Цель: установить контакт с подростками, выявить ценностные ориентации несовершеннолетних, показать варианты жизненных ценностей, соотнести их с успехом в жизни.
Время: 2 академических часа.
Материалы: бейджики по количеству участников группы, цветные карандаши, листы бумаги формата А4, ручки по количеству участников, карточки-бланки со списком ценностей, магнитофон, ножницы, фломастеры, мягкая игрушка “Солнышко”.
1. Упражнение “Знакомство”.
Цель: помочь участникам познакомиться друг с другом, рассказать о себе.
Время: 5 минут.
Техника проведения: каждый участник представляется по имени и называет свойства характера начинающееся на первую букву имени.
Инструкция: “Уважаемые участники группы. Для начала давайте познакомимся. Предлагаем вам представиться и назвать свое имя и положительное качество характера (то, что вы больше всего в себе цените) на первую букву имени”.
2. Упражнение “Визитка”.
Цель: способствовать быстрому запоминанию имен всех участников группы, развитие доверительных отношений.
Время: 5 минут.
Материал: бейджики по количеству участников группы, цветные карандаши, листы бумаги.
Техника проведения: подростки оформляют по своему желанию визитки-карточки.
Инструкция: “Нам необходимо оформить карточки-визитки для быстрого запоминания имен друг друга. Возьмите со стола лист бумаги, цветные карандаши и бейджики. Напишите на бумаге свое имя крупно и разборчиво, чтобы все могли прочитать его. Кто уже выполнил прикрепите бейждики со своим именем на грудь”.
Анализ: Всех устраивает то, как оформлена его визитка? Можем ли мы приступить к дальнейшей работе?
3. Упражнение “Рассказ о себе”.
Цель: помочь участникам больше узнать друг о друге, создать ситуацию доверия.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подростки по кругу рассказывает о себе все, что считают нужным.
Инструкция: “Предлагаем вам по очереди составить о себе рассказ. Расскажите о своей семье, когда вы родились, где, о своих увлечениях, о том, где учитесь”.
4. Упражнение “Молекулы и атомы”.
Цель: раскрепощение участников.
Время: 5 минут.
Техника проведения: подросткам предлагается игра, и объясняются правила. Они должны хаотично двигаться по помещению, а после команды ведущего объединиться в пары, тройки и т.д. Тот, кто остается без пары выбывает.
Инструкция: “Представим себе, что все мы атомы. Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать)”.
Анализ: Как вы себя чувствуете? Какое настроение у вас сейчас?
5. Упражнение “Девиз”.
Цель: вывести подростков на осознание своего жизненного принципа.
Время: 10 минут.
Техника проведения: все участники пишут такую надпись, какую они бы сделали на своей футболке, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать жизненное кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовать его характеру.
Инструкция: “Предлагаю вам нарисовать на листе бумаги, надпись, которую бы вы написали на своей футболке, если бы была такая возможность. Эта надпись должна отражать ваше жизненное кредо, основной жизненный принцип, а цвет соответствовать характеру”.
Анализ: Почему вы выбрали имена такой цвет? Удалось ли вам полностью отразить ваш жизненный принцип на рисунке? О чем говорит ваше кредо?
6. Мини-лекция “Что же такое жизненные ценности?”
Цель: дать понятия жизненных ценностей.
Время: 10 минут.
Каждый день мы попадаем в ситуации, в которых надо делать выбор. Это могут быть очень простые вещи – встать пораньше, чтобы успеть во время на занятия или еще полежать, провести время с друзьями или остаться с родителями, пойти гулять или заняться скучной, но необходимой работой. Результат нашего выбора зависит от того, что является для нас важным и ценным. То есть от того, что в психологии называют ценностями и приоритетами.
Наибольшее значение в человеческих отношениях имеют жизненные ценности (это то, чем человек дорожит, к чему стремится, что считает священным, престижным — например, богатство, образование, семья, государство, физическое здоровье, дети). Правда, о своих жизненных ценностях люди не склонны говорить, чаще всего человек даже не знает, как о них сказать, он не может это сформулировать. Предметом обсуждения обычно являются интересы, которые связаны с жизненными ценностями. Ценности обычно проявляются в поведении, в поступках, в серьезных ситуациях. Люди очень часто избегают не только говорить, но и думать о своих подлинных ценностях.
В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. возрасте - в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.
Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, в каких условиях растет человек, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.
Ближайшее окружение - родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя, друзья, телевидение - непосредственно влияет на развитие человека.
Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.
Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным.
В течение жизни мы попадаем в разные жизненные ситуации, в которых проверяется наш список ценностей. Под воздействием жизненного опыта может происходить переоценка ценностей. И тогда изменяется наше поведение и наша жизнь.
7. Упражнение “Мои жизненные ценности”.
Цель: диагностика личностных ценностей подростков, определение их жизненных целей.
Время: 15 минут.
Материалы: лист бумаги, ручки, список ценностей.
Техника проведения: подростки составляют список ценностей и разделяют их в порядке значимости.
Инструкция: “Выберите из предлагаемого списка 5 главных для вас ценностей. Распределите их в порядке значимости. Что для вас главное в жизни? Что значимо, ценно?
Список ценностей: интересная работа, хорошая обстановка в стране, общественное признание, материальный достаток, любовь, семья, удовольствия, развлечения, самосовершенствование, свобода, справедливость, доброта, честность, искренность, вера, целеустремленность”.
Анализ: Участники зачитывают полученные результаты.
8. Упражнение “Ассоциации”.
Цель: обучение осознанию своих проблем и поиску их решения, а так же преодоление трудностей, мешающих полноценному самовыражению.
Время: 10 минут.
Техника проведения: подростку предлагается сказать по несколько ассоциаций к словам: жизнь, семья, ложь, дружба, преступление, учеба, общение, честность, страх, борьба, Я.
Инструкция: “Скажи несколько ассоциации для слов: жизнь, семья, ложь, дружба, преступление, учеба, общение, честность, страх, борьба., Я.
Анализ:А как ты думаешь нужна ли человеку ложь? Для чего она нужна? Приходилось ли тебе когда-нибудь обманывать? Как часто ты это делаешь? Были ли для этого действительно веские причины?
9. Упражнение “Два брата”.
Цель: активизировать подростков на мыслительную деятельность, подвести к анализу поведения других людей, способствовать развитию рефлексии.
Время: 15 минут.
Техника проведения:
Инструкция: “Сейчас вам будет рассказана одна история, которая приключилась с двумя братьями. Интересно узнать ваше отношение к ней.
Два брата попали в скверную историю. Одолжили деньги, но не смогли вовремя их отдать. Кредиторы пригрозили и сказали, чтобы они срочно отдали деньги. Старший, Сергей, влез ночью в чужую машину, украл магнитофон и продал его.
Младший, Саша, пошел к пожилому человеку, известному в доме добротой, и сказал, что его мать заболела и ему нужны деньги на покупку лекарств. Саша просил занять ему деньги и обещал вернуть их, как только мать получит зарплату. На самом деле мать Саши была абсолютно здорова, и Саша вовсе не собирался возвращать деньги. Старик плохо знал Сашу, но все же дал ему нужную сумму. В итоге братья отдали долг”.
Анализ
1. Чего братья добились, что они выиграли в этой ситуации, в чем достоинство их поведения?
2. Чего лишились братья, что они проиграли в этой ситуации, в чем недостатки их поведения?
3. Что, на ваш взгляд, хуже: воровство Сергея или обман Саши?
4. Важно ли сдерживать слово, данное малознакомому человеку, которого никогда не увидишь?
5. Как вы относитесь к воровству?
6. Попадали ли вы в ситуации, когда?
10. Упражнение “Социометрия”.
Цель: помочь участникам ближе узнать друг друга.
Время: 10 минут.
Техника проведения: участники свободно ходят по аудитории. Ведущий предлагает найти себе пары по какому-то общему признаку.
Инструкция: “А теперь вам постройтесь в линейку друг за другом по дате рождения с первого числа. Сделать это нужно интуитивно, не разговаривая друг с другом.
Далее: по росту (с самого низкого), по размеру ноги (с самого большого), по месяцу рождения (с января). Чтобы ближе познакомиться, теперь вы можете друг друга спрашивать.
Анализ: Как вы себя чувствуете? Как ваше настроение? Не правда ли, общего в нас больше, чем различий?
11. Упражнение “Табу”.
Цель: осознание подростком чувств и стремлений, которыми они руководствуются в различных ситуациях, обучение свободе выбора своих действий.
Время: 10 минут.
Техника проведения: психолог ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. Подросткам предлагается какими-либо способами проявить свое любопытство в отношении этого предмета, попытаться больше узнать о нем.
Инструкция: “Перед вами волшебная шкатулка. Там лежит то, что нельзя. Я предлагаю каждому из вас как-то проявить себя в отношении этого предмета. При выполнении упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, постарайтесь не рассказать словами о своей позиции, а “показать” свое отношение к ситуации и содержимому”.
Анализ: Как вы себя чувствуете сейчас? Опишите чувства, которые вы испытывали во время выполнения упражнения? Что руководило вашими действиями: любопытство, желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость?
12. Упражнение “Мозговой штурм” (влияние группы, алкоголя и наркотиков).
Цель: выявление основных причин совершения преступлений подростками.
Время: 15 минут.
Материалы: листы А4, планшеты, карандаши.
Техника проведения: подростки делятся на три группы, каждой из них раздается планшет с листом формата А4. Подростки должны ответить на предоставленные вопросы.
Инструкция: Сегодня вам предлагается обсуждения следующих тем: влияние группы на совершение правонарушения, влияние наркотических веществ и алкоголя на поведение человека в ситуации, провоцирующей совершение противоправного поступка. На выполнение задания вам отводится не более 5 минут. За это время вы должны успеть ответить на поставленные перед вами вопросы. Затем вы выберете человека, который озвучит предложенные вами варианты.
1. Наркотики:
- влияет ли применение наркотика на взаимоотношения с окружающими?
- помогают ли наркотики общаться или мешают?
- есть ли у вас опыт общения с человеком, употребляющим наркотики? Если да, то приятно ли общаться с таким человеком?
- часто ли вы слышите о правонарушениях, совершенных наркоманами?
- какого рода эти правонарушения?
2. Алкоголь:
- помогает ли алкоголь общаться или мешает?
- как ведут себя пьяные подростки, как они нарушают права других людей?
- часто ли вы слышите о правонарушениях, совершенных в состоянии алкогольного опьянения?
- какого рода эти правонарушения?
- должен ли пьяный человек отвечать за свои действия или он освобождается от ответственности в силу своего физического состояния?
3. Группа:
- что такое влияние, на кого легче всего можно повлиять? (это способность убедить человека поступить так, как хочется тебе, или способность принять какие-либо действия, изменяющие исход ситуации)
- всегда ли влияние отрицательно? Каким образом его можно отличить?
- каковы способы негативного влияния? (запугивание, шантаж, угроза, подражание, зависимость, избиение, давление)
- желаете ли вы поддаваться такому влиянию?
- к каким последствиям может привести желание идти за группой?
Анализ: Совместное обсуждение.
13. Упражнение “Карманы”.
Цель: “расшевелить” участников, настроить на серьезное отношение к тренингу, активизирует воображение.
Время: 10 минут.
Инструкция: “Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и закройте глаза. Расслабьтесь... Представьте, что вы одеты в джинсовый костюм... Все представили? В этом костюме много карманов: в брюках - по бокам, сзади... в курточке - по бокам, нагрудный карман, потайной карман внутри... У вас в руках телефон. В какой карман его положите? Представьте, что его положили. У вас в руках крупная сумма денег. В какой карман их положите? Представьте, что положили их. У вас в руках сувенир, который подарил любимый человек. Представьте этот сувенир. В какой карман его положите? Представьте, что положили... Теперь откройте глаза и садитесь по местам”.
Анализ: Кто хочет рассказать, что он представил, куда складывал вещи? Как вы думаете, имеется ли какой-нибудь символический смысл в том, в какой именно карман кладется вещь? Почему? Может ли быть так, что это чистая случайность или просто практический смысл? А что для вас символизирует телефон? деньги? сувенир?
14. Упражнение “Для тебя”.
Цель: в результате у участников повышается самооценка.
Время: 10 минут.
Техника проведения: Участники группы пишут на 8-10 карточках пожелания. Затем под музыку все двигаются по аудитории. Предлагается подходить друг к другу и обмениваться пожеланиями. Подаренные пожелания дарить другому нельзя. По сигналу работа прекращается.
Материал: магнитофон, бумага, ножницы, фломастеры.
Инструкция: “Возьмите бумагу и нарежьте 8 – 10 небольших карточек. Кто хочет, может больше. После этого напишите на каждой карточке пожелание. Когда зазвучит музыка, вы будете свободно передвигаться по группе и обмениваться пожеланиями с другими участниками. Одному человеку можно подарить одно или несколько пожеланий, но главное, подаренные вам пожелания дарить нельзя. Когда музыка прекратит звучание, работа прекращается”.
Анализ: Что вызывало у вас трудности? Что лучше: дарить или принимать пожелания? На что направлено данное упражнение? Какие подводные камни могут возникнуть при проведении и как их избежать?
15. Обратная связь “Впечатления от сегодняшнего дня”.
Цель: в результате тренер получает обратную связь от участников, развивается доверие, взаимопонимание между участниками группы.
Время:10 минут.
Материал: мягкая игрушка “солнышко”.
Техника проведения: Каждый участник группы по кругу высказывает впечатления от занятия.
Инструкция: “У меня в руках чудесный цветочек. Он излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать его друг другу. Я попрошу высказать впечатления о сегодняшнем дне тренинга и подарить свои пожелания участникам группы.
Анализ:
- Мне понравилось...
- Меня раздражало...
- Меня удивило...
- Мое настроение после занятия ...
- Что вам дало сегодняшнее занятие? Что нового узнали?
16. Упражнение-метафора “Бабочка”
Цель: подвести подростков к осознанию ответственности за собственные дела и поступки.
Время: 10 минут.
Техника проведения: подросткам зачитывается метафора, затем идет её обсуждение.
Инструкция: В заключение нашего занятия мы хотим вам подарить одну поучительную историю для того, чтобы каждый из вас применил эти слова к себе и, возможно, своей будущей жизни “В одном селении жил мудрец. Люди приходили к нему за советом. И вот однажды появился в селении злой завистник. Он решил доказать, что мудрец на самом деле не так уж умен. Завистник решил: “Поймаю бабочку и зажму ее между ладонями. Попрошу мудреца угадать живая она или мертвая. Если мудрец скажет. Что бабочка живая, я легко придавлю ее, и он окажется неправ. Если скажет, что мертвая, отпущу бабочку, и он будет опозорен”.
Завистник собрал толпу людей, и они вместе отправились к дому мудреца. Мудрец вышел к ним на крыльцо.
“Скажи, - крикнул завистник, что в моих руках: живая бабочка или мертвая?”
Мудрец помолчал и ответил: “Всё в твоих руках”.
17. Упражнение “Спасибо за прекрасный день”.
Цель: в результате развиваются умения ярко и выражено благодарить друг друга.
Время: 10 минут.
Техника проведения: группа становится в общий круг. Дается задание выразить чувство благодарности и дружеские чувства участникам группы. Один из участников выходит в центр круга, затем к нему подходит другой, берет его за руку и благодарит за прекрасный день, затем выходит следующий и так далее, пока все участники не окажутся в центре круга.
Инструкция: “Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: “Спасибо за прекрасный день!” Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго игрока, пожимает ее и говорит: “Спасибо за прекрасный день!” Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Этим игра и завершается”.
Анализ: Какое впечатление у вас оставило это упражнение? Каким по счету хотелось выйти, в первых или последних рядах?