Использования информационно-коммуникативных технологий для развития культуры речи младшего школьника посредством выпуска классной газеты

Разделы: Начальная школа


Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, ключевые компетентности, развитие речи младшего школьника, методические принципы, коммуникативная направленность.

Современный мир очень изменился. Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении, а в частности, для развития речи детей младшего школьного возраста, даёт уникальные возможности.

На основании изученной психолого-педагогической и специальной литературы мы формулируем следующие выводы.

Культура речи – это не только умение говорить и оформлять свою устную речь в письменную, но также передавать её с эмоциональным аспектом, ясно и точно, дабы эта речь завораживала слушателя или читателя.

Речь как такова – является проявлением умственной деятельности, средством общения, неразрывно связанна со степенью умственного развития ребёнка. Связная речь – это умение выражать свои мысли и чувства с точностью и конкретикой, грамотно и последовательно, использую весь активный запас языка говорящего.

В развитии речи на данном этапе конструирования нового подхода к обучению, современная школа взяла на вооружение информационно-коммуникативных технологий. Для того чтобы с наибольшей точностью и конкретикой выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный (лексический) запас, поэтому работа над устной речью начинается с пополнения и активизации словаря.

Методы и приемы информационно-коммуникативных технологий дают возможность обогащать речь, углублять ее синтаксический строй, что в конечном итоге ведёт к повышению культуры речи.

В процессе обучения использование информационно-коммуникативных технологий для развития речи детей младшего школьного возраста предполагает:

выработку системы электронных и сетевых ресурсов, которые непосредственно направлены на развитие речи младших школьников, что даёт возможность преподавателю ориентироваться в предметных средствах ИКТ, используя их, основываясь на свой опыт и психологические особенности класса;

глубокое понимание методики применения ИКТ на уроке русского языка и внеурочных занятиях, где учитель, основываясь своим опытом, широко применяет возможности использования ИКТ при планировании урока, при активизации работы учащихся с лингвистическими базами данных в онлайн режиме, при выявлении наиболее значимого места мультимедийной презентации на различных этапах урока;

осознание учителем индивидуального понимания об информационных технологиях анализа, обработки и хранения речевых сообщений (устных и письменных), т. е. восприятие технологий, их применение и конкретное местом в прикладной лингвистике, что является важным в современном обществе.

Новое прочтение текстовой информации и способов ее передачи и использования можно рассматривать через призму основных технологий.

При работе с мультимедийным проектором и экраном при иллюстрировании разных схем, картин, таблиц, фотографий, рисунков дает новый виток раскрытия творческой активности и познавательной способности учащихся.

Таким образом, у учащихся активно формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

  • умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
  • умение работать в группе;
  • умение находить информацию в различных источниках;
  • коммуникативная компетентность;
  • осознание полезности получаемых знаний и умений;
  • умение доказывать, говорить, мыслить.

Выпуск классной газеты - современное средство повышения интереса к учёбе, чтению, одно из возможностей применить информационно-коммуникативные технологии на всех этапах работы над газетой начальной школе.

Задачи газеты:

  • повышение интереса к событиям, происходящим в жизни класса;
  • умение говорить и оформлять свою устную речь в письменную (развитие речи);
  • активизация воспитания информационной культуры школьников;
  • повышение интереса к изучению предметов, необходимых для создания газеты (литературе, русскому языку, краеведению, информатике);
  • развитие творчества, умения общаться, больше знать и использовать данные знания;
  • формирование чувства ответственности к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим принципам;
  • формирование у учащихся толерантного сознания.

Методические принципы, необходимые в работе:

  • личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
  • коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);
  • деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);
  • взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
  • поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).

Цель: использование технических возможностей новых информационных технологий в образовании в процессе реализации учащимися своего творческого потенциала для создания бурлящей активностью информационной среды, которая на различных этапах своего роста, использует не только векторную графику, но и растровую – готовят изображения для публикации в газете, активно обсуждает, спорит и в процессе работы, и онлайн, мыслит, говорит, творит.

Следовательно, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, русского языка и литературного чтения, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.

Родители:

  • возможность знать, чувствовать, обсуждать, гордиться, думать и делать выводы;
  • возможность подсказать, учиться вместе, сравнивать, поощрять.

Перечень рубрик газеты

1. Достижения в спорте.

2. Срочно в номер.

3. Путешествия.

4. Мои размышления (литературная страничка).

5. Информационные новости.

6. Исторические даты.

7. Размышления на тему...

8. Сегодня к нам в гости....

Литература

1. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. - М., 2007.

2. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа// - 2003. - N 4.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

4. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. –2003. - № 5

5. Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. //Б.Н.Головин// - М., 1991.

6. Катонова Е.М. Развитие языковой и речевой способности младших школьников. // Е. М. Катонова// Пачатковая школа. - 2004. - №6.

7. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. //Журнал “Дефектология”// - М., 2001. - № 3.

8.Ладыженская Н.В. Риторика с применением компьютерных технологий// Начальная школа: плюс-минус. 1999. - №4.

9. Торжинская О. Ю. Использование информационных технологий в начальной школе. urok.1sept.ru, 2010.

10. “Обучение для будущего” (при поддержке Microsoft): Учебное пособие. - 4-е изд., испр. - М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2004.