Пояснительная записка к уроку
Это урок - открытие новых знаний, пятый урок раздела “О братьях наших меньших”. Цели урока соответствуют стандартным требованиям программы. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников. На уроке используются информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Применяются следующие формы познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяют друг друга. Время, отведенное на все этапы урока, рационально распределено. Поддерживается высокий темп работы учащихся. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. При планировании урока учтены психологические особенности учащихся. Выбранные учителем формы и методы обучения способствуют созданию на уроке положительной психологической атмосферы.
Сценарий урока
Цель:
- Познакомить с творчеством Е.И.Чарушина и его произведением “Страшный рассказ”
- Развивать навыки выразительного, беглого чтения.
- Учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их, читать по ролям.
- Способствовать воспитанию любви к природе, к животным.
І. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважения к иному мнению;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
ІІ. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные УУД:
- формирование умения работать с информацией;
- формирование умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операции мышления;
- формирование основ грамотного, квалифицированного, интеллигентного читателя.
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять учебные задачи;
- овладение навыками смыслового чтения;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения слушать и слышать;
- формирование умения ясно, четко излагать свою точку зрения и доказывать ее;
- формирование умения работать в паре;
- формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор;
- формирование умения связанно выражать свои мысли, готовить полные высказывания.
ІІІ. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- формирование способности к целостному восприятию художественного текста на основе эмоциональности детского мышления;
- развитие навыков правильного, выразительного, осознанного чтения; критического и визуального мышления;
- формирование умения пользоваться справочными источниками;
воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.
Оборудование урока: автоматизированное рабочее место учителя, учебники, выставка книг Е. И.Чарушина, блицконтроль скорости чтения и понимания текста (М.В.Беденко, А.Н.Савельев), кроссворды, плакат “В мире литературных героев”, презентация (автор Герасимова С.Ю.)
Ход урока
1. Мотивационно-ориентировочный блок
1.1. Этап актуализации - обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока
Учитель читает стихотворение.
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна
Литературия!
- Я рада приветствовать вас на уроке литературного чтения.
- Поприветствуйте друг друга.
1.2. Этап проблематизации - определение учениками собственного “незнания” относительно фундаментального образовательного
Разбегалочка “найди пару”. 6 учащихся получают карточки (На нашем; Томкины; Верный; Тюпа, Томка и Медведь; Страшный)
Найти пару среди учащихся, сидящих за партами. (дворе, сны, Трой, сорока, рыбак, рассказ)
Проблема: Что объединяет все произведения? (автор)
Какое произведение незнакомо?
1.3. Этап целеполагания - формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного “незнания”
- Какова тема нашего урока? Каковы цели?
2. Организационно-деятельностный блок
2.1. Этап моделирования - построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей
- Сегодня мы с вами вспомним творчество Евгения Ивановича Чарушина и познакомимся с его произведением “Страшный рассказ” (Слайд №1)
- Посмотрите на выставку книг. Давайте вспомним, глядя на обложки, о чём писал Е.И.Чарушин. (ответы детей)
(Слайд №2 Биография) - Е.И.Чарушин родился в 1901году на Урале. Детство писателя и в особенности его родители определили будущее маленького Жени. Папа у него был архитектором, много разъезжал и нередко брал с собой сынишку. Первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Мама - садовод-любитель. Женя много помогал ей в работе: ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения и сажать их в своём садике, выкармливать уток и тетеревов, занимался цыплятами, поросятами и другими домашними животными. Детство Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты, и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской Академии Художеств Чарушину предложили иллюстрировать книги В.В.Бианки, С.Маршака, М.Пришвина. В 1930 году вышел его первый рассказ. Е.Чарушин был блестящим рассказчиком-анималистом, т.е. художник, изображающий животных. Герои Чарушина добры, обаятельны. Художник любил изображать звериных детёнышей пушистых, мягких и ещё совсем беспомощных. Произведения Е.Чарушина известны не только у нас в стране, но и во многих странах мира.
- Какое новое слово я произнесла? (Слайд №3)
- Кто запомнил, что оно обозначает?
2.3. “Открытие” учащимися нового знания. Первичное восприятие.
- Произведение, которое мы будем читать, называется “Страшный рассказ”. На уроке мы выясним, почему он так называется.
Учитель читает первый абзац рассказа.
- Давайте закроем глазки и послушаем звуки леса, чтобы лучше представить, где жили мальчики.
Музыкальная минутка ЦОР №1
- Что же произошло дальше, послушайте. Учитель читает до слов “Но тут пришли папа с мамой”.
- Как вы думаете, кто топал и шлёпал?
- А теперь давайте откроем учебник, дочитаем рассказ и узнаем, кого же испугались мальчики?
Читают дети по цепочке. Объясняется слова ЧУЛАН, СЕНИ
2.4. Этап презентации образовательных продуктов - соединение идеальных планов каждого в общий и коллективный “объем” - совместную действительность.
Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.
- Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ? Докажите.
- Понравился ли вам рассказ? Что интересного в нём?
- Кого же испугались мальчики? (Слайд 4, ЦОР №2)
- Ёж-это маленький ночной хищник. Обитают ежи в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём спят, а ночью охотятся на улиток, насекомых, лягушек, ящериц. В случае опасности ёжик фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, а если это не помогает, свёртывается в клубок. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок. Интересно, что ежата рождаются с белыми мягкими иголками, слепые и глухие. Но уже через сутки иглы у них твердеют и становятся такими же тёмными и острыми, как у матери.
- Давайте откроем книжку с тестами на стр.11 и прочитаем ещё информацию о ежах.
Выполняется тест из “Блицконтроля” с.11
- Спасают ли иголки ежа от холода? Как?
- От чего ещё спасают колючки животных?
- Какое ещё животное имеет колючки? (Слайд №5)
Взаимопроверка. Работа в парах.
- Поднимите руку, кто на все вопросы ответил правильно.
Вторичное восприятие и анализ
- Прочитайте рассказ ещё раз самостоятельно и приготовьтесь отвечать на вопросы по содержанию. (Чтение текста детьми.)
- Как звали мальчиков?
- Почему же они испугались ежа?
- Где они жили?
- Почему они остались дома одни?
- Что они делали, когда остались одни?
- Какие звуки они услышали?
- Как они отреагировали на эти звуки?
- С какой интонацией будем читать разговор мальчиков?
- Найдите и прочитайте их разговор по ролям. (с.136-137, 4 абзац)
- Рассказали ли мальчики родителям, что случилось?
- Кого нашли родители? Прочитайте, как это было. (с.138, 1 абзац)
- Чем они угостили ёжика?
- Изменилось ли отношение мальчиков к ночному гостю?
Физкультминутка ЦОР №3
2.6. Этап конструирования - переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления и создание учащимися собственных образовательных продуктов (на данном этапе - коллективных).
Составление плана (Слайд №6)
- На сколько частей можно разделить рассказ?
- С помощью подчёркнутых слов составим план. (Работа в группах.)
1. Мальчики одни.
2. Дети легли спать.
3. За дверью кто-то топает ногами.
4. Пришли папа с мамой.
5. Да это ёжик!
Пересказ по плану
- Попробуем пересказать рассказ коллективно.
Разгадывание кроссворда. Приложение 4
- А теперь я хочу вам предложить кроссворд и убедиться, что урок для каждого из вас прошёл не зря. Если вы правильно его разгадаете, то по вертикали в выделенном столбике ещё раз прочитаете фамилию автора, написавшего “Страшный рассказ”. (Работа в группе) Приложение 4
3. Рефлексивно-оценочный блок - выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, оценка степени приращения инструментальных ресурсов личности обучающихся, а также качества созданных на уроке образовательных продуктов
- Что запомнилось в рассказе?
- Показался ли он вам страшным?
- Почему называется “Страшный рассказ”?
- На что хотел обратить внимание автор?
- Как зовут автора, который написал этот рассказ?
- Почему ему удалось написать такой хороший рассказ?
- Какой герой появится в нашей литературной стране?
- Оцените смайликами свою работу на уроке.
Домашнее задание
с.136-138 читать и пересказывать
Подготовить группой книжку-малышку о животных.
Учитель назначает организаторов, организаторы набирают себе команду.