, сила трения,
Достойна обсуждения!
Никак подобной силой
Нельзя пренебрегать.
Мешает сила трения
Любому из движений,
Мешает также скорость
Движенью сохранять.
1. Движение лыжника при спуске с горы, катящийся по лужайке шарик после удара, движение велосипедиста, после того как он прекращает вращать педали. Одинаковый характер движения в перечисленных примерах. Действие на эти тела силы, направленной противоположно движению. Понятие силы трения. Отличие этой силы от силы тяжести и упругости. . <слайд № 2>
2. Причины возникновения силы трения. <слайд № 3>
3. Виды сил трения: трение скольжения, трение качения и трение покоя. <слайд № 4>
4. Измерение силы трения. Сравнение действия силы трения качения и трения скольжения. <слайд № 5>
Силу трения можно измерить. Чтобы измерить силу трения скольжения деревянного бруска по поверхности стола, надо прикрепить к нему динамометр. Затем равномерно двигать брусок по столу.
На брусок в горизонтальном направлении действуют две силы. Одна – сила упругости пружины динамометра, направленная в сторону движения. Вторая сила – это сила трения, направленная против движения. Так как брусок движется равномерно, то равнодействующая сил равна нулю. Значит, силы равны по модулю и противоположны по направлению. Таким образом, измеряя силу, с которой динамометр действует на тело при его равномерном движении, мы измеряем силу трения.
5. Выяснение причин, от которых зависит действие силы трения.
<слайд № 6>
6. Способы уменьшения и увеличения силы трения. <слайд № 7> <слайд № 8>
7. Историческая справка. <слайд № 9>
8. Роль трения в природе и технике. <слайды № 10 – 14>
IV. Закрепление материала.
Экспериментальное задание: “Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения”
Экспериментальное задание: “Сравнение силы трения с весом тела”
Приборы и материалы: трибометр, деревянный брусок, динамометр, карандаши 2 шт.
Сила трения скольжения | Сила трения качения | Вес тела |
Учащиеся измеряют силы трения скольжения и качения, а так же вес тела, сравнивают их значения и делают выводы.
Вывод.
1. Величина силы трения зависит от вида трения. Сила трения скольжения больше силы трения качения.
2. Сила трения зависит от силы давления и не зависит от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления.
Рассуждают о необходимости практического применения законов физики в жизни.
Благодаря наличию в природе силы трения возможна жизнь в том виде, в каком она существует на Земле. Но вместе с тем, трение изнашивает машины и подошвы нашей обуви, двигатели автомобилей, самолетов, паровозов. Они все работают против трения, на это тратится огромное количество различных видов горючего. Трение в одних условиях полезно, а в других вредно.
Следовательно, надо умело использовать силы трения. Когда в повседневной жизни, в производстве, в технике, на транспорте трение нам необходимо, нужно увеличивать его. Когда трение мешает, вызывает расход энергии и материалов, необходимо уменьшать его. Так люди поступают с незапамятных времен. Но, чтобы подчинить себе трение нужно знать, как можно увеличивать и уменьшать трение.
V. Итоги урока.
VI. Домашние задание.
Параграфы 30, 31; привести примеры проявления силы трения в вашей жизни.