Технологические карты для учащихся как способ организации их самостоятельной деятельности на уроках химии (с использованием элементов модульной системы организации учебно-воспитательного процесса)

Разделы: Химия


Организация самостоятельной работы на уроке - очень ответственная и сложная работа для каждого учителя. Учитель должен научить учащегося самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, и главное, научить применять полученные знания в  практической деятельности. Самостоятельная работа – это средство борьбы за глубокие и прочные знания учащихся. За время учебы учащийся должен достичь высокого уровня самостоятельности, чтобы справляться с разными заданиями, добывать новые знания в процессе решения учебных задач.

Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для данного класса. И очень хорошо сказал по этому поводу К.Д. Ушинский: “...дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью”.

Под самостоятельной учебной работой понимают любую организованную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Требования к организации самостоятельной работы на уроке: 

Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.

Самостоятельная работа должна соответствовать учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому должен быть постепенным.

Учитель обеспечивает сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управление самим процессом работы.

Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, ибо основная ее задача-развитие познавательных способностей, инициативы и творчества ученика.

Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения задачи или метода, которым нужно овладеть. Образовательная функция самостоятельной работы выражается в освоении методов химической науки: экспериментальных знаний, умений работать с учебником, производить расчеты, пользоваться химическим языком.

Вербальный способ обучения в настоящее время становится малоэффективным. Изменяются цели обучения, их направленность  на формирование навыков творческой деятельности, а также в связи с компьютеризацией обучения.

Технологические карты представляют собой модернизированные планы уроков. В них структурирован учебный материал, выделено главное и даются варианты познавательных заданий. В технологических картах спланирована не только деятельность учителя, но и работа учащегося, направленная на достижение прочных знаний. Отличительные признаки предлагаемых мною технологических карт заключается в том, что в них сочетаются планирование педагогического результата, использование некоторого нравственного и социального опыта учащихся, выделение возможной личностной значимости изучаемого для нахимовцев. Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научить учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в мире ценностей.

Цель работы: Разработка и реализация технологических карт комбинированных уроков химии за курс 9 класса, ориентированных на формирование УУД у учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Задачи работы:

1. Изучить требования ФГОС современного урока;

2. Определить структуру каждой технологической карты в соответствии с нормативными требованиями и содержание уроков в рамках УМК по химии для 9классов О. С. Габриеляна;

3. Разработать систему дидактических материалов для проведения уроков в соответствии с требованиями ФГОС;

4. Провести уроки с использованием разработанных технологических карт и оценить их эффективность для формирования УУД у учащихся.

Предлагаемые технологические карты созданы по образовательной программе О. С. Габриеляна для 9 класса по курсу “Химия” для основной школы, базовый уровень обучения. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и имеет гриф “Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации”. Образовательная программа предлагает темы, содержание которых адаптировано к возможностям учащихся 9-го класса, оканчивающих основную школу (2 часа в неделю, 68 часов).

На занятиях в 9-м классе больше внимания уделяется самостоятельной работе с текстом учебника и другими видами источников информации (в т. ч. с интернетом), решению познавательных творческих задач, заданий на основе внутрипредметных и межпредметных связей, т. е. ведущей является самостоятельная работа учащихся на разных этапах урока. Широко используется работа в группах, где можно обсудить проблему, уточнить непонятное, задать вопросы, расширяющие образовательное пространство, использовать информацию из различных источников, полученную другими нахимовцами. На уроках предусмотрено использование компьютеров, программных продуктов, не только для контроля знаний и рефлексии, но и для изучения нового материала.

Познавательные задания не дублируют задания и вопросы учебника, они более разнообразны, что обеспечивает учителю возможность выбора. Лабораторные опыты даны в большом объеме с целью получения экспериментальных знаний, закрепления предметных навыков и подготовки к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ.

На каждом уроке реализуются не только метапредметные задачи, но и личностные, уделяется внимание социализации личности и проблеме профориентации учащихся. Кроме того, привитие интереса к предмету может сориентировать нахимовца на более глубокое изучение химии в старших классах.

Технологические карты ни в чем не ограничивают творчество учителя, они являются одним из вариантов планирования учебного процесса.

В технологических картах плотно спланирована деятельность учителя и учащихся на уроках. Учитель может отбирать по своему усмотрению задания, соответствующие уровню подготовленности и работоспособности классного коллектива, часть материала предложить для самостоятельного изучения.

Во многих случаях работу с текстом учебника на уроке можно дополнить работой с дополнительной литературой по этой теме, видеофрагментами, слайдами презентаций, интернетом.

Технологические карты для учащихся помогут в планировании учебной деятельности участников образовательного процесса, в оценке значимости знаний и навыков как средства развития эмоционально-ценностных отношений и творческой деятельности нахимовца, в организации диалога как условия гуманизации образовательного процесса с требованиями ФГОС.

Использование технологической карт для учащихся с использованием элементов модульной системы организации учебно-воспитательного процесса дает хорошие результаты, не только повышает качества  обучения химии, но и качество знаний учащихся.

Технологические карты для учащихся представляют собой подробное поурочное планирование по курсу химии для 9 класса на основе элементов модульной технологии обучения, как способ организации их самостоятельной деятельности на уроках.

Важнейшими чертами современного обучения является ориентация на активное освоение учеником способов познавательной деятельности, личностную значимость образования, а также ориентации обучения на личность ученика, обеспечение возможности его самоконтроля, самореализации.

Каковы же возможности технологии модульного обучения в реализации существенных признаков личностно-ориентированного обучения?

Прежде всего, в ней заложен принцип, который классик гуманистической психологии К. Роджерс считает основным: ученик с помощью модульной программы включен в активный самостоятельный процесс учения, а учитель в этом процессе его сопровождает, помогая освоить приемы учения и самоуправления. При этом учитель, освобожденный от сугубо преподавательской и жесткой управленческой нагрузки, получает реальную возможность осуществлять индивидуальный, личностный подход к каждому ученику, организовывать взаимодействие и взаимопомощь учащихся.

Благодаря открытости методической системы учителя, заложенной в модуле, добровольности и гласности текущего и итогового контроля, возможности свободно осуществлять самоконтроль, выполняется гуманистический принцип направленности на ученика. Таким образом, модульная технология обучения переводит авторитарное управление в мягкое, создаются благоприятные морально-психологические условия, в которых нахимовец ощущает себя свободным, защищенным, уверенным в своих силах.

Модульное обучение – это управляемое самообразование. Основная деятельность на уроке – это самостоятельная работа учащихся с учебными элементами. Учитель в этом процессе – организатор познавательной деятельности учащихся. Обратная связь осуществляется благодаря наличию в модуле средств контроля и выполнения самоподготовки по группам.

Достоинства модульного обучения

1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого нахимовца.

2. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.

3. Поэтапный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

Дидактические условия, при которых достигается высокая эффективность модульного обучения

  • Последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех этапах.
  • Разработка и предъявление модулей позволяют сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки.
  • Варьирование проблемных задач и заданий с типовыми, требующими репродуктивной воспроизводящей деятельности учащихся.
  • Применение наряду с основными дидактическими материалами, средств информационных технологий.
  • Сочетание контроля с самоконтролем учащихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.

Практика использования элементов модульной технологии дает существенные позитивные результаты: повышается уровень преподавания химии и качество знаний учащихся. Они практически готовы к итоговому тестированию в форме ЕГЭ первой части в вопросах неорганической химии. Не стоит ожидать, что внедрение элементов модульного обучения сразу же изменить ситуацию с отношением учащихся к предмету. Адаптация учащихся к использованию на уроках технологических карт для учащихся с элементами модульной технологии может оказаться довольно сложной. Поэтому при прохождении первых тем с использованием элементов модульных программ необходима большая помощь учителя, чем последующие. Но результаты.... Часть учебных тем можно изучить традиционными методами. Сюда же можно отнести и практические работы, предусмотренные учебной программой.

Для успешной самостоятельной работы учащихся на уроках химии с использованием технологических карт необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Перед изучением каждой новой темой учитель отводит время на раскрытие тех вопросов, которые наиболее сложны для восприятия учащимися.

Процесс проверки знаний должен быть оперативным, поэтому в основном это тестовые задания, часть которых соответствует структуре КИМов к ЕГЭ. Тесты могут предназначаться для: входного, промежуточного, выходного контроля, а также самоконтроля, с целью самоанализа и корректировки знаний. Для объективного оценивания учебных достижений учащихся, следует подготовить дополнительные варианты контрольных материалов для выходного контроля.

Скорость усвоения учебного материала у учащихся различна: одни усвоят материал быстрее, а другие будут отставать. Хорошо успевающими учащимися, в особенности тем, которые предполагают избрать химию как предмет для итоговой аттестации, можно предложить выполнять функции консультанта для отстающих учащихся или делегировать им роль учителя, для проверки знаний.

Общее число часов, затраченных на изучение той или иной темы, не должно выходить за рамки, предусмотренные учебной программой.

Приложение 1

Приложение 2

Список литературы

1. Химия. 9 класс : учебник / О. С. Габриелян. – 2-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2014. – 319, (1) с. : ил.

2.Беспалов П. И. Модульные программы при изучении органической химии. Ч.1.- М: - Центрхимпресс, 20003

3. Габриелян О. С. Химия: пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 20014.

4. Воловик В. Б, Крутецкая Е. Д. Неорганическая химия: Упражнения и задачи: Пособие для старшеклассников. – СПб. : Изд-во А. Кардакова, 2004. – 128с.

5. Ивлева Н. А. Модульная технология при изучении органической химии. Часть I. Учебные материалы. Оренбург, 2009

6. Семенцова В. Н. Биология. Общие закономерности ( класс. Технологические карты уроков: Метод.пособие. – СПб.: “Паритет”, 2002. – 192 с.

Интернет-ресурсы

1. http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2014/10/30/doklad-organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-uchashchikhsya-na