Оборудование: ноутбук, проектор, экран, доска, раздаточный материал, перекидные табло.
Оформление доски: тема урока, портрет А.П. Бородина, годы жизни композитора.
Цель урока: определить команду-победителя, которая лучше владеет материалом о жизни и творчестве А.П. Бородина.
Вырабатываемые умения и навыки:
- Умение быстро ориентироваться в полученной информации, грамотно излагать материал.
- Умение самостоятельно находить дополнительную информацию.
- Умение работать в команде.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации работы на уроке: групповая (решение поставленных задач при разбивке класса на группы).
Характеристика группы обучающихся:
- шестой год обучения по семилетней программе;
- обучающиеся фортепианного отделения;
- возраст обучающихся двенадцать-тринадцать лет.
План урока:
- Организационный момент.
- Блиц опрос.
- Тест по произведениям композитора.
- Диктант “Неправильная мелодия”.
- Кроссворд по жизни и творчеству композитора.
- Музыкальная викторина.
- Тест “Портреты заговорили”.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Преподаватель: Дорогие ребята! Сегодня у нас урок по творчеству великого русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. В 2013 году мы отмечали 180-летие со дня его рождения.
Музыка Бородина и в наши дни обладает поистине волшебным свойством. Она пробуждает в нас богатырские силы, погружает в русский эпос. Главные качества таланта Александра Порфирьевича, по словам В.В. Стасова, – это “великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.
Этот наш урок мы проведем не как обычно, а в виде музыкального состязания двух команд. Для победы в конкурсе участникам каждой команды необходимо сплотиться друг с другом, объединить полученные знания и навыки.
Предварительно обучающиеся класса были разделены преподавателем на команды “А” и “Б”. Каждая команда выбрала капитана. Перед началом урока капитаны команд получили перекидные табло для выставления оценок.
Преподаватель: Ребята! Сейчас каждой команде будут предложены вопросы по жизни и творчеству А.П. Бородина. Победит та команда, которая правильно ответит на наибольшее количество вопросов за одну минуту. Один правильный ответ соответствует одному баллу. От вас потребуется максимальная собранность и быстрота реакции.
2. Блиц-опрос.
Капитаны команд подойдите ко мне и вытяните список своих вопросов. По жребию первой отвечает команда “А”.
Итак, ваша минута началась.
Вопросы команде А:
- Год рождения А.П. Бородина? (1833 год).
- Первое сочинение девятилетнего Саши Бородина? (Полька “Helene”).
- Какой друг появился у Саши Бородина в 12 лет? (Миша Щиглев).
- Куда поступает вольнослушателем Александр Бородин в 1850 году? (В Медико-хирургическую академию).
- С кем встретился А.П. Бородин во время ночного дежурства в Военно-сухопутном госпитале? (с М.П. Мусоргским).
- Какую степень А.П. Бородин получает после защиты диссертации? (Доктор медицины).
- Как называли себя Д. Менделеев, А. Бородин, Н. Житинский, В. Олевинский? (Гейдельбергский кружок).
- С кем знакомится А.П. Бородин в мае 1861 года? (с Екатериной Сергеевной Протопоповой).
- Какой подзаголовок получила Вторая симфония А.П. Бородина? (“Богатырская”).
- Кому посвящен романс А.П. Бородина “У людей-то в дому”? (Дарье Михайловне Леоновой).
- Как звали сестру М.И. Глинки? (Людмила Ивановна Шестакова).
- Кто дал название кружку “Могучая кучка”? (В.В. Стасов).
- Какой голос исполняет партию хана Кончака в опере “Князь Игорь”? (Бас).
- Какое литературное произведение легло в основу оперы “Князь Игорь”? (“Слово о полку Игореве”).
- Кто написал либретто оперы “Князь Игорь”? (А.П. Бородин).
- Кому посвятил А.П. Бородин пьесу для симфонического оркестра “В Средней Азии”? (Ф. Листу).
- Кто закончил работу над оперой “Князь Игорь” после смерти А.П. Бородина? (А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков).
Преподаватель: У команды “А” отличный результат – было задано 17 вопросов и получено 15 правильных ответов. Капитан команды может выставить этот балл на табло своей команды.
Теперь отвечает команда “Б”. Итак, ваша минута началась.
Вопросы команде Б:
- Год смерти А.П. Бородина? (1887 год).
- Кому в пятнадцать лет посвятил “Патетическое адажио” Александр Бородин? (Тетушке Авдотье Константиновне Антоновой).
- Любимый профессор А.П. Бородина в академии? (Н.Н. Зимин).
- На каком языке защитил диссертацию А.П. Бородин? (На русском языке).
- В какой немецкий город был командирован А.П. Бородин? (В Гейдельберг).
- С каким русским писателем познакомился А.П. Бородин в Париже? (с И.С. Тургеневым).
- Кому посвящен романс-элегия “Для берегов отчизны дальной”? (Е.С. Бородиной).
- Как звали ученицу М.И. Глинки, певицу, частую гостью Балакиревского кружка? (Д.М. Леонова).
- Как звали жену князя Игоря в опере “Князь Игорь”? (Ярославна).
- Какой голос исполняет партию Кончаковны в опере “Князь Игорь”? (Контральто).
- Другое название содружества “Могучая кучка”? (Балакиревский кружок).
- Кому посвящена опера “Князь Игорь”? (М.И. Глинке).
- Любимый ученик профессора А.П. Бородина? (А.П. Дианин).
- Какая симфония осталась незавершенной у А.П. Бородина? (Симфония №3).
- Кто первым опубликовал биографический очерк о А.П. Бородине после его смерти? (В.В. Стасов).
- Сколько времени работал А.П. Бородин над оперой “Князь Игорь”? (Восемнадцать лет).
Преподаватель: Минута закончилась. Команда “Б” из 16 заданных вопросов правильно ответила только на 14. Капитан команды выставляет на табло 14 баллов.
Поздравляю вас, ребята! Обе команды достаточно успешно справились с первым заданием, показали хорошие знания биографии и творчества Александра Порфирьевича Бородина. А теперь следующее задание. Назовем его “Тест по произведениям композитора”.
3. Тест по произведениям композитора.
Каждой команде будут предложены тесты, в которых в одной колонке содержатся названия известных произведений А.П. Бородина, в другой – нотные отрывки из этих же произведений. Колонки не совпадают. Каждая из команд должна определить нотный отрывок и соединить его с названием стрелкой. За каждую правильно определенную мелодию команда получает 1 балл. Если обе команды набирают одинаковое количество правильных ответов, то дополнительный балл получает команда быстрее выполнившая задание <Рисунок1>.
Рис. 1
Преподаватель: Обе команды справились с заданием полностью и получают по 5 баллов. Но первой сдала тест команда “Б”, поэтому дополнительный балл отдается ей. Капитаны команд могут выставить общую сумму баллов за два конкурса. У каждой команды по 20 баллов.
4. Диктант “Неправильная мелодия”.
Преподаватель: Ребята! Следующее задание называется Диктант “Неправильная мелодия”. В розданных командам карточках записана тема известного произведения А.П. Бородина. Но в записанном в карточках варианте переставлены местами такты. Необходимо прослушать тему и исправить порядок тактов. Достаточно указать над каждым тактом его порядковый номер. За каждый правильно расставленный такт команда получает 1 балл и 1 дополнительный балл за скорость выполнения задания.
Образцы с переставленными тактами и с правильным расположением тактов <Рисунок2>, <Рисунок3>.
Рис. 2
Рис. 3
Преподаватель: Я надеюсь, вы узнали тему Арии князя Галицкого. Молодцы участники команды “А”. Вы правильно выполнили задание. Кроме того, у вас получилось сделать это быстрее соперников. Поэтому вы получаете 9 баллов. Команда “Б” получает 8 баллов. Таким образом, счет 28:29 в пользу команды “А”. Следующим нашим заданием будет решение кроссворда по жизни и творчеству композитора.
5. Кроссворд по жизни и творчеству композитора.
Капитаны команд получают карточки с кроссвордами, посвященными жизни и творчеству Александра Порфирьевича Бородина. Это задание на реакцию и умение работать в команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. И, как всегда, дополнительный балл за скорость выполнения в случае равных баллов <Рисунок4>.
Рис. 4
Преподаватель: Ребята! Обе команды полностью справились с заданием. Однако команда “Б” была быстрее. Поэтому она получает за проделанную работу 13 баллов. Команда “А” получает 12 баллов. Капитаны могут выставить на своих табло по 41 баллу.
А мы продолжаем конкурс. Сейчас будет музыкальная викторина.
6. Музыкальная викторина.
Ребята, прослушав или просмотрев предложенные отрывки из произведений А.П. Бородина, вы должны правильно указать название произведения, тему, тональность. В оперных фрагментах нужно еще указать действие и тембр голоса героя. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.
В викторине использованы следующие видео- и аудиофрагменты <Приложение1>:
Симфония №2 “Богатырская”, I ч., тема главной партии (h-moll).
Опера “Князь Игорь”, пролог, хор народа (C-dur).
Романс “У людей-то в дому”.
Опера “Князь Игорь”, I д., 1 к., ария князя Галицкого, первая часть (баритон).
Симфония №2 “Богатырская”, I ч., тема побочной партии (D-dur).
Романс “Для берегов отчизны дальной”.
Опера “Князь Игорь”, II д., ария князя Игоря средняя часть (бас).
Романс “Разлюбила красна девица”.
Струнный квартет №2, III ч. Ноктюрн.
Опера “Князь Игорь”, II д., хор половецких невольниц.
Преподаватель: У каждой команды есть минута для уточнения ответов, после чего мы подводим итог выполнения задания.
Команда “А” получает 10 баллов, а команда “Б” – 8 баллов. На перекидном табло команда “А” выкладывает 51 балл, а команда “Б” – 49 баллов.
7. Тест “Портреты заговорили”.
Преподаватель: А теперь последнее задание. Назовем его “Портреты заговорили”. Ребята, необходимо назвать человека, изображенного на портрете, и объяснить его связь с жизнью, творчеством или научной работой А.П. Бородина. За каждый правильный и максимально полный ответ команда получает 1 балл. Команды отвечать будут по очереди. Сейчас мы проведем жеребьевку – кто из команд начинает первым. Итак, начали <Рисунок5>, <Рисунок6>, <Рисунок7>, <Рисунок8>, <Рисунок9>, <Рисунок10>, <Рисунок11>, <Рисунок12>.
Рис. 5 |
Рис. 6 |
Рис. 7 |
Рис. 8 |
Рис. 9 |
Рис. 11 |
Рис. 10 |
|
Рис. 12 |
По представленным рисункам даются следующие ответы:
Зимин Н.Н. – любимый профессор, наставник и друг А.П. Бородина.
Балакирев М.А. – организатор кружка “Могучая кучка”, наставник А.П. Бородина.
Шестакова Л.И. – сестра М.И. Глинки, в доме которой часто собирались члены Балакиревского кружка. Ей Бородин посвятил романс “Разлюбила, красна девица”.
Леонова Д.М. – певица, ученица М.И. Глинки. Исполнительница многих романсов А.П. Бородина. Ей композитор посвятил романсы “У людей-то в дому” и “Песня темного леса”.
Мусоргский М.П. – член содружества “Могучая кучка”, друг А.П. Бородина, которому посвящена вокальная миниатюра “Фальшивая нота”.
Римский-Корсаков Н.А. – член содружества “Могучая кучка”, друг А.П. Бородина. Ему посвящен романс “Спящая княжна”. Вместе со своим учеником, А.К. Глазуновым, Н.А. Римский-Корсаков закончил работу над оперой “Князь Игорь” после смерти А.П. Бородина.
Протопопова (Бородина) Е.С. – пианистка из Москвы, с 1863 года жена А.П. Бородина и активный участник собраний “Могучей кучки”. Ей посвящен второй струнный квартет, романс-элегия “Для берегов отчизны дальной”.
Стасов В.В. – музыкальный критик, защищавший в печати произведения и интересы композиторов новой русской школы. Ему посвящена баллада “Море”. После смерти А.П. Бородина именно И.В. Стасов первым стал собирать материалы и воспоминания о нем.
Преподаватель: Давайте подсчитаем результаты конкурса “Портреты заговорили”. Команда “А” получает максимально возможные 4 балла. Команда “Б” также продемонстрировала замечательные знания и тоже получает 4 балла. По итогам конкурса с отрывом в два балла побеждает команда “А”. У них на табло 55 баллов, у команды “Б” – 53 балла.
8. Подведение итогов.
Преподаватель: Ребята! Сегодня вы все старались работать активно, отвечали на вопросы, показали хорошую командную сплоченность, умение быстро ориентироваться в полученных знаниях, грамотно излагать материал.
Надеюсь, что сегодняшний урок понравился всем. Уверена, что глубокое погружение в жизнь и творчество А.П. Бородина надолго останется в ваших душах, поможет найти связи с творчеством других русских композиторов.
Данную форму урока мы постараемся использовать чаще. А теперь, домашнее задание.
9. Домашнее задание.
Участники выигравшей команды “А” должны будут выучить и исполнить на следующий урок романс А.П. Бородина “Разлюбила, красна девица”.
Участники команды “Б” – романс “У людей-то в дому”.